Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-725/2013 (2-8851/2012;) ~ М-9007/2012 от 13.12.2012

Дело № 2-716/2/13 г. РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«16» января 2013 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Савиной С.А.

при секретаре Вилканаускайте СЮ.

с участием представителя Военного комиссариата РК Коченгина В.Я., действующего по доверенности, представитель военного прокурора Петрозаводского гарнизона Обруч В.П., действующего на основании поручения,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Военного комиссариата Республики Карелия о признании незаконным протеста военного прокурора Петрозаводского гарнизона на приказ военного комиссара Республики Карелия

УСТАНОВИЛ:

Военный комиссариат РК обратился в суд с заявлением о признании незаконным протеста военного прокурора Петрозаводского гарнизона на приказ военного комиссара РК, мотивируя свои требования тем, что в протесте от ДД.ММ.ГГГГ военный прокурор Петрозаводского гарнизона потребовал отменить приказ военного комиссара РК от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении включения в расчет среднего заработка сумм премий, выплаченных по отдельным решениям Министра обороны РФ за счет общей экономии бюджетных средств на оплату труда гражданского персонала в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ , а также привести коллективный договор военного комиссариата РК <данные изъяты> в соответствии с требованиями закона. Заявитель считает данный протест незаконным, указывая, что в соответствии со ст. 139 ТК РФ и п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922, для расчета среднего заработка учитываются все виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Система оплаты труда гражданского персонала в воинских частях и организациях Минобороны России устанавливается коллективными договорами или положениями об оплате труда, разработанными в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 г. № 555. В пределах прав, предоставленных настоящим приказом командирам воинских частей и руководителям организаций, коллективными договорами или положениями об оплате труда гражданскому персоналу могут быть предусмотрены выплаты стимулирующего характера, производимые в пределах годового фонда оплаты труда и доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда гражданского персонала. Выплаты, в том числе производимые за счет средств экономии годового фонда оплаты труда, учитываются при расчете среднего заработка. Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные премии гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ за счет экономии бюджетных средств, полученных в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ, утвержден приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. № 1010. Денежные средства на выплату указанных премий не предусматриваются действующим порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда воинских частей и организаций и доводятся до воинских частей и организаций Министерства обороны РФ сверх сумм, доведенных на оплату труда гражданского персонала. Учитывая, что источником для выплаты дополнительных премий является общая экономия бюджетных средств на оплату труда работников Минобороны России, данная норма не может являться обязательством командиров воинских частей и руководителей организаций при заключении коллективных договоров или положений об оплате труда. Исходя из изложенного, правовых оснований для включения в расчет среднего заработка сумм премий, выплаченных по отдельным решениям Министра обороны Российской Федерации за счет общей экономии бюджетных средств на оплату труда гражданского персонала Минеи юны России в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. № 1010 не имеется. Требование прокурора о приведении коллективного договора военного комиссариата РК <данные изъяты> в соответствии с требованиями закона неисполнимо в связи с тем, что договор не может быть изменен исключительно по воле одной из сторон договора.

В судебном заседании представитель заявителя требования изменил с учетом внесения военным прокурором Петрозаводского гарнизона изменений в оспариваемый протест в части отсутствия необходимости Военного комиссара РК привести коллективный договор <данные изъяты> в соответствие с требованиями закона. В данном случае полагал незаконным протест в части отмены приказа от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении включения в расчет среднего заработка сумм премий, выплаченных по отдельным решениям МО РФ за счет общей экономии бюджетных средств на оплату труда гражданского персонала в соответствии с приказом МО РФ от 26.07.12 г. № 1010.

Представитель военного прокурора Петрозаводского гарнизона в судебном заседании требования не признал, указал, что ДД.ММ.ГГГГ военным комиссаром РК издан приказ «Об исключении из расчета среднего заработка сумм, выплаченных по отдельным решениям», согласно которого с октября <данные изъяты> прекращено включение в расчет среднего заработка сумм премий, выплаченных по отдельным решениям Министра обороны Российской Федерации за счет общей экономии бюджетных средств на оплату труда гражданского персонала в соответствии с приказом Минобороны России от 26.07.2010 года № 1010. Однако в соответствии со ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат. В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников. Особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Согласно Положению, к таким выплатам относятся: премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя. В соответствии с п. 2 приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, в соответствии с прилагаемым Порядком, осуществляются дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы). ДД.ММ.ГГГГ военным комиссаром РК утверждено согласованное с председателем Совета трудового коллектива военного комиссариата РК Положение об оплате труда гражданского персонала военного комиссариата РК <данные изъяты> зарегистрированного установленным порядком в Комитете по труду и занятости населения РК ДД.ММ.ГГГГ Разделом III Положения предусмотрены выплаты стимулирующего и компенсационного характера. ДД.ММ.ГГГГ по согласованию сторон в коллективный договор военного комиссариата РК <данные изъяты> внесено дополнение, касающееся осуществления выплат гражданскому персоналу по отдельным Министра обороны РФ. На основании ст. 40 ТК РФ коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации, и заключается работниками и работодателем в лице их представителей. В соответствии с нормами Закона РФ от 11.03.1992 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях», коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем. Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которые они распространяются. Условия коллективных договоров или соглашений, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны. На основании ст. 15 Закона, изменения и дополнения коллективного договора в течение срока его действия производятся только по взаимному согласию сторон в порядке, определенном в коллективном договоре, а если он не определен - в порядке, установленном настоящим Законом для его заключения. Согласно разъяснениям Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.12.2012 г. № 22-2-4618, если положением по оплате труда воинских частей (бюджетных учреждений) Минобороны России не предусмотрена возможность выплаты премий гражданскому персоналу по отдельным решениям Министра обороны РФ, то указанные премии не включаются в расчет среднего заработка. Принимая во внимание, что выплата стимулирующего характера, предусмотренная приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, предусмотрена Положением об оплате труда гражданского персонала военного комиссариата РК, являющегося неотъемлемой частью коллективного договора, данная выплата подлежит включению в расчет среднего заработка. В соответствии со ст. 44 ТК изменения и дополнения коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения, т.е. по согласованию сторон. Единоличное изменение положений коллективного договора в части прекращения включения в расчет среднего заработка сумм премий, выплаченных по отдельным решениям Министра обороны РФ за счет общей экономии бюджетных средств на оплату труда гражданского персонала в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2012 г. № 1010, является незаконным, в связи с чем, изданный военным комиссаром Республики Карелия приказ от ДД.ММ.ГГГГ противоречит требованиям закона. В соответствии со статьей Трудового кодекса работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного настоящим Кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В адрес Военного комиссара РК ДД.ММ.ГГГГ военным прокурором Петрозаводского гарнизона направлено уведомление, где указано, что в связи с некорректной формулировкой требования п.2 протеста Военного прокурора Петрозаводского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ необходимым оставить без рассмотрения.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, считает требования удовлетворению не подлежащими.

В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссаром РК издан приказ «Об исключении из расчета среднего заработка сумм, выплаченных по отдельным решениям», согласно которого с октября 2012 года прекращено включение в расчет среднего заработка сумм премий, выплаченных по отдельным решениям Министра обороны Российской Федерации за счет общей экономии бюджетных средств на оплату труда гражданского персонала в соответствии с приказом Минобороны России от 26.07.2010 года № 1010.

Военным прокурором Петрозаводского гарнизона в адрес Военного комиссара

РК ДД.ММ.ГГГГ вынесен протест на вышеуказанный приказ военного

комиссара РК от ДД.ММ.ГГГГ , содержащий требование отменить данный приказ.

Оснований для признания вышеуказанного протеста военного прокурора

Петрозаводского гарнизона незаконным у суда не имеется.

В силу ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат. В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

Согласно ст. 129 ТК РФ выплаты компенсационного и стимулирующего характера отнесены к заработной плате.

В силу п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. N 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам, в частности, относятся: премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

В соответствии с п. 3 Положения для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

Порядок оплаты труда гражданского персонала войсковых частей регулируется Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

Системы оплаты труда гражданского персонала воинских частей, включающие размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 приказа Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, в соответствии с прилагаемым Порядком, осуществляются дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы).

ДД.ММ.ГГГГ военным комиссаром РК утверждено согласованное с председателем Совета трудового коллектива военного комиссариата РК Положение об оплате труда гражданского персонала военного комиссариата РК (приложение к коллективному договору военного комиссариата РК <данные изъяты>

Разделом III Положения предусмотрено, что лицам из числа гражданского персонала в составе выплат стимулирующего характера устанавливаются и выплачиваются премии по отдельным решениям Министра обороны РФ (п. 3.1.2.5).

На основании ст. 40 ТК РФ коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации и заключается работниками и работодателем в лице их представителей.

В силу ст. 3 ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992 г. № 2490-1 условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которые они распространяются. Условия коллективных договоров или соглашений, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны.

Согласно разъяснению Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.12.2012 г. № 22-2-4618, если положением по оплате труда воинских частей (бюджетных учреждений) Минобороны России не предусмотрена возможность вьшлаты премий гражданскому персоналу по отдельным решениям Министра обороны РФ, то указанные премии не включаются в расчет среднего заработка.

Принимая во внимание, что выплата стимулирующего характера, предусмотренная приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, предусмотрена Положением об оплате труда гражданского персонала военного комиссариата РК, являющегося неотъемлемой частью коллективного договора, данная выплата подлежит включению в расчет среднего заработка.

В силу ст. 44 ТК РФ изменения, дополнения коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения, то есть по согласованию сторон.

Приказом военного комиссара РК от ДД.ММ.ГГГГ , в отношении которого вынесен оспариваемый протест, фактически изменены положения коллективного договора в части прекращения включения в расчет среднего заработка сумм премий, выплаченных по отдельным решениям Министра обороны РФ за счет общей экономии бюджетных средств на оплату труда гражданского персонала в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ , что является незаконным, в связи с чем данный приказ противоречит требованиям действующего законодательства.

В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением.

Локальны нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного настоящим Кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными.

При таких обстоятельствах оснований полагать о незаконности вынесенного военным прокурором Петрозаводского гарнизона вышеуказанного протеста в адрес

заявителя в отношении отмены приказа от ДД.ММ.ГГГГ у суда не имеется, требования заявителя в данной части удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 254, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Военного комиссариата Республики Карелия о признании незаконным протеста военного прокурора Петрозаводского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ на приказ военного комиссара Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ

отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.

Судья: С.А.Савина

Решение в окончательной форме принято: 21.01.13 г.

2-725/2013 (2-8851/2012;) ~ М-9007/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Военный комиссариат Республики Карелия
Другие
Военный прокурор Петрозаводского гарнизона
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Савина С.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
13.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2012Передача материалов судье
14.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.01.2013Предварительное судебное заседание
16.01.2013Судебное заседание
21.01.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2013Дело оформлено
29.03.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее