Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2016 года
Д 2-1186\16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 сентября 2016г.
Городской суд г. Лесного Свердловской области в составе:
Председательствующего Зыкиной М.Н.
при секретаре Азановой К.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архипова Е.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Лесном Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Архипов Е.В. обратился в городской суд г. Лесного с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в гор. Лесном Свердловской области (далее - ГУ УПФ РФ в г. Лесном) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В обоснование требований истец указал, что *** обратился в ГУ УПФ РФ в г. Лесном с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п 19 п.1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста. По результатам рассмотрения заявления ГУ УПФ РФ в г. Лесном было вынесено решение «Об отказе в установлении трудовой пенсии» *** от ***. Отказ был мотивирован тем, что трудовой стаж не были включены периоды работы (службы) Архипова Е.В. в вооруженных силах РФ, период службы заявителя по призыву в вооруженных силах СССР, периоды нахождения в учебных отпусках в должности учителя средней школы *** г. Лесного, периоды работы в должности учителя средней школы пос. Сигнальный Нижнетуринского ГОРОНО и в должности учителя *** Отдела образования администрации МО « Нижнетуринский район».
Архипов Е.В. не согласен с решением пенсионного органа, в связи с чем, просит суд признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Лесном от *** *** в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии спорные периоды работы, обязать ГУ УПФ РФ в г. Лесном включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости спорные периоды работы Архипова Е.В., назначить Архипову Е.В. трудовую пенсию по старости на основании п/п 19 п.1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ***., взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя и госпошлины.
В судебном заседании истец Архипова С.Л. и ее представитель Потапенок А.Г. на требованиях настаивали.
Представитель ответчика против иска возражала по доводам письменного отзыва на иск.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, материалы отказного пенсионного дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют женщины достигшие возраста 55 лет.
В силу пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п. п. 2, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Аналогичные положения содержались в пп. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
***
***
***
***
***
***
***
Истец просит исчислить стаж по призыву с *** по *** зачесть как один день военной службы за два дня работы и включить в профессиональный стаж не включенный ответчиком период службы по контракту с *** по *** применив абз. 1 п.3 ст10 ФЗ №75 –ФЗ «О статусе военнослужащих»
Абз 1 п.3 ст.10 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащего» регулирует пенсионные правоотношения связанные с назначением пенсии по старости гражданам имеющим необходимый профессиональный стаж в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ.
В Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на основании которого истец просил назначить ему пенсию, отсутствуют нормы, предусматривающие исчисление специального педагогического стажа за время прохождения службы по призыву в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы.
Частью 3 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 10 Закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ, время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Указания на то, что данный период засчитывается в специальный стаж для назначения пенсии, не имеется.
Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности во вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Таким образом, только абзац второй указанной статьи прямо указывает на включение военной службы в особых условиях в стаж для назначения пенсии.
Вместе с тем, сведений о том, что истец проходил военную службу на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, на особых условиях, материалы дела не содержат.
***
В Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на основании которого истец просил назначить ему пенсию, отсутствуют нормы, предусматривающие исчисление специального педагогического стажа за время прохождения службы по призыву в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы.
В соответствии с действующим в спорный период времени законодательством служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный педагогический стаж (выслугу лет) при назначении пенсии работникам просвещения только в календарном порядке.
Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от *** N 76-ФЗ, на положения которого ссылается истец, также не предусмотрено включение периодов службы в льготном исчислении в педагогический стаж в целях назначении пенсии на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 "О страховых пенсиях".
Федеральный закон N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" вступил в законную силу с 01 января 1998 г, приведенный закон вопросы исчисления специального стажа для назначения трудовой пенсии не регулирует.
При установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности следует учитывать специальные нормы, регулирующие вопросы включения в стаж периодов работы и иных периодов для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в частности указанные выше нормативные акты.
Время нахождения истца на военной службе по призыву включено в стаж исходя из принципа правовой определенности Ответчиком в календарном исчислении.
При таких обстоятельствах, основания для пересчета времени пребывания истца на военной службе в льготном исчислении суд не усматривает.
Обоснованными суд находит требования истца о включении в соответствующий пед. стаж всего периода его службы по контракту с *** по *** в соответствии с п. 9.2 "Рекомендаций об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений", утвержденных Минобрнауки РФ N АФ-947, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ N 96 от 26.10.2004, в силу которого время службы в Вооруженных Силах СССР и РФ засчитывается в стаж педагогической работы в порядке, предусмотренном приложением 2 Рекомендаций.
***
Так как истец до начала службы по контракту и непосредственно после нее осуществлял педагогическую работу в качестве мастера производственного обучения в СПТУ№ 78 и учителем технического труда в средней школе № 7 МО Нижнетуринского района, то период службы по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации подлежит зачету в полном объеме, как относящийся к периоду до ***, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
***
***
***
***
***
***
Согласно Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года N 320-О, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
***
Следовательно, для расчета стажа истца, дающего право на досрочное назначение пенсии, определяющее значение имеет законодательство, действовавшее на момент ее обучения.
Ранее действовавшим Положением "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, время обучения в педагогическом учебном заведении засчитывалось в льготный стаж, если этому времени непосредственно предшествовала и за ним следовала педагогическая деятельность.
***
Таким образом, условия, предусмотренные Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, соблюдаются.
Поскольку указанное Положение утратило силу с ***, суд находит правовые основания для включения в специальный стаж истца периода учебы.
***
Спорным является отказ ответчика по не включению в соответствующий стаж периода работы Архипова Е.В. с *** по *** *** в должности учителя Средней школы пос. Сигнальный Нижнетуринского ГОРОНО г.Нижняя Тура и с *** по *** в должности учителя Средней школы № 7 Отдела образования администрации МО «Нижнетуринский район» г.Нижняя Тура ( ***
Основанием к отказу во включении указанного периода является то обстоятельство, что средняя школа не обладала статусом юридического лица, являлась структурным подразделением ГОРОНО.
В указанной части суд находит решение Ответчика об отказе незаконным.
***
В соответствии со ст. 12 Закона N 3266 от 10 июля 1992 г. "Об образовании", вступившего в силу с 31 июля 1992 г., все образовательные учреждения являются юридическими лицами.
Ранее действовавшее законодательство, в частности положения ст. 80 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.1992 г. N 340-1, а также Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет N 463 от 06.09.1991 г., не содержало требования о том, что педагогическая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях. Назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях для детей, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.
Работая в школе истец имел все основания предполагать, что время работы в данном учреждении будет зачтено в его стаж, дающий право на льготную пенсию в соответствии с действующим пенсионным законодательством.
С учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", судебная коллегия принимает во внимание, что при решении вопроса о назначении досрочной пенсии по старости юридическое значение имеет характер выполняемой работы и обязанностей, а также выполнение педагогической работы в образовательном заведении для детей. Отказ в реализации гражданином конституционного права на пенсию по одним лишь формальным основаниям недопустим. Формальное толкование нормативных положений ведет к умалению установленного Конституцией Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, не отвечает условиям пенсионного обеспечения, установленных федеральным законом.
Следовательно для досрочного назначения пенсии имеет значение вид деятельности учреждения, а не наличие государственной регистрации в качестве юридического лица у организации или учреждения, с которым работник состоял в трудовых отношениях, поскольку данные обстоятельства не зависят от воли конкретного работника.
Сам по себе факт наличия у школы, в котором работал истец, статуса структурного подразделения, а не юридического лица не изменяет характера деятельности учреждения и не опровергает факт того, что истец осуществлял педагогическую деятельность в учреждении, которое предусмотрено Списком N 463 от 06 сентября 1991 г.
***
***
Согласно положений статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлены следующие правила распределение судебных расходов между сторонами.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано ( часть 1 статьи 98).
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителя и другие признанные судом необходимыми расходы (ст. 94 ГПК РФ).
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
***
Исходя из положений ст. 100 ГПК РФ, учитывая характер спора, сложность дела, объем предпринятых процессуальных действий, а также требования разумности, суд полагает взыскать с ответчика в пользу истца в возмещение судебных расходов в заявленном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л :
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в гор. Лесном Свердловской области назначить Архипову Е.В. пенсию в соответствии с ч.1 п.19 статьи 30 Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. с *** г. включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности следующие периоды:
***
***
***
***
***
***
***
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Лесном Свердловской области в пользу Архипова Е.В. расходы по оплате госпошлины в размере *** руб., и расходы на оказание юридической помощи в размере *** рублей, всего взыскать *** рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, а также в кассационном порядке в президиум Свердловского областного суда в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение.
Председательствующий М.Н.Зыкина