Дело № 2-1378/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2015г. г.Хабаровск
Суд Кировского района г.Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Якубанец Е.Ю.,
при секретаре Столяровой М.В.,
с участием представителя истца и третьего лица Жигалкина Е.В., представителей ответчика Аппаковой А.В., Рындина А.В., представителя третьего лица Пешалова В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ереминой ФИО1 к Акционерному обществу «Газпром Газораспределение Дальний Восток» о возложении обязанности по принятию в качестве расчетного прибор учета расхода газа,
Установил:
Еремина И.Ф. обратилась к ОАО «Хабаровсккрайгаз» о возложении обязанности по принятию в качестве расчетного прибор учета расхода газа, в обоснование требований указала, что является абонентом ОАО «Хабаровсккрайгаз», ею был установлен прибор учета газа марки <данные изъяты> заводской номер №.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о вводе в эксплуатацию данного прибора учета газа. Обследование данного прибора была произведено, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт. По результатам обследования прибор учета не был введен в эксплуатацию по причине нарушения схемы монтажа прибора расхода газа. Просит обязать ОАО «Хабаровсккрайгаз» принять в качестве расчетного прибор учета расхода газа марки <данные изъяты> заводской номер № установленный по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ и обязать ОАО «Хабаровсккрайгаз» произвести перерасчет за потребленный газ с ДД.ММ.ГГГГ года.
В ходе судебного разбирательства представитель истца Жигалкин Е.В. исковые требования уточнил, просил обязать ОАО «Хабаровсккрайгаз» принять в качестве расчетного прибор учета расхода газа марки <данные изъяты> заводской номер № установленный по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года. От требования по возложению обязанности произвести перерасчет за потребленный газ с ДД.ММ.ГГГГ отказался.
В судебное заседание истец Еремина И.Ф. не явилась, о месте и времени слушания дела извещена, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель истца Жигалкин Е.В. требования, с учетом уточнений поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ОАО «Хабаровсккрайгаз» Аппакова А.В., Рындин А.В. исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д.23-26), согласно которым действия сотрудника Общества по вводу отказу ввода прибора учета в эксплуатацию, являются правомерными по причине не соответствия прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета – прибор учета присоединен к газопроводу гибкой подводкой (резиновым шлангом).
Пункт 6.8 паспорта № счетчик газа бытовой <данные изъяты> допускается присоединение счетчика газа к отключающему устройству (газовому крану) и возможность присоединения гибкого шланга к выходу счетчика газа при условии, что газопровод жестко закреплен к стене в месте установки отключающего устройства (крана) и счетчик не является препятствием для работы газового крана. При этом газопровод должен быть жестко закреплен к стене на расстоянии не более <данные изъяты> метров от установленного счетчика (п.6.7 паспорта).
Действия сотрудников Общества по вводу приборов учета в эксплуатацию и причин его не ввода регламентированы п.6.6. паспорта № Утверждение истца о том, что установка пломбы на мете, где прибор учета присоединен к газопроводу, производится на основании заявки абонента и является формой подтверждения соответствия места размещения прибора учета проектному положению, предусмотренного договором и обеспечивающему его готовность к надлежащей эксплуатации в качестве прибора учета по показаниям которого осуществляется расчет, не соответствует действительности.
В адрес ОАО «Хабаровсккрайгаз» заявки от абонента Ереминой И.Ф. на установку пломбы на месте присоединения прибора учета к газопроводу не поступало, также перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе. Так как прибор учета, установленный у абонента не введен в эксплуатацию, у представителя исполнителя не было основания для установления пломбы. А также заявление от абонента, направленного в адрес Общества составлено с нарушением норм законодательства, не указана дата и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию, сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета.
Представитель ответчика Рындин А.В. дополнительно пояснил, что прибор учета должен быть неподвижным, т.е. защищен от вибрации, поскольку она влияет на показания счетчика. Прибор установлен не в кран, что не позволяет предотвратить вибрацию. Данный прибор учета не имеет заводских креплений, закреплен за штуцер, который не является элементом прибора. Присоединение через резьбовое соединение является неверным, возможно образование утечки газа.
Представитель третьего лица Пешалов В.И. полагает требования Ереминой И.Ф. законными и обоснованными. Суду пояснил, что ООО «Газмонтажкомплект» является членом СРО «Дальневосточное объединение строителей» и имеет соответствующие допуски к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. С выводом ответчика в акте ввода в эксплуатацию прибора учета газа от ДД.ММ.ГГГГ. не согласны, т.к. из указанной формулировки невозможно понять в чем конкретно состоит нарушение. Схема монтажа приведена в акте установки № и полностью соответствует действительности. Прибор учета в квартире Ереминой смонтирован на жестких креплениях к капитальной стене и присоединен гибкими резиновыми рукавами к газопроводу и газовой плите. Монтаж произведен согласно паспорту на прибор и разъяснениям завода-изготовителя.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства, судом установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в учредительные документы юридического лица ОАО «Хабаровсккрайгаз», согласно которым изменено наименование Общества на Акционерное общество «Газпром газораспределение Дальний Восток», о чем выдано соответствующее свидетельство о постановке на учет РФ в налоговом органе.
ДД.ММ.ГГГГ Еремина И.Ф. заключила договор о техническом обслуживании и ремонта внутриквартирного газового оборудования (л.д. 6) с ООО «Газмонтажкомплект» на основании которого истцу был установлен прибор учета газа марки <данные изъяты> заводской номер №.
Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ Ереминой И.Ф. была произведена замена прибора учета газа по адресу: <адрес>. (л.д. 7).
Еремина И.Ф. обратилась с заявлением в ОАО «Хабаровсккрайгаз» (л.д. 8) о введении в эксплуатацию установленный прибор учета расхода газа, к которому приложила акт установки № от ДД.ММ.ГГГГ года, копию свидетельства СРО с приложением, копию паспорта на прибор учета.
Как следует из копии кассового чека ФГУП «Почта России» заявление направлено в ОАО «Хабаровсккрайгаз» заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с актом ОАО «Хабаровсккрайгаз» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11) прибор учета расхода газа № не введен в эксплуатацию по причине нарушения схемы монтажа ПУ при установке.
Статьей 1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, Потребитель имеет правопринимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации обобеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно повремени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности; требовать от исполнителя совершения действий по вводу вэксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию;при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Главой 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г.N354) предусмотрено оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81.1 настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.
В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета, после чего оформляется акт ввода прибора учета в эксплуатацию.
Несоответствия прибора учета выявленные исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.
Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.
Порядок обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы (в том числе за газ) предусмотрен статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
В силу части 8 названной статьи действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Согласно п. «б» ст. 22 постановления Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.
На основании п. 27 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549) установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.
Согласно п. 38 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Учет объема (количества)коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета (п. 80 Правил).
На основании п. 81 Правил и ст. 30 ЖК РФ, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
«Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» обязывают исполнителя не создавать препятствий потребителю при установке ИПУ.
Исполнитель имеет право проводить проверку правильности снятия потребителем показаний ИПУ, проверку состояния таких приборов учета, но не чаще 1 раза в 3 месяца. Требовать допуска в помещения своих представителей и приостанавливать или ограничивать подачу потребителю коммунальных ресурсов в порядке, установленном Правилами.
Права и обязанности сторон не могут быть без ответственности. Правилами установлено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность. Эта ответственность возникает, в том числе и в результате договора. И если договор содержит условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с Правилами, то возникает ответственность, установленная Кодексом Российской Федерации об административной ответственности.
В судебном заседании установлено, что установка прибора учета в квартире истца осуществлялась сотрудниками ООО «Газмонтажкомплект». Данная организация имеет свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ года, выданное некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией «Дальневосточное объединение строителей», допущено к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Виды разрешенных работ данного Общества включают в себя, в том числе работы по монтажу и демонтажу газового оборудования потребителей.
АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» является исполнителем оказания услуги (поставщиком газа), на которого действующим законодательством возложена обязанность по вводу прибора учета в эксплуатацию.
Доводы ответчика о том, что прибор учета истца не введен в эксплуатацию по причине нарушения схемы монтажа ПУ при установке, не нашли подтверждения в судебном заседании.
Акт № замены прибора учета газа, представленный Ереминой с заявлением о введении прибора учета в эксплуатацию, содержит в том числе схему монтажа. При этом Акт от ДД.ММ.ГГГГ не содержит информации на то, в чем именно выражается нарушение данной схемы монтажа.
Пояснения представителя ответчика в судебном заседании со ссылкой на п.6.7 и 6.8 Паспорта ПУ, не подтверждают наличие каких-либо нарушений при монтаже спорного прибора учета.
Названные пункты регулируют порядок крепления газопровода к стене и указывают на возможность присоединения счетчика газа к отключающем устройству (газовому крану) и присоединение гибкого шланга к выходу счетчика газа при условии, что газопровод жестко закреплен к стене в месте установки отключающего устройства (крана), счетчик не является препятствием для работы газового крана.
Таким образом, в паспорте прибора учета схема установки счетчика отсутствует, а приведенные заметки по эксплуатации и хранению относятся к креплению газопровода, к которому прибор учета не относится, и не определяют порядок крепления самого прибора учета.
Ссылка на письмо ОАО «Росгазификация» от ДД.ММ.ГГГГ. не может расцениваться как доказательство нарушения монтажа счетчика, поскольку нормативным актом не является.
На основании ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Иные доказательства ответчиком не представлены.
Учитывая изложенное, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца, поскольку в соответствии с приведенными нормами права, отказ АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» в отказе во ведение в эксплуатацию прибора учета № установленного в <адрес> по адресу: <адрес>, является нарушением действующего законодательства, влекущим нарушение прав истца как потребителя.
Статьей 98 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", п. 4 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины за обращение в суд общей юрисдикции истцы - по искам, связанным с нарушением прав потребителей, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размерах предусмотренных ст. 333.19 НК РФ, в сумме300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Ереминой ФИО1 удовлетворить.
Обязать Акционерное общество «Газпром Газораспределение Дальний Восток» принять в качестве расчетного прибор учета расхода газа марки <данные изъяты> заводской номер №, установленный по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Акционерного общества «Газпром Газораспределение Дальний Восток» в доход муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» расходы по оплате гос.пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 29.07.2015г.
Судья /подпись/
Решение не вступило в законную силу
Копия верна: судья Е.Ю.Якубанец
Подлинник решения находится в материалах дела №2-1378/2015 в Кировском районном суде г.Хабаровска
Секретарь М.В.Столярова