УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0014-02-2021-000428-61
Судья Ханбекова Н.М. Дело № 33-141/2022 (33-5152/2021)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 18 января 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.,
при секретаре Абросимовой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-2-162/2021 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 8 октября 2021 года, по которому постановлено:
исковые требования прокурора Павловского района Ульяновской области в интересах Гурьяновой Татьяны Геннадьевны, - удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке Гурьяновой Татьяны Геннадьевны от места ее жительства до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного *** в р.п. Новоспасское и обратно в соответствии с графиком лечения.
В удовлетворении исковых требований прокурора Павловского
района Ульяновской области к государственному учреждению здравоохранения «Павловская районная больница имени
заслуженного врача России А.И. Марьина», - отказать.
В удовлетворении требования прокурора Павловского района Ульяновской области об обращении решения суда к немедленному исполнению, - отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Павловского района Ульяновской области в интересах Гурьяновой Т.Г. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения (далее – ГУЗ) «Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И.Марьина» о возложении обязанности организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке для прохождения процедуры программного ***. В обоснование иска указал, что ООО «ФрезениусНефрокеа» и ГУЗ «Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина» внесены в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования. Проведение заместительной *** методом программного *** является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения. На территории Ульяновской области медицинская услуга по проведению заместительной *** методом программного *** оказывается ООО «ФрезениусНефрокеа», расположенным по адресу: пл. Семашко, д.10, р.п. Новоспасское, Ульяновская область. Специфика заболевания и самой процедуры *** обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу. Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения *** методом программного ***, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры ***. Финансирование данного вида специализированной помощи на территории области на 2021 год предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы. На территории региона функции по организации специализированной медицинской помощи в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области 16 ноября 2018 года № 25/565-П, возложены на Министерство здравоохранения Ульяновской области. Учитывая изложенное, доставка пациентов для проведения заместительной *** в р.п. Новоспасское Ульяновской области и обратно, должна осуществляться силами Министерства здравоохранения Ульяновской области. Однако Министерство здравоохранения Ульяновской бездействует и необходимые меры для обеспечения доступности медицинской помощи не осуществляет. В связи с тем, что Гурьянова Т.Г. по состоянию своего здоровья не имеет возможности самостоятельно три раза в неделю круглогодично посещать указанный медицинский центр, расположенный в р.п. Новоспасское Ульяновской области, чтобы получить жизненно необходимое лечение, а также у нее отсутствует личный транспорт, подвоз ее до *** центра и обратно осуществляется за счет средств муниципального бюджета администрации МО «Павловский район» в соответствии с утвержденной муниципальной комплексной программы «Забота» на 2019-2021 годы в муниципальном образовании «Павловский район». Однако, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения организация подвоза пациентов до *** центра и обратно не относится. Значительное территориальное удаление больных от учреждения, оказывающего ***, затрудняет получение пациентами данной медицинской услуги, а неисполнение обязанностей Министерством здравоохранения Ульяновской области по принятию мер по обеспечению доступности медицинской помощи влечет за собой невозможность получения больным указанной медицинской услуги, создает угрозу их жизни и здоровью. Гурьянова Т.Г. является инвалидом ***. Прокурор просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина» организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке Гурьяновой Т.Г. от места ее жительства до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного *** в р.п. Новоспасское и обратно в соответствии с графиком лечения; решение суда обратить к немедленному исполнению.
Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что Гурьянова Т.Г. получает плановое лечение методом программного ***, диагностические исследования ей не проводятся, лечение получает амбулаторно, а не стационарно. В оказании скорой медицинской помощи либо в осуществлении медицинской эвакуации она не нуждается, медицинская помощь оказывается ей в плановом режиме, при этом необходимости в экстренной доставке в лечебное учреждение не имеется. Другие основания для ее доставки транспортом медицинской организации для получения программного *** в лечебное учреждение, действующим законодательством не предусмотрены. Бесплатная медицинская услуга по транспортировке в медицинскую организацию при амбулаторном лечении, не предусмотренная действующим законодательством, является нецелевым расходованием финансовых средств. Перевозка пациента на автомобильном транспорте не является медицинской услугой, а относится к числу транспортных услуг, поскольку медицинская помощь не оказывается во время следования пациента к месту лечения и обратно. Медицинская услуга *** предоставляется медицинской организацией ООО «Фрезениус Нефрокея» в рамках Территориальной программы государственных гарантий и оплачивается из средств ТФОМС. Прямого указания на исполнение обязанности по доставке на *** и определения органа исполнительной власти или юридического лица как исполнителя данной обязанности, действующее законодательство не содержит. Гурьянова Т.Г. получает данный вид медицинской помощи за счет средств Территориальной программы государственных гарантий в ООО «Фрезениус Нефрокея». Данный вид помощи организован для нее бесплатно. Ей оказывается помощь в виде осуществления подвоза в *** центр. Кроме того, в п.5.8 Территориальной программы Ульяновской области указано, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих ***, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом *** и обратно. Соответственно такое финансирование является правом, а не обязанностью.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Павловского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гурьянова Т.Г. является
инвалидом ***, страдает ***. Ей по состоянию здоровья проводится *** в ООО «Фрезениус Нефрокеа»
в р.п.Новоспасское Ульяновской области, в ближайшем к месту ее
жительства центре ***.
Транспортировка Гурьяновой Т.Г. от места ее
жительства до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры
программного *** в р.п.Новоспасское и обратно в соответствии с графиком лечения
(три дня в неделю, вторая смена) не организована.
Ранее Гурьянова Т.Г. получала необходимую ей помощь по транспортировке в рамках муниципальной комплексной программы «Забота» на 2019-2021 годы муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области.
Согласно сообщению Главы администрации муниципального образования «Павловский район» с 1 августа 2021 года принято решение о прекращении финансирования подвоза лиц, нуждающихся в лечении, до *** центра.
Полагая права инвалида Гурьяновой Т.Г. нарушенными, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к выводу о том, что транспортировка больных *** в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде *** методом программного ***, является составляющей частью мероприятия по ее оказанию, в силу чего обязанность по организации и обеспечению бесплатной услуги по транспортировке больных *** от места жительства до места получения медицинской помощи методом *** и обратно в соответствии с графиком *** должна быть возложена на субъект Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения Ульяновской области, поскольку в полномочия последнего входит решение вопросов по оказанию населению специализированной помощи, к которой относится *** методом программного ***.
Данные выводы суда соответствуют установленным по делу доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального права, гарантирующим доступность гражданам медицинской помощи, необходимой им для жизнеобеспечения.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Исходя из положений пункта 6 статьи 4 и статьи 10 Федерального закона №323-ФЗ, одним из принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В силу части 2 статьи 83 Федерального закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); 4) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании части 11 статьи 83 Федерального закона № 323-ФЗ источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных данным Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации.
Согласно п.1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/565-П, Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.
Согласно подпункту 8 пункта 2.1 названного Положения в сфере управления здравоохранением Министерство здравоохранения организует оказание населению Ульяновской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения;
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда о том, что финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию вышеуказанной специализированной медицинской помощи финансируется за счет средств бюджета Ульяновской области, в связи с чем организация оказания такой помощи относится к полномочиям Министерства здравоохранения Ульяновской области. Министерство здравоохранения Ульяновской области является уполномоченным органом, который организует оказание такой специализированной медицинской помощи в медицинских учреждениях для жителей области и обеспечивает ее доступность для граждан.
Данные выводы суда соответствуют установленным по делу доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального права, гарантирующим доступность гражданам медицинской помощи, необходимой им для жизнеобеспечения.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на то, что пациентам, проживающим на территории муниципального образования финансирование транспортировки граждан должно осуществля░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ***, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ***.
░░░░░░░ 5.8 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2021 ░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 2022 ░ 2023 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ***, ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ *** ░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ *** ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░ 2 ░░░░░░ 83 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░ 2011 ░░░░ № 323-░░ «░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ *** ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 8 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░. ░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 41 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.01.2022.