Дело №2-1961/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 апреля 2016г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
В составе:
председательствующего Кудряшова А.В.
при секретаре Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Купленкова О.Н к Главному управлению МЧС России по Смоленской области об оспаривании отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и восстановлении нарушенных прав,
у с т а н о в и л:
Купленков О.Н. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Смоленской области об оспаривании решения комиссии по рассмотрению вопроса предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> об отказе в принятии истца на учет для получения упомянутой выплаты и возложении на ответчика в лице названной комиссии обязанности по принятию Купленкова на указанный учет с составом семьи из 3-х человек, включая супругу К Т.В. и дочь К Е.О., сославшись на то, что является сотрудником федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, общая продолжительность службы которого превышает 24 года в календарном исчислении, на условиях социального найма проживает в квартире <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., в которой зарегистрировано и проживает 9 человек, на каждого из которых приходится менее <данные изъяты> кв.м. общей площади жилья, в связи с чем, истец имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, однако в принятии его на упомянутый учет неправомерно отказано по причине того, что проживающие в названной квартире сестра Купленкова О.Н. – Т О.Н. и его мать К Е.М. в конце ДД.ММ.ГГГГ. произвели отчуждение принадлежащих им на праве собственности индивидуальных жилых домов, т.е. совершили намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, тогда как установленный законом пятилетний срок со дня совершения таких действий не истек, что исключает, по мнению комиссии, возможность принятия истца на упомянутый учет до истечения данного срока. Однако, Т О.Н. и К Е.М. членами семьи Купленкова О.Н. не являются, а отчуждение принадлежащих им жилых помещений жилищные условия последнего не ухудшило.
Купленков О.Н. и его представитель Седлецкий С.В. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объеме, отметив, что в отношении проданных Т О.Н. и К Е.М. жилых помещений истец правами пользования не обладал и, поскольку последние членами его семьи не являются, принадлежащие им и впоследствии отчужденные жилые помещения не подлежали учету при определении уровня жилищной обеспеченности Купленкова О.Н. жильем и разрешении вопроса о его праве состоять на упомянутом учете.
Представитель Главного управлению МЧС России по Смоленской области Гревцов В.В., возражая против удовлетворения иска, указал на то, что Т О.Н. и К Е.М. являются членами семьи истца, в связи с чем, при разрешении вопроса об обеспеченности последнего жилым помещением необходимо учитывать факт отчуждения ими индивидуальных жилых домов. Также сослался на то, что, исходя из представленных Купленковым О.Н. документов, комиссия приняла правомерное решение об отказе в принятии последнего на соответствующий учет, тогда как опровержение истцом в ходе судебного разбирательства содержащихся в названных документах сведений, в том числе, свидетельскими показаниями, не указывает на незаконность принятого по результатам рассмотрения этих документов решения.
Заслушав объяснения участников процесса, показания свидетеля Т О.Н., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч.1, 3, 5, 7, 8 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, в частности, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты. Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно п.п.5, 7, 11, 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление и предусмотренные п.5 названных Правил документы, на основании которых комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч.3 ст.4 упомянутого Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 ЖК РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником. В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч.8 ст.4 названного Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
По делу установлено, что Купленков О.Н. является сотрудником федеральной противопожарной службы ГПС МЧС России, проходит службу в ФГКУ «ОФПС по Смоленской области» дел (стаж службы в календарном исчислении превышает 24 года) и с ДД.ММ.ГГГГ. проживает на условиях социального найма в квартире <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., в которой помимо него зарегистрированы и проживают его супруга К Т.В., дочь К Е.О., мать К Е.М., сын К Д.О., сестра Т О.Н., являющаяся нанимателем указанного жилого помещения (договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты>), бывший муж сестры Т В.Н., дочь сестры З Л.В. и внук сестры З Д.Т. (л.д.5-8, 10 – оборот, 21-43, 68, 80, 101, 122, 124, 126-128, 131).
Иных жилых помещений в собственности либо пользовании у истца, К Т.В. и К Е.О. не имеется (л.д.46-47, 58, 70).
Из материалов дела также усматривается, что К Е.М. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ. на праве собственности принадлежал жилой дом <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., а Т О.Н. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. – жилой дом <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., которые были проданы последними ДД.ММ.ГГГГ. и в ДД.ММ.ГГГГ. (соответственно) (л.д.91, 102).
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился с заявлением и необходимыми документами в комиссию Главного управления МЧС России по Смоленской области по рассмотрению вопроса предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о принятии его на учет для получения указанной выплаты с составом семьи из 3-х человек, включая супругу К Т.В. и дочь К Е.О., в чем ему решением названной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> было отказано по причине совершения членами его семьи Купленковой Е.М. и Трусовой О.Н. действий по отчуждению принадлежащих им жилых помещений, повлекших ухудшение жилищных условий Купленкова О.Н., который в связи с этим может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (л.д.9-10, 14-20).
Анализ имеющихся в деле доказательств, позволяет суду придти к выводу о неправомерности оспариваемого истцом решения упомянутой комиссии.
Реализация права Купленкова О.Н. на получение единовременной социальной выплаты поставлена законодательством в зависимость от его нуждаемости в жилом помещении, определяемой по основаниям, перечисленным в ч.3 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ.
Согласно п.2 ч.3 ст.4 названного Закона необходимым условием предоставления единовременной социальной выплаты является недостаточная обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи сотрудника.
Исходя из взаимосвязанных положений п.п.5, 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369, нуждаемость сотрудника, проживающего в жилом помещении на условиях социального найма, в жилье определяется с учетом всех совместно проживающих с ним членов его семьи, круг которых определен в ст.69 ЖК РФ, а также общей площади указанного жилого помещения и иных жилых помещений, занимаемых сотрудником и (или) совместно проживающими с ним членами его семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Принимая оспариваемое решение, комиссия Главного управления МЧС России по Смоленской области по рассмотрению вопроса предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения исходила из того, что К Е.М. и Т О.Н. являются членами семьи истца, поскольку в заключенном с последней договоре социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> в отношении квартиры <адрес> все зарегистрированные в данном жилом помещении граждане, включая Купленкова О.Н., поименованы в качестве членов семьи нанимателя и, кроме того, совместно проживающая с истцом и Т О.Н. мать К Е.М. в силу положений ч.1 ст.69 ЖК РФ является членом их семьи только в силу самого факта совместного проживания с дочерью и сыном, а из представленных Купленковым О.Н. в комиссию документов вывод о том, что К Е.М. и Т О.Н. не являются членами семьи истца, сделать не представлялось возможным.
В силу положений ч.1 ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма (ч.4 ст.69 ЖК РФ).
Как следует из объяснений истца и свидетельских показаний Т О.Н., в квартире <адрес> фактически проживает две семьи, одна из которых состоит Купленкова О.Н., ее супруги К Т.В., дочери К Е.О. и сына К Д.О., а вторая – из К Е.М., Т О.Н., Т В.Н., З Л.В. и З Д.Т. Названные семьи ведут раздельное хозяйство, у каждой из них имеется свой бюджет и отсутствуют общие расходы на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования; семьи в долевом отношении (в зависимости от количества членов каждой семьи) несут расходы по оплате коммунальных услуг.
Исходя из этого, совместное проживание Купленкова О.Н. с К Е.М. и Т О.Н., а также формальное указание в заключенном с последней договоре социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> в качестве членов семьи нанимателя всех зарегистрированных в квартире граждан факт того, что истец, а также К Т.В. и К Е.О. являются членами семьи К Е.М. и Т О.Н. не подтверждает (ч.ч.1, 4 ст.69 ЖК РФ). Напротив, свидетель Т О.Н. при рассмотрении дела, так же как и истец, опровергла названный факт.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами истца и его представителя о том, что, поскольку К Е.М. и Т О.Н. членами семьи Купленкова О.Н. не являются, при определении нуждаемости истца в жилом помещении общая суммарная площадь принадлежавших ранее К Е.М. и Т О.Н. жилых помещений, правами пользования которыми Купленков О.Н. никогда не обладал, учитываться не должна, а отчуждение матерью и сестрой последнего упомянутых жилых домов предусмотренных ч.8 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ правовых последствий для Купленкова О.Н. не влечет.
Иных оснований для отказа в удовлетворении заявления истца оспариваемое решение не содержит.
С учетом того, что Купленков О.Н. обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 7 кв.м. (61,1 кв.м. / 9 человек) отказ в принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является незаконным, в связи с чем, имеются основания для возложения на Главное управление МЧС России по Смоленской области в лице комиссии по рассмотрению вопроса предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения обязанности по принятию Купленкова с составом семьи из 3-х человек на упомянутый учет по дате обращения истца с соответствующим заявлением (ДД.ММ.ГГГГ.).
При установлении судом факта неправомерности отказа названной комиссии в принятии Купленкова О.Н. на указанный учет, доводы представителя ответчика о том, что, оспариваемое решение комиссии основано на представленных истцом документах, содержащиеся в которых сведения о членах семьи Купленкова опровергнуты только в ходе судебного разбирательства, основанием для отказа в удовлетворении иска служить не могут. Кроме того, данные об объективной невозможности установления комиссией круга фактических членов семьи истца в смысле положений ст.69 ЖК РФ, в том числе путем предложения Купленкову представить дополнительные документы (включая решение суда об установлении соответствующего юридически значимого факта), в деле отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░. №<░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 3-░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░ ░ ░░░░ ░.░.░, ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 3-░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░ ░ ░░░░ ░.░.░, ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░