дело № 2-4990/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2014 года г. Щёлково
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Кудряковой Ю.С.,
при секретаре Юрьевой Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению Мартынова Евгения Сергеевича об оспаривании действий Администрации городского поселения Щелково, признании незаконным распоряжения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», обязании восстановить на учете,
Установил:
Мартынов Е.С., уточнив требования, обратился в Щёлковский городской суд Московской области с заявлением об оспаривании действий Администрации городского поселения Щёлково, признании незаконным распоряжения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», обязании восстановить на учете.
В обоснование заявленных требований указал, что 04.08.2011 г. распоряжением Заместителя Главы Администрации городского поселения Щёлково от 04.08.2011 г. № 279-зам он был признан нуждающимся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Он с супругой Мартыновой Е.В. проживают и зарегистрированы по месту жительства квартире общей площадью 43,0 кв.м. по адресу: <адрес>
На момент подачи заявления на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в квартире было зарегистрировано 5 человек, а супруга была зарегистрирована в ней по месту пребывания с 22.04.2011 г. по 02.10.2011 г., иное место регистрации у Мартыновой Е.В. отсутствовало.
В квартире было зарегистрировано 5 человек, обеспеченность жилой площадью каждого члена семьи была менее учетной нормы и составляла 8,6 кв.м. (учетная норма по Щёлковскому району составляет 9 кв.м).
Его супруга после получения гражданства РФ фактически проживает в квартире с 2010 года, где 01 июля 2010 получила постоянную регистрацию по месту жительства.
Однако в последствии распоряжением Заместителя Главы Администрации городского поселения Щёлково от 16.05.2014 г. № 279-зам он был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» по основаниям, предусмотренным п.п. 4 п. 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденных Постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 г. № 655/34, в связи с отсутствием постоянной регистрации на территории Московской области в момент принятия на учет.
Согласно п.п. 4 п. 3 Правил - семья должна иметь место жительства в Московской области.
В соответствии с п. 5.1 Долгосрочной целевой программы городского поселения Щёлково «Обеспечение жильем молодых семей на 2013-2015 годы», утвержденной Постановлением Администрации городского поселения Щёлково от 20.09.2012 г. № 771-ап, улучшение жилищных условий семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях и постоянно проживающих на территории городского поселения Щёлково, осуществляется путем предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения.
Считает, что законодательством прямо не предусмотрена обязанность быть постоянно зарегистрированным на территории Московской области, в связи с чем достаточно факта постоянного проживания.
Полагает, что поскольку его супруга фактически проживала на территории городского поселения Щёлково, то их молодая семья не утратила оснований, дающих право на получение социальной выплаты и не должна быть снята с учета, в связи с чем считает, что действия Администрации городского поселения Щелково, выразившиеся в принятии решения о снятии его с учета нуждающихся в жилом помещении, нарушают его права.
Просит:
- признать распоряжение Заместителя Главы Администрации городского поселения Щёлково - председателя Комитета муниципального имущества и инвестиционной политики Администрации городского поселения Щёлково от 16.05.2014 г. № 279-зам «О снятии с учёта Мартынова Евгения Сергеевича в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» незаконным,
- восстановить Мартынова Е.С. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей».
В судебном заседании заявитель Мартынов Е.С. и его представитель Нескородов А.А., допущенный к участию в деле на основании ст. 53 ГПК РФ, заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в заявлении, просили заявление удовлетворить.
В судебном заседании представители Администрации городского поселения Щёлково Брагина Д.В. и Митрофанова Н.А., действующие на основании доверенностей (копии в деле), заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просили в удовлетворении заявления отказать.
Брагина Д.В. пояснила, что Мартынов Е.С. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в составе семьи 2 человека (заявитель; супруга Мартынова Е.В.) Распоряжением Заместителя Главы Администрации городского поселения Щёлково - председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского поселения Щёлково от 04.08.2011 г. № 373-зам «О признании Мартынова Евгения Сергеевича нуждающимся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей».
Однако указанное распоряжение было принято Администрацией городского поселения Щёлково неправомерно, поскольку на дату принятия на учет Мартынова Е.С. совместно с супругой Мартыновой Е.Н. в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», а именно 04.08.2011 г., последняя не имела постоянного места жительства в городском поселении Щёлково Московской области, в связи с чем молодая семья Мартыновых не могла быть участником вышеуказанной программы.
Выслушав заявителя и его представителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что на основании заявления Мартынова Е.С. от 17.07.2011 г. Распоряжением Заместителя Главы Администрации городского поселения Щёлково - Председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского поселения Щёлково от 04.08.2011 г. № 373-зам Мартынов Е.С. был признан нуждающимся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» с составом семьи 2 человека (Мартынов Е.С.; Мартынова Е.В.- супруга).
Порядок постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», а также порядок и основания включения молодых семей в состав участников вышеуказанной подпрограммы регламентируются Правилами предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 г. № 655/34 «Об утверждении государственной программы Московской области «Жилище», муниципальной программы городского поселения Щёлково «Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2016 годы», утвержденной Постановлением Администрации городского поселения Щёлково от 25.09.2013 г. № 864-ап.
Согласно разделу 1 муниципальной программы городского поселения Щёлково «Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2016 годы», Программа разработана в целях реализации на территории городского поселения Щёлково Федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и Подпрограммы Московской области «Обеспечение жильем молодых семей» и предусматривает создание системы поддержки молодых семей – жителей городского поселения Щёлково, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п.п. 4 п. 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 г. № 655/34, участницей федеральной подпрограммы и Подпрограммы Московской области может быть молодая семья, имеющая место жительства в Московской области.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 (ред. от 28.12.2013 г.) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» - место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Как усматривается из материалов дела, Мартынов Е.С. на момент признания его нуждающимся в жилом помещении был зарегистрирован с 1999 года по постоянному месту жительства в квартире по адресу: <адрес>, где проживает по настоящее время, что подтверждается выпиской из домовой книги.
Супруга заявителя - Мартынова Е.В. на момент признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении была зарегистрирована в данной квартире по месту пребывания с 22.04.2011 г. по 02.10.2011 г., что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания от 22.04.2011 г. № 698, выданным на имя Мартыновой Е.Н.
Согласно свидетельству о заключении брака, выданному Минским городским домом бракосочетания - 01 июля 2010 года в республике Беларусь в г. Минск был заключен брак между Мартыновым Е.С. и Хмельницкой Е.В., после заключения которого ей была присвоена фамилия Мартынова.
Паспорт гражданина Российской Федерации серии 46 11 № 305045 выдан Мартыновой Е.В. 18.03.2011 г., в котором отметка о регистрации по месту жительства проставлена регистрирующим органом только 13.10.2011 г.
Осуществление трудовой деятельности на территории Московской области не свидетельствует о постоянном проживании в вышеуказанном жилом помещении.
Иных доказательств суду не представлено.
Факт постоянного проживания Мартыновой Е.В. в квартире по вышеуказанному адресу, а также постоянной регистрации по месту жительства в указанном жилом помещении с 01 июля 2010 года в судебном заседании подтверждения не нашел и опровергается материалами дела.
Суд приходит к выводу, что на дату принятия на учет Мартынова Е.С. совместно с супругой Мартыновой Е.Н. в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» 04.08.2011 г. молодая семья Мартыновых не имела постоянного места жительства на территории городского поселения Щёлково Московской области, в связи с чем не могла быть участником вышеуказанной программы.
Также судом установлено, что распоряжением Заместителя Главы Администрации городского поселения Щёлково - председателя Комитета муниципального имущества и инвестиционной политики Администрации городского поселения Щёлково от 22.04.2014 г. № 236-зам на основании заявления Мартынова Е.С. от 17.01.2014 г. молодая семья Мартынова Е.С. была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище», муниципальной программы городского поселения Щёлково «Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2016 годы» для осуществления дальнейших мероприятий по реализации программы и предоставления молодой семье социальной выплаты.
Однако, как следует из материалов дела, в рамках осуществления контроля за использованием субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Московской области из бюджета Московской области на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Жилище», Министерством строительного комплекса Московской области было выявлено нарушение законодательства при принятии на учет семьи Мартыновых, повлекшее издание распоряжения Заместителя Главы Администрации - председателя Комитета муниципального имущества и инвестиционной политики Администрации городского поселения Щёлково от 16.05.2014 г. № 279-зам «О снятии с учёта Мартынова Евгения Сергеевича в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», что подтверждается Актом проверки документов от 07.04.2014 г. и приложением к нему.
Согласно Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище», государственным заказчиком подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» (далее - Государственный заказчик Подпрограммы) является Министерство строительного комплекса Московской области (раздел 2 Подпрограммы, утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 г. № 655/34).
Государственный заказчик осуществляет планирование распределения межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Московской области в форме: субсидий из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы за счет средств, перечисляемых из федерального бюджета (далее - средства федерального бюджета); субсидий из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» (раздел 3 Подпрограммы, утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 г. № 655/34).
Государственный заказчик Подпрограммы организует текущее управление реализации Подпрограммы и взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, являющихся исполнителями по мероприятиям Подпрограммы.
Государственный заказчик Подпрограммы осуществляет, в том числе, обеспечение взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, участвующих в реализации федеральной подпрограммы и Подпрограммы; формирование списка претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Московской области; представление государственному заказчику федеральной подпрограммы в установленный срок и по установленным формам отчетов о ходе выполнения мероприятий Подпрограммы, включая отчет об использовании бюджетных средств на основе отчетов, получаемых от органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области; контроль за реализацией мероприятий Подпрограммы; контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета Московской области, выделенных на реализацию мероприятий федеральной подпрограммы и Подпрограммы (раздел 4 Подпрограммы, утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 г. № 655/34).
Согласно Порядку осуществления Министерством строительного комплекса Московской области контроля за использованием субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Московской области из бюджета Московской области на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Жилище», утвержденному распоряжением Министерством строительного комплекса Московской области от 26.03.2014 г. № 40, контроль за целевым использованием субсидий Министерство осуществляет путем проверки документов, находящихся в учетных делах, предоставленных органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
В целях реализации указанных полномочий на органы местного самоуправления Московской области возложена обязанность предоставлять учетные дела молодых семей для проведения проверки в Министерство, что и было осуществлено Администрацией городского поселения Щёлково.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона Московской области от 12.12.2005 г. N 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» - в органах местного самоуправления для рассмотрения вопросов принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и снятия с учета создаются общественные комиссии по жилищным вопросам. В состав общественных комиссий по жилищным вопросам включаются: должностные лица исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, депутаты представительного органа муниципального образования, представители организаций. Состав, полномочия и порядок работы общественных комиссий определяются органами местного самоуправления.
Постановлением Главы городского поселения Щёлково от 26.01.2009 г. № 12 создана общественная комиссии по жилищным вопросам Администрации городского поселения Щёлково (далее - Комиссия).
Вопрос о снятии молодой семьи Мартынова Е.С. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с неправомерным принятием на учет рассматривался на заседании Комиссии 08.05.2014 г., решение было принято, что подтверждается выпиской из протокола № 16 от 08.05.2014 г.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Администрация городского поселения Щёлково, руководствуясь решением Комиссии, приняла законное решение о снятии Мартынова Е.С. с учета нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей».
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Мартынова Евгения Сергеевича об оспаривании действий Администрации городского поселения Щёлково, о признании распоряжения Заместителя Главы Администрации - председателя Комитета муниципального имущества и инвестиционной политики Администрации городского поселения Щёлково от 16.05.2014 г. № 279-зам «О снятии с учёта Мартынова Евгения Сергеевича в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» незаконным, об обязании восстановить Мартынова Евгения Сергеевича на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Щёлковский городской суд Московской области.
Судья Ю.С. Кудрякова