РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2013 года г. Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Радикевич З.М.,
с участием помощника прокурора города Краснотурьинска Дранициной В.В.,
представителя ответчика ТОИОГВ СО – УСП МСП Свердловской области по г. Краснотурьинску Гаёвой О.В., действующей по доверенности от <данные изъяты>
при секретаре Ефименко Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Краснотурьинска в интересах прокурора города Краснотурьинска в интересах Маринова А.А. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казённому учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Краснотурьинску о возложении обязанности по совершению определенных действий,
установил:
Прокурор г. Краснотурьинска, действующий в интересах Маринова А.А., обратился в суд с вышеуказанным иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее - ГКУ СО «Фонд жилищного строительства»), Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Краснотурьинску (далее – ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по г. Краснотурьинску) и просит суд возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность выделить денежные средства ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» для приобретения (строительства, реконструкции) Маринову А.А. жилого помещения не ниже установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения и распределить приобретённое (построенное, реконструированное) жилое помещение Маринову А.А.; возложить на ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» обязанность приобрести в собственность Свердловской области жилое помещение не ниже установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения Маринову А.А., заключив с ним договор найма специализированного жилого помещения, распределённого Маринову А.А., площадью не менее установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения; возложить на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области обязанность принять меры для регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» на жилое помещение, приобретённое для Маринова А.А. и зачислить жилое помещение, приобретённое для Маринова А.А. в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области; возложить на ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по г. Краснотурьинску обязанность обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения, распределенного Маринову А.А.
В обоснование иска исполняющим обязанности прокурора города Краснотурьинска А.И. Стуковым указано, что прокуратурой города Краснотурьинска в ходе проверки соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Маринов А.А., который относится к категории лиц из числа детей-сирот, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании Постановления Главы городского округа Краснотурьинск от 28.01.2010 № 71. По настоящее время Маринову А.А. жилое помещение на условиях найма специализированного жилого помещения как лицу из числа детей-сирот не представлено, несмотря на то, что такое право на него у Маринова А.А. возникло.
Поскольку в силу ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 1 ст. 19 Закона Свердловской области «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области», Постановлений Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП и от 24.04.2013 № 527-ПП предусмотрена обязанность исполнительных органов по месту жительства лиц, относящихся к категории дети-сироты, обеспечить их жильем по достижению возраста 18 лет или по окончании их пребывания в учреждениях образования, социальных учреждений и т.д. Маринов А.А., как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот, которому исполнилось 18 лет, не имеющему закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, или занимаемого им по договору социального найма, имеет право на получение жилья по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора города Краснотурьинска Драницина В.В. уточнила исковые требования, просит суд возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность выделить денежные средства ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» для приобретения (строительства, реконструкции) Маринову А.А. жилого помещения не ниже установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения и распределить приобретённое (построенное, реконструированное) жилое помещение Маринову А.А.; возложить на ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» обязанность приобрести в собственность Свердловской области жилое помещение не ниже установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения Маринову А.А., заключив с ним договор найма специализированного жилого помещения, распределённого Маринову А.А., площадью не менее установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения; возложить на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области обязанность зачислить жилое помещение, приобретённое для Маринова А.А. в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области; возложить на ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по г. Краснотурьинску обязанность обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения, распределенного Маринову А.А.
<данные изъяты>
Представитель ответчика ТОИО ГВ СО-УСП МСП СО по г. Краснотурьинску Гаёва О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что <дата обезличена> Маринов А.А. на основании Постановления Главы городского округа Краснотурьинск от <дата обезличена> № был постановлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. 07.03.2013 Маринов А.А. принят на учет ТОИО ГВ СО-УСП МСП СО по г. Краснотурьинску для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, в связи с чем, был издан приказ ТОИОГВ СО – УСП МСП Свердловской области по г. Краснотурьинску от 07.03.2013 № 197.
При этом основанием для заключения с детьми, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированных жилых помещений являются Приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, что указано в п. 8 Порядка предоставления жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП. Данным Порядком и Положением о ТОИОГВ СО – УСП МСП СО по городу Краснотурьинску на Управление социальной политики по г. Краснотурьинску возложены полномочия по учету детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, внесению предложений по распределению жилых домов, а Государственный специализированный жилищный фонд подготавливает приказ о распределении детям - сиротам жилых помещений, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области непосредственно распределяет жилые помещения, издавая приказ. Соответственно, уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Государственный специализированный жилищный фонд. Управление социальной политики осуществляет лишь подписание договоров детьми - сиротами, которым уже распределены жилые помещения.
При этом, представитель ТОИОГВ СО-УСП МСП СО по г. Краснотурьинску Гаёва О.В. считает, что Управление является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку оно не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.
Истец Маринов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен путем направления судебной повестки по месту жительства и размещения соответствующей информации на официальном сайте Краснотурьинского городского суда. Со слов помощника прокурора г. Краснотурьинска Дранициной В.В. истец Маринов А.А. временно работает в другом городе, ходатайствует о рассмотрении дела без его участия.
Представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, привлеченного по делу в качестве ответчика, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен путем направления судебной повестки по месту нахождения и размещения соответствующей информации на официальном сайте Краснотурьинского городского суда.
Представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Э.В. Коновалова, действующая по доверенности от 15.03.2013, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика и отзыв по иску, в котором просит в удовлетворении исковых требований к Министерству по управлению государственным имуществом <адрес обезличен> отказать.
В обоснование возражений Коновалова Э.В. указала, что с <дата обезличена> в связи с вступлением в силу Федерального закона от <дата обезличена> № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Свердловской области приняты Областные законы от 07.12.2012 № 95-ОЗ «Об управлении государственным жилищным фондом Свердловской области» и от 07.12.2012 № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области», а также внесением изменений в Областные законы от 20.02.2006 № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» и от 22.03.2006 № 17-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» изменился порядок и основания предоставления жилых помещений детям –сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью реализации вышеназванных федеральных и областных законов, которыми изменен порядок и основания предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Правительством Свердловской области приняты постановления от 16.04.2013 № 491-ПП и от 24.04.2013 № 527-ПП, согласно которым распорядителем средств областного бюджета, за счет которых осуществляется обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, в соответствии с бюджетной росписью которого ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» размещает государственный заказ на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств, заключает соответствующие бюджетные контракты и договоры найма специализированных жилых помещений. К компетенции Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, согласно установленному порядку относятся функции по учету жилых помещений для детей-сирот. В силу подп. 2 п. 1 Постановления Правительства Свердловской области № 491-ПП, п. 9, п. 10 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области № 527-ПП Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в приобретении (строительстве) жилых помещений специализированного жилищного фонда Свердловской области детям-сиротам, а также в предоставлении таких жилых помещений лицам, относящемся к данной категории, и заключении с ними договоров найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области, находящегося в оперативном управлении ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» не участвует. Соответственно, требование прокурора о возложении обязанности на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области принять меры для регистрации права оперативного управления ГКУ СО «Жилищный фонд строительства» на жилое помещение, приобретенное для ребенка-сироты не соответствуют положениям действующего законодательства, в том числе ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Кроме того, зачисление жилых помещений, приобретенных для детей-сирот в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области и учет таких помещений, согласно установленному порядку, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет после строительства (приобретения) жилых помещений для указанной категории граждан и представления в Министерство документов, указанных в п. 9 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области № 527-ПП, во внесудебном порядке, что в силу положений ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации не является основанием возникновения гражданских прав и обязанностей.
Поскольку Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в соответствии с установленным порядком не наделено полномочиями по совершению сделок, связанных с передачей жилых помещений, приобретенных для детей-сирот, или изданию правовых актов, которые порождают гражданскую правоспособность, то необоснованным является привлечение Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области к участию в деле в качестве ответчика и возложении обязанности по совершению действий, не относящихся к его компетенции и действий, носящих учетный характер.
Ответчики - Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» о времени и месте судебного заседания извещены путем направления судебной повестки по месту нахождения и размещения соответствующей информации на официальном сайте Краснотурьинского городского суда.
Представитель ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» Кучинскайте Д.П., действующая по доверенности от 22.11.2013, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика и отзыв по иску, в котором возражений относительно заявленных требований прокурора города Краснотурьинска не содержится.
В отзыве Кучинскайте Д.П., ссылаясь на то, что в соответствии с п. 3 постановления Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП источником финансирования являются средства областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, получателем бюджетных средств – Фонд. Фонд в силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает заказа на строительство (приобретение, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных средств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, заключаемые на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд Свердловской области. Полагает, что ответчиком права истца не нарушены, поскольку соблюдается предусмотренный законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель Министерство строительства и развития инфраструктуры, главный специалист, юристконсульт Пономарева С.А., ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
С учетом мнения участвующих в деле лиц и надлежащего извещения сторон, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть гражданское дело при указанной явке.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии с п. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно справке Службы регистрации граждан ООО «КСК» (л.д. 21) Маринов А.А. зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, с <данные изъяты>
Также в указанном жилом помещении зарегистрированы: <ФИО>2, <ФИО>1 и <ФИО>3
Из п. 3 указанного постановления от <дата обезличена> № (л.д.11) усматривается, что сведений о жилье и имуществе, сохраняемым за несовершеннолетним, не имеется.
По сообщениям Управления Росреестра по Свердловской области (л.д. 22) и СОГУП «Областной Центр недвижимости» Филиал «Краснотурьинское БТИиРН» (л.д. 23) за Мариновым А.А. не зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество в <адрес обезличен>.
Из анализа вышеуказанных письменных материалов дела следует, что Маринов А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, фактически с <дата обезличена> не имеет закрепленного за ним жилья.
Из приказа ТОИОГВ СО - УСП МСП <адрес обезличен> от <дата обезличена> № следует, что <дата обезличена> Маринов А.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как относящийся к категории лиц из числа детей-сирот.
Данное обстоятельство не оспорено ответчиками.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом «О внесении изменений в отдельный законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.02.2012 № 15-ФЗ внесены изменения в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Статьей 26 Областного закона Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (в ред. от 07.12.2012 № 100-ОЗ) также гарантировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в детские организации, к родственникам, опекунам (попечителям), на сохранение права на жилую площадь, на которой они проживали ранее, а при отсутствии такого права – на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.02.2012 № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013, действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пп. 6 ст. 2 Закона Свердловской области «Об учёте граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» от 22.03.2006 № 17-03, учёту для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области подлежат, в том числе, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот.
В соответствии с п. 1 ст. 19 названного Закона территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области составляются списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП к исполнительным органам государственной власти, уполномоченным на приобретение и предоставление жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, относится Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п.1). Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа осуществляется за счёт средств областного бюджета, выделяемых ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в установленном порядке (п.2).
Порядок предоставления жилых помещений данной категории граждан определён Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей», согласно которому обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам является ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
В соответствии с абз. 4 п. 3 названного Порядка предоставление жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир по месту их учета для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, но не менее 45 квадратных метров.
Действие настоящего Порядка распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу названного Закона.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязанность исполнительных органов по месту жительства лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить жилым помещением указанных лиц по достижении ими возраста 18 лет или по окончании их пребывания в учреждениях образования, социальных учреждений и т.д.
При этом по смыслу положений законодательства жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения предоставляется такой категории граждан по достижении ими 18 лет либо по окончании образовательных учреждений при отсутствии у них жилья или права пользования жилым помещением.
Учитывая, что Маринов А.А. относится к категории детей-сирот и ему исполнилось 18 лет, при этом он не имеет ни закрепленного за ним жилого помещения, ни жилого помещения на праве собственности, истец обладает правом на получение жилья по договору найма специализированного жилищного фонда в порядке обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Анализ приведенного законодательства позволяет суду сделать вывод, что обязанность по приобретению и предоставлению жилья истцу Маринову А.А. за счет средств областного бюджета возлагается на их главного распорядителя - Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, как уполномоченного исполнительного органа государственной власти по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, а также по содержанию таких жилых помещений, и как главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных для приобретения жилья данной категории лиц.
При этом, уполномоченным органом по приобретению и содержанию жилых помещений, заключению договоров найма специализированных жилых помещений, приобретенных за счет средств областного бюджета, является их получатель - Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в силу вышеуказанных норм наделено полномочиями по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа; по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем внесения сведений о жилых помещениях для указанной категории лиц и по управлению данными жилыми помещениями.
При этом, жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и оперативного управления Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
Соответственно доводы представителя Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, изложенные в письменном отзыве о необоснованности заявленных прокурором требований являются не состоятельными.
При этом доводы представителя ТОИОГВ СО - УСП МСП Свердловской области по г. Краснотурьинску Гаёвой О.В. о том, что Управление с учетом характера спорных правоотношений не является надлежащим ответчиком, суд находит несостоятельным, поскольку в силу положений Постановления Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП орган опеки наделен организационными полномочиями, которые обязан исполнять.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, анализа вышеизложенных норм, суд находит требования прокурора города Краснотурьинска и истца Маринова А.А. законными и обоснованными, а потому подлежащие удовлетворению
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора города Краснотурьинска в интересах прокурора города Краснотурьинска в интересах Маринова А.А. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казённому учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Краснотурьинску о возложении обязанности по совершению определенных действий удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
- выделить денежные средства Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» для приобретения (строительства, реконструкции) Маринову А.А., <дата обезличена> года рождения, жилого помещения не ниже установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения,
- распределить приобретенное (построенное, реконструированное) жилое помещение Маринову А.А.;
Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства»
- приобрести в собственность Свердловской области жилое помещение не ниже установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения Маринову А.А.,
- заключить с Мариновым А.А. договор найма специализированного жилого помещения, распределённого ему, площадью не менее установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения;
Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области зачислить жилое помещение, приобретённое для Маринова А.А. в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области.
Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Краснотурьинску обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения, распределенного Маринову А.А..
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через суд г. Краснотурьинска.
Председательствующий: судья З.М. Радикевич
Решение в окончательной форме изготовлено с использованием технических средств <дата обезличена>.
СОГЛАСОВАНО
Судья: З.М. Радикевич