РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2019 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Оглоблиной М.П., при секретаре Суворовой К.В., с участием представителя истца Меринова И.Н., ответчика Соколова О.Н. и его представителя Тухтаровой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4915/2019 по иску Соколова Игоря Владимировича к Соколову Олегу Иннокентьевичу о восстановлении срока принятия наследства,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился Соколов И.В. с иском к Соколову О.И. о восстановлении срока принятия наследства, указав в обоснование исковых требований следующее. 25.11.2018 умер его отец – Соколов В.И. После его смерти открылось наследство, состоящее из недвижимого имущества: доли в квартире, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, а также счетов, открытых в банке, и принадлежащих умершему. Истец является наследником 1 очереди по закону. В установленный шестимесячный срок истец не принял наследство по причине того, что не имел возможности выехать в <адрес обезличен>, так как проживает и работает в г. Москве и не знал, что в настоящий момент у нотариуса Лукошкиной Т.М. открыто дело о наследовании имущества, принадлежащего Соколову В.И. С заявлением о вступлении в наследство обратился Соколов О.И.
В дополнительном заявлении к иску Соколов И.В. указал, что не знал до настоящего момента о принадлежащем праве собственности на указанную квартиру, а также имеющихся расчетных счетах либо иного имущества, принадлежащего умершему отцу Соколову В.И.
Истец просит суд восстановить ему срок для принятия наследства, открывшегося 25.11.2018, после смерти Соколова В.И. (л.д.11, 12, 26).
В письменных возражениях на иск ответчик Соколов О.И. и его представитель Тухтарова А.Е. просят в иске отказать, указав следующее.
Спорная квартира принадлежала Соколову И.А., умершему 26.09.2018, и Соколовой Ф.И., умершей 17.02.2013 (родителям ответчика) на основании договора о передаче от 26.10.1992. В настоящее время Соколову О.И. выданы свидетельства о праве на наследство в виде 1/4 доли и 1/2 доли на указанную квартиру. На оставшуюся 1/4 долю свидетельство выдано Соколову В.И. – отцу истца, который своевременно своё право собственности не зарегистрировал.
О смерти Соколова В.И. ответчик сообщил его сыну – Соколову И.В., в первую очередь, в первый час после его кончины. На данное сообщение истец ответил, что выехать на похороны не может, вопросы, связанные с затратами на погребение, обсуждать не стал. Организация похорон произведена за счет личных средств ответчика. Препятствий для своевременного обращения к нотариусу у истца не имелось (л.д.40 – 42, 62 - 64).
В судебное заседание истец Соколов И.В. не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 29, 31, 32, 67, 68), о причинах неявки суду не сообщил, каких – либо ходатайств не представил, направил в суд своего представителя Меринова И.Н.
В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие истца.
Представитель истца Меринов И.Н., действующий на основании доверенности от 22.08.2019 (л.д. 27), в судебном заседании доводы искового заявления поддержал в полном объеме; суду пояснил, что Соколов И.В. о смерти своего отца – Соколова В.И., узнал сразу, данное обстоятельство не оспаривает, но полагает, что отсутствие у истца сведений о наличии у Соколова В.И. наследственного имущества является основанием для восстановления срока для принятия наследства.
Ответчик Соколов О.И. в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Тухтарова А.Е., действующая на основании доверенности от 23.10.2019, в судебном заседании позицию своего доверителя поддержала.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему выводу.
Наследство открывается со смертью гражданина (ст. 1113 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).
Для приобретения наследства наследник должен его принять (ст. 1152 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ наследство может быть принято: подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство; если заявление наследника передается нотариусу другим лицом или пересылается по почте, подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом, должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия (п. 7 ст. 1125), или лицом, уполномоченным удостоверять доверенности в соответствии с п. 3 ст. 185 ГК РФ.
Принятие наследства через представителя возможно, если в доверенности специально предусмотрено полномочие на принятие наследства. Для принятия наследства законным представителем доверенность не требуется.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1154 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 38 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012, течение сроков принятия наследства, установленных ст. 1154 ГК РФ, согласно ст. 191 ГК РФ начинается на следующий день после календарной даты, которой определяется возникновение у наследников права на принятие наследства: на следующий день после даты открытия наследства либо после даты вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим (п. 1 ст. 1154 ГК РФ); на следующий день после даты смерти - дня, указанного в решении суда об установлении факта смерти в определенное время (п. 8 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ), а если день не определен, - на следующий день после даты вступления решения суда в законную силу; на следующий день после даты отказа наследника от наследства или отстранения наследника по основаниям, установленным ст. 1117 ГК РФ (п. 2 ст. 1154 ГК РФ); на следующий день после даты окончания срока принятия наследства, установленного п. 1 ст. 1154 ГК РФ (п. 3 ст. 1154 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 192 ГК РФ срок принятия наследства истекает в последний месяц шести или трехмесячного срока (установленного ст. 1154 ГК РФ) в такой же по числу день, которым определяется его начало, - день открытия наследства, день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, день, указанный в решении суда об установлении факта смерти в определенное время (п. 8 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ), а если день не определен, - день вступления решения суда в законную силу, день отказа наследника от наследства или отстранения наследника по основаниям, установленным ст. 1117 ГК РФ, день окончания срока принятия наследства, установленного п. 1 ст. 1154 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно разъяснениям, данным в п. 41 указанного Постановления Пленума Верховного суда РФ, требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (ст. 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Согласно представленному свидетельству о рождении III – СТ № 340281 (нотариально заверенная копия), Соколов И.В. родился 08.02.1980 в г. Иркутске, его матерью является Соколова Л.А., отцом – Соколов В.И. (л.л. 24).
Из материалов наследственного дела в виде заверенных копий, представленного по запросу суда, следует, что:
- Соколов В.И. родился 14.09.1950, умер – 25.11.2018 (свидетельство о смерти от 27.11.2018 III-СТ № 566594),
- 14.01.2019, после смерти Соколова В.И., к нотариусу Лукошкиной Т.М. обратился наследник по закону 2 очереди Соколов О.И. (брат умершего), а также через нотариуса Балашихинского нотариального округа Московской области 07.08.2019 наследник по закону 1 очереди Соколов И.В. (сын умершего) (л.д. 46, 47 – 49).
Свидетельства о праве на наследство на момент рассмотрения судом настоящего спора нотариусом не выдавались, срок для принятия наследства истёк 25.05.2019.
Заявлений от других наследников в материалах наследственного дела не содержится.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ истец относится к числу наследников первой очереди, являясь сыном наследодателя, что подтверждается представленным в суду свидетельством о рождении.
Как следует из доводов иска и пояснений представителя истца, Соколов И.В. в установленный законом срок не принял наследство по двум причинам:
- не имел возможности выехать в г. Иркутск,
- не знал о принадлежащем наследодателю праве собственности на объект недвижимости – спорную квартиру, счета в банке.
Однако какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что Соколов И.В. не знал и не должен был знать об открытии наследства после смерти отца, не мог выехать в г. Иркутск по уважительным причинам, сторона истца суду не представила. Более того, как установлено в судебном заседании, Соколову И.В. было достоверно известно о смерти Соколова В.И., утверждение ответчика о том, что он сразу же сообщил Соколову И.В. о смерти отца, представителем истца Мериновым И.Н. не оспаривалось.
На неграмотность Соколова И.В., на наличие у него тяжелой болезни, беспомощного состояния и т.п. сторона истца не ссылалась, при этом представитель истца Меринов И.Н. представил суду справку о том, что Соколов И.В. с 02.03.2015 работает в филиале ФГУП «Охрана» Росгвардии по г. Москве в специализированной команде по охране перевозимого имущества тряда военизированной охраны по Центральному административному округу г. Москвы в должности бойца подвижного наряда (л.д. 70).
Довод Соколова И.В. о том, что ему не было известно о наличии у наследодателя наследственного имущества в силу разъяснений Пленума Верхоного Суда Российской Федерации уважительной причиной пропуска срока принятия наследства не является и законным основанием для восстановления срока принятия наследства служить не может.
Оценивая указанные выше доказательства в совокупности с объяснениями сторон, суд приходит к выводу, что:
- Соколову И.В. было достоверно известно об открытии наследства (смерти наследодателя),
- возможность обратиться к нотариусу лично в г. Иркутске либо по месту своего жительства, а также через представителя (т.е. принять наследство способами, предусмотренными п. 1 ст. 1153 ГК РФ) в установленные законом сроки истец имел, но ею не воспользовался, посколькунамерений на принятие наследства не имел;
- уважительные причины (обстоятельства), объективно свидетельствующие об отсутствии у Соколова И.В. возможности своевременно обратиться по вопросу принятия наследства, стороной истца не указаны, доказательства наличия таких причин, соответствующие требованиям ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, суду не представлены.
При таких обстоятельствах исковые требования признаются судом необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Соколова Игоря Владимировича к Соколову Олегу Иннокентьевичу о восстановлении срока принятия наследства отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: М.П. Оглоблина
....
....