Дело № 2-249/19
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
05 марта 2019 года г. Кондопога
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Макаровой О.И.
при секретаре Карнишевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Звягинцевой Е. В. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) о включении периодов работы в льготный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Звягинцева Е.В. обратилась в суд по тем основаниям, что ответчиком отказано в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, поскольку у нее отсутствует льготный стаж, связанный с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Считает, что отказ во включении в льготный стаж периодов работы, нахождения на курсах повышения квалификации, периодов работы на неполную ставку является незаконным. Просит обязать ответчика включить в стаж работы в МКС периоды с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня возникновения права.
Истец в судебном заседании требования поддержала.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кондопога (межрайонное) по доверенности Константинова Т.В. в судебном заседании иск не признала, поддержала позицию, изложенную в решении от ХХ.ХХ.ХХ.
Представитель ГБУЗ Кондопожская центральная районная больница в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пп. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 настоящего ФЗ, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (ч. 2 ст. 33 ФЗ № 400-ФЗ).
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (с изменениями и дополнениями), г. Петрозаводск, Кондопожский район Республики Карелия отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (Указ Президента РФ от 20.12.1993 № 2226).
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. В силу ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Таким образом, учитывая изложенное, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в служебных командировках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, для отдельных категорий работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Судом установлено, что ХХ.ХХ.ХХ истец обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч.1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 ФЗ № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».
Из решения ответчика от ХХ.ХХ.ХХ следует, что в стаж работы в МКС не включены, в том числе спорные периоды, поскольку действующим законодательством не предусмотрено включение таких периодов в льготный стаж. На дату обращения страховой стаж истца в льготном исчислении составил 26 лет <...> при требуемом - 15 лет, льготный стаж по Списку № 1 составил 08 лет <...> при требуемом стаже с уменьшением возраста – 7 лет, стаж работы в МКС составил 19 лет <...>, что менее требуемого 20 лет, в назначении досрочной страховой пенсии отказано.
В системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирована с ХХ.ХХ.ХХ.
Как следует из трудовой книжки истца с ХХ.ХХ.ХХ она принята в Кондопожскую центральную районную больницу на должность медицинской сестры процедурного кабинета в районную поликлинику временно сроком на 2 месяца; с ХХ.ХХ.ХХ переведена в постоянные кадры; с ХХ.ХХ.ХХ переведена на должность рентгенлаборанта рентгеновского кабинета в отделение лучевой диагностики и эндоскопии, где продолжает работать по настоящее время.
В период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ истец направлялась на курсы повышения квалификации с сохранением средней заработной платы за указанный период и оплатой командировочных расходов на специализацию по циклу «Лабораторное дело в рентгенологии» на базе Петрозаводского медицинского колледжа, что подтверждается соответствующим приказом и копиями лицевых счетов.
При таких обстоятельствах, период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Судом также установлено, что приказом по Кондопожской центральной районной больнице от ХХ.ХХ.ХХ Звягинцевой Е.В. медсестре районной поликлиники предоставлен отпуск по уходу за ребенком до трех лет с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ. Согласно приказу по Кондопожской центральной районной больнице от ХХ.ХХ.ХХ Звягинцева Е.В. приступила к работе после отпуска по уходу за ребенком до трех лет с ХХ.ХХ.ХХ. Лицевыми счетами за <...> также подтверждается, что в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ истцу заработная плата не начислялась, начислялось только пособие по уходу за ребенком до трех лет.
Согласно приказу по Кондопожской центральной районной больнице от ХХ.ХХ.ХХ Звягинцевой Е.В. предоставлен отпуск без содержания ХХ.ХХ.ХХ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что действующим законодательством не предусмотрена возможность включения в льготный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет и отпуска без содержания, периоды с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ не подлежат включению в стаж работы в МКС, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Как усматривается из приказа по Кондопожской центральной районной больнице от ХХ.ХХ.ХХ Звягинцева Е.В. рентгенолаборант приступила к работе после выхода из отпуска по уходу за вторым ребенком с ХХ.ХХ.ХХ на 0,75 ставки на неполную рабочую неделю. Приказом по К. центральной районной больнице от ХХ.ХХ.ХХ истец направлена на курсы повышения квалификации с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ с сохранением заработной платы. Приказом от ХХ.ХХ.ХХ истец переведена на ставку рентгенолаборанта. В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Звягинцевой Е.В. отсутствует код территориальных условий, то есть работодателем не подтверждается льготный характер работы истца в условиях местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поскольку ее занятость составляет менее требуемой.
Таким образом, поскольку в спорный период истец работала на неполную ставку (0,75 процентов) период ее нахождения на курсах повышения квалификации с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ также не подлежит включению в льготный стаж работы в МКС.
Из материалов дела следует, что Звягинцева Е.В. обратилась с письменным заявлением к ответчику о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости ХХ.ХХ.ХХ.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии (ч. 3 ст. 22 Закона).
Согласно справке о стаже с учетом спорного периода у истца на ХХ.ХХ.ХХ стаж работы в МКС составляет менее 20 лет (19 лет 11 месяцев 29 дней). Учитывая, что истец продолжает работать в ГБУЗ РК «Кондопожская центральная районная больница» по настоящее время, согласно справкам ГБУЗ РК «Кондопожская центральная районная больница» от ХХ.ХХ.ХХ и справке, уточняющей особый характер работы истца, Звягинцева Е.В. в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ была занята полный рабочий день в качестве рентгенолаборанта рентгеновского кабинета отделения лучевой диагностики и эндоскопии ГБУЗ «Кондопожская ЦРБ», отработав норму рабочего времени 125 часов, отпуск без сохранения не предоставлялся, следовательно, необходимый стаж работы в МКС 20 лет у истца будет на ХХ.ХХ.ХХ, с указанной даты у Звягинцевой Е.В. возникает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
В связи с изложенным, суд считает необходимым обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 ФЗ № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с ХХ.ХХ.ХХ.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истца подлежит взысканию с ответчика уплаченная государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление удовлетворить частично.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) зачесть в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Звягинцевой Е. В., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, период нахождения на курсах повышения квалификации с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) назначить Звягинцевой Е. В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 ФЗ № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с ХХ.ХХ.ХХ.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) в пользу Звягинцевой Е. В. расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.И. Макарова
Решение в окончательной форме принято 07.03.2019.