Решение по делу № 2а-422/2019 от 22.08.2019

Решение Именем Российской Федерации

30 августа 2019 года                                                                                   п. Нижний Ингаш

Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Смольской Т.С.,

при секретаре Парчевской О.В.,

с участием: представителя административного истца – администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края – Кравченко Н.А. (по доверенности), административного ответчика – судебного пристава – исполнителя ОСП по Нижнеингашскому району Бегиной Д.В., представителя административного соответчика ОСП по Нижнеингашскому району – Титенковой С.С. (по должности),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-422/2019 (УИД 24RS0038-01-2019-000486-52) по административному исковому заявлению администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края о признании незаконными решений судебного пристава – исполнителя,

установил:

административный истец администрация поселка Нижний Ингаш <данные изъяты> обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконными постановления судебного пристава - исполнителя Бегиной Д.В. о взыскании исполнительного сбора в рамках исполнительных производств: № 5646/18/24039-ИП от 16.06.2016 года, № 52716/19/24039-ИП от 05.02.2019 года, №12965/16/24039-ИП от 01.03.2016 года, № 4111/17/24039-ИП от 26.05.2017 года.

Свои заявленные административные исковые требования административный истец мотивировал тем, что судебный пристав-исполнитель ОСП по Нижнеингашскому району Бегина Д.В. вынесла 16 мая 2019 года три постановления и 02 августа 2019 года одно постановление о взыскании исполнительского сбора в размере по 50 000 рублей в рамках исполнительных производств от 16.06.2016 г. № 5646/18/24039-ИП, от 05.02.2019 г. № 52716/19/24039-ИН, от 01.03.2016 г. № 12965/16/24039-ИН, от 26.05.2017 года № 4111/17/24039-ИП. Однако в администрацию поселка Нижний Ингаш копии постановлений судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительных производств, в рамках которых взыскивается исполнительский сбор, не поступали. Кроме того, решения судов по делам №№ 2-352/2014; 2а-369/2018; 2-113/2012; 2-276/2016 не могли быть исполнены в пятидневный срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника, поскольку большой объем работ, длительный порядок привлечения подрядчиков, отсутствии в бюджете денежных средств, предназначенных на эти цели, невозможность затраты средства из других статей бюджета для выполнения работы по исполнительному производству. Администрацией поселка в рамках полномочий были предприняты все возможные действия, направленные на исполнение постановлений суда. Обжалуемые постановления вынесены без учета реальных обстоятельств. На сегодняшний день собственных денежных средств в бюджете поселка Нижний Ингаш на исполнения данного решения не имеется.

В судебном заседании представитель административного истца Кравченко Н.А. (полномочия проверены) заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в иске. <данные изъяты>

В судебном заседании административный ответчик – судебный пристав – исполнитель Бегина Д.В. и представитель административного соответчика – и.о. начальника отдела старшего судебного пристава ОСП по Нижнеингашскому району – Титенкова С.С. (полномочия проверены), с заявленными административными исковыми требованиями не согласны. Суду пояснили, что обжалуемые постановления были вынесены судебным приставом – исполнителем в рамках возбужденных исполнительных производств. Копии постановлений о возбуждении исполнительных производств были получены администрацией поселка Нижний Ингаш. В указанных постановлениях должнику был предоставлен срок для добровольного исполнения решений суда, однако до настоящего времени решения суда не исполнены.

Представитель административного ответчика - УФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему:

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

Одной из задач исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, что следует из содержания ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).

Согласно положениям части 1 статьи 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Одним из исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель применяет в целях понуждения должника исполнить требования исполнительного документа, является взыскание исполнительского сбора (пункт 13 части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В соответствии с частью 11, частью 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Из пункта 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно частям 1, 2, 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50 000 рублей.

Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и не предоставление должником судебному приставу-исполнителю доказательств наличия уважительных причин для такого неисполнения.

В силу части 6 статьи 112 указанного Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела на основании решения Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 21 марта 2012 года на администрацию поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края возложена обязанность разработать проект организации дорожного движения в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

01 марта 2016 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Нижнеингашскому району Красноярского края возбуждено исполнительное производство № 12965/16/24039, о чем вынесено соответствующее постановление, которым должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается истцом 20.12.2018 года администрация поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района уведомлены о возбуждении исполнительного производства.

Судебным приставом – исполнителем ОСП по Нижнеингашскому району в адрес должника неоднократно выносились предупреждения об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, а так же требования об устранении допущенных нарушений прав и свобод граждан по обеспечению безопасности дорожного движения в границах населенных пунктов муниципального образования поселка Нижний Ингаш, путем разработки проекта организации дорожного движения.

16 мая 2019 года судебным приставом – исполнителем ОСП по Нижнеингашскому району Бегиной Д.В. вынесено постановление № 24039/19/37897 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Так же, на основании решения Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 11 сентября 2014 года на администрацию поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края возложена обязанность определить места размещения контейнерных площадок на всей территории поселка Нижний Ингаш и осуществить мероприятия по надлежащей организации сбора твердых бытовых отходов на территории поселения.

16 июня 2016 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Нижнеингашскому району Красноярского края возбуждено исполнительное производство № 16325/16/24039, о чем вынесено соответствующее постановление, которым должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается истцом, копия указанного постановления получена администрацией поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района 20.12.2018 года, о чем свидетельствует почтовое уведомление.

В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом – исполнителем ОСП по Нижнеингашскому району в адрес должника вынесено предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ от 29.10.2018 года, а так же требование от 29.10.2018 года об исполнении решения суда в установленный семидневный срок.

16 мая 2019 года судебным приставом – исполнителем ОСП по Нижнеингашскому району Бегиной Д.В. вынесено постановление № 24039/19/37894 о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Кроме того, на основании решения Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 01 июня 2016 года на администрацию поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края возложена обязанность устранить допущенные нарушения закона по обеспечению безопасности дорожного движения в границах муниципального образования поселок Нижний Ингаш.

26 мая 2017 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Нижнеингашскому району Красноярского края возбуждено исполнительное производство № 4111/17/24039, о чем вынесено соответствующее постановление, которым должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

16 июня 2017 года копия указанного постановления получена администрацией поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района.

В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом – исполнителем ОСП по Нижнеингашскому району в адрес должника вынесено предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ от 29.10.2018 года, а так же требование от 16.06.2017 года и от 29.10.2018 года об исполнении решения суда в установленный семидневный срок.

09 ноября 2018 года исполнительное производство было приостановлено до 01.08.2019 года.

02 августа 2019 года судебным приставом – исполнителем ОСП по Нижнеингашскому району Бегиной Д.В. вынесено постановление № 24039/19/58363 о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

А так же, на основании решения Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 15 июня 2018 года на администрацию поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края возложена обязанность принять меры, направленные на оценку технического состояния автомобильных дорог, ведению технического учета и паспортизации дорог общего пользования муниципального образования поселок Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края.

05 февраля 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Нижнеингашскому району Красноярского края возбуждено исполнительное производство № 52716/19/24039, о чем вынесено соответствующее постановление, которым должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

Администрация поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района уведомлены о возбуждении исполнительного производства, о чем свидетельствует имеющееся уведомление должника о получении такового с изложением последним информации о невозможности исполнения решения суда в установленный пятидневный срок, с предоставлением соответствующих документов.

16 мая 2019 года судебным приставом – исполнителем ОСП по Нижнеингашскому району Бегиной Д.В. вынесено постановление № 24039/19/37895 о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

О вынесении оспариваемых постановлений, как следует, из представленных суду материалов дела, административный истец был уведомлен 14 августа 2019 года из информации поступившей из отдела № 42 УФК по Красноярскому краю.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, на момент вынесения судебным приставом-исполнителем оспариваемых постановлений о взыскании исполнительского сбора вышеуказанные решения Нижнеингашского районного суда Красноярского края исполнены не были.

Таким образом, оспариваемые постановления вынесенные судебным приставом правомерны, поскольку должником не представлено документов, подтверждающих факт полного исполнения требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, либо доказательств невозможности его исполнения по уважительным причинам.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые постановление вынесены в пределах компетенции судебного пристава-исполнителя, являются законными и обоснованными, прав и законных интересов административного истца не нарушают.

Вместе с тем, суд, в ходе судебного разбирательства, установил обстоятельства позволяющие освободить должника от взыскания исполнительского сбора по исполнительным производствам № 12965/16/24039 от 01.03.2016 года, № 4111/17/24039 от 26.05.2017 года и № 52716/19/24039 от 05.02.2019 года.

В пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», часть 3 статьи 62 КАС РФ).

Согласно части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1); отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательства (пункт 2).

Установлено, что административным истцом по исполнительным производствам № 12965/16/24039 от 01.03.2016 года, № 4111/17/24039 от 26.05.2017 года и № 52716/19/24039 от 05.02.2019 года приняты меры для исполнения требований исполнительных документов, о чем представлены соответствующие документы и не оспаривается административными ответчиками и свидетельствует об отсутствии виновного противоправного бездействия должника - администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района в неисполнении решений суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Однако документов свидетельствующих о принятии мер для исполнения требований исполнительного документа по исполнительному производству № 5646/18/24039 от 16 июня 2016 года суду представлено не было.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что административный истец может быть освобожден от взыскания исполнительского сбора по исполнительным производствам № 12965/16/24039 от 01.03.2016 года, № 4111/17/24039 от 26.05.2017 года и № 52716/19/24039 от 05.02.2019 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 219, ст. 227, ст. 228 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края о признании незаконными решений судебного пристава – исполнителя, отказать.

Освободить администрацию поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 12965/16/24039 от 01.03.2016 года, по исполнению решения Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 21 марта 2016 года.

Освободить администрацию поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 4111/17/24039 от 26.05.2017 года, по исполнению решения Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 01 июня 2016 года.

Освободить администрацию поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 52716/19/24039 от 05.02.2019 года, по исполнению решения Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 15 июня 2018 года.

Отменить меры предварительной защиты по административному иску, принятые определением суда от 23 августа 2019 года в виде приостановления взыскания исполнительского сбора по исполнительным производствам: № 5646/18/24039-ИП от 16.06.2016 года, № 52716/19/24039-ИП от 05.02.2019 года, №12965/16/24039-ИП от 01.03.2016 года, № 4111/17/24039-ИП от 26.05.2017 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 04 сентября 2019 года.

Председательствующий:

2а-422/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация поселка Нижний Ингаш
Ответчики
УФССП по Красноярскому краю
Бегина Д.В., судебный пристав-исполнитель ОСП по Нижнеингашскому району УФССП по Красноярскому краю
ОСП по Нижнеингашскому району УФССП по Красноярскому краю
Суд
Нижнеингашский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
ingash.krk.sudrf.ru
22.03.2020Регистрация административного искового заявления
22.03.2020Передача материалов судье
22.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2020Дело оформлено
30.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее