70RS0001-01-2020-000505-46
Дело № 2а-557/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18.03.2020 Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Желтковской Я.В.
при секретаре Пастуховой М.И.
помощник судьи Гоголинская С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием представителя административного истца Падерина Е.В., представителя ответчика Стрельцовой С.В. административное дело по административному исковому заявлению Шакирова ИВ к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок,
установил:
Шакиров И.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее Управление Росреестра по Томской области) об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок. В обоснование требований указал, что ему и Шакировой А.Р. на праве совместной собственности принадлежит квартира № /________/ в жилом доме блокированной застройки по адресу: /________/. 20.05.2019 он обратился в Управление Росррестра по Томской области, с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок по адресу: /________/, в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. 10.06.2019 Управлением Росреестра по Томской области принято решение о приостановлении государственной регистрации прав по причине отсутствия сведений о формировании испрашиваемого земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома дом, 10.09.2019 решением Управления Росреестра по Томской области ему отказано в государственной регистрации права.
Считает решение незаконным, т.к. жилой дом по адресу: /________/, является многоквартирным, приобретение права собственности на жилое помещение в многоквартирном жилом доме влечет возникновение права общей долевой собственности на земельный участок с момента образования земельного участка. На основании ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», просил признать незаконным решение, выраженное в уведомлении от 10.09.2019 № КУВД-001/2019-6493703/3 об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок по адресу: /________/, кадастровый номер /________/, обязать Управление Росреестра по Томской области осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок по адресу: /________/, кадастровый номер /________/.
В судебное заседание административный истец Шакиров И.В. не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца Падерин Е.В. административные исковые требования поддержал, просил учесть, что земельный участок по адресу: /________/ образован из исходного земельного участка по адресу: /________/ на основании решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирных домов от /________/, образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет, в отношении трех из пяти образованных в результате раздела земельных участков с аналогичным назначением (блокированная жилая застройка) зарегистрировано право общей долевой собственности по адресам: /________/.
Представители административных ответчиков Управление Росррестра по Томской области Малолетко Е.А., Стрельцова С.В. административный иск не признали, считали, что регистрирующим органом правомерно вынесено решение об отказе в регистрации прав в отношении земельного участка, т.к. исходный земельный участок в целях эксплуатации многоквартирного дома не формировался, исходный земельный участок предоставлялся для строительства жилого комплекса блокированной застройки. Считали, что правового механизма осуществления действий по государственной регистрации права на земельный участок под многоквартирным домом с видом разрешенного использования земельного участка – под блокированную жилую застройку не предусмотрено. Полагали, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов действиями административного ответчика, считали, что срок на обращение в суд с иском административным истцом пропущен.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, определив на основании ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие административного истца, суд считает административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (ч.2 ст.1).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ч.4 ст.1).
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав) (ст. 3).
Согласно п. 1 приказа Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»).
В соответствии с п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы государственной о регистрации, кадастра и картографии по Томской области, утвержденного призом Росреестра от 23.01.2017 № П/0027, территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, осуществляющее функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства.
Статьей 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.
Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (ч. 1 ст.18).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4 ст.18).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч.5 ст. 18).
Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является не представление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5 ч. 1 ст. 26).
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (ч. 2 ст. 26).
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (ч. ст. 29).
В случае, если государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостановлены по причине непредставления необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом регистрации прав посредством межведомственных запросов, заявитель уведомляется о его праве представить такие документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 29).
Судом установлено, что Шакирову И.В., Шакировой А.Р. на основании договора купли-продажи квартиры (возникновение ипотеки в силу закона) от 24.02.2014 принадлежит на праве общей совместной собственности квартира, площадью /________/ кв.м, по адресу: /________/, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права /________/, выданным 27.02.2014 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25.12.2019 вид разрешенного использования земельного участка по адресу: /________/, блокированная жилая застройка, категория земель – земли населенных пунктов.
28.05.2019 Шакиров И.В., Шакирова А.Р. обратились в Управление Росреестра по Томской области с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок кадастровый номер /________/.
10.06.2019 Управлением Росреестра по Томской области принято решение о приостановлении государственной регистрации прав на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 183-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» до 10.09.2019 по причине не представления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав: по данным Единого государственного реестра недвижимости испрашиваемый земельный участок не сформирован для эксплуатации многоквартирного жилого дома (имеет разрешенное использование – блокированная жилая застройка), решение о формировании земельного участка под многоквартирным домом на государственную регистрацию не представлено.
В связи с неустранением оснований для приостановления государственного кадастрового учета и регистрации права в установленный срок решением Управления Росреестра по Томской области от 10.09.2019 отказано в государственной регистрации прав на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Административный истец, обращаясь с иском, полагает, что отказ в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка незаконен, т.к. земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет.
Как устанавливает ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч.1).
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в п.п. 4, 6 ст.11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (ч.2).
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» государственный кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Следовательно, объекты недвижимого имущества, в том числе земельные участки, как объекты права возникают при постановке их на государственный кадастровый учет и прекращают свое существование в таком качестве при снятии с кадастрового учета.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч.3 ст.11.2).
Судом установлено, что на основании постановления администрации Томского района от 01.02.2011 № 104-з между администрацией Томского района муниципального образования «Томский район» и ООО «Региональное агентство коттеджного строительства» заключен договор аренды земельного участка от 01.02.2011 № 71, по условиям которого арендодатель (администрация Томского района муниципального образования «Томский район») предоставляет, а арендатор (ООО «Региональное агентство коттеджного строительства») принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов кадастровый номер /________/, площадью /________/ кв.м, по адресу: /________/ для жилищного строительства. Срок аренды участка установлен пунктом 2.1 договора до 28.02.2012, в связи с чем договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области 11.08.2011, номер государственной регистрации. Дополнительным соглашением № 95 от 29.05.2012 к договору аренды земельного участка от 01.02.2011 № 71 продлен срок аренды до 29.05.2022.
Постановлением администрации Зоркальцевского сельского поселения от 09.02.2016 № 43 уточнен вид разрешенного использования (для жилищного строительства) земельного участка, по адресу: /________/, площадью /________/ кв.м, кадастровый номер /________/ на разрешенное использование – малоэтажная многоквартирная жилая застройка; постановлением от 19.02.2016 № 61 – блокированная жилая застройка.
14.06.2015 собственниками жилых помещений многоквартирных домов по адресам: Томская /________/, принято решение, оформленное протоколом от 14.06.2015, об уточнении местоположении границ земельного участка с кадастровым номером /________/, а также разделе земельного участка кадастровый номер /________/, по адресу: /________/, на пять земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома /________/ в соответствии с межевым планом.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости от 03.03.2020 следует, что земельный участок кадастровый номер /________/ разделен на земельные участки кадастровые номера /________/ /________/ /________/ /________/ /________/ /________/, /________/ /________/ /________/, /________/
Образованные в результате раздела земельные участки, кадастровые номера /________/ поставлены на кадастровый учет /________/, в отношении трех земельных участков, вид разрешенного использования земельных участков - блокированная жилая застройка, категория земель - земли населённых пунктов (кадастровые номера /________/) зарегистрировано право общей долевой собственности.
Так, правообладателями земельного участка кадастровый номер /________/ на праве долевой собственности являются /________/ земельного участка кадастровый номер /________/ на праве долевой собственности являются /________/ земельного участка кадастровый номер /________/ на праве долевой собственности являются /________/.
Постановлением администрации Зоркальцевского сельского поселения от 24.06.2016 № 273 изменен адрес земельного участка с кадастровым номером /________/, ранее расположенному по адресу: /________/.
Сведения о правообладателях земельного участка, кадастровый номер /________/, в Едином государственном реестре недвижимости об объекте недвижимости отсутствуют.
Отказывая в государственной регистрации прав на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», регистрирующий орган исходил из того, что уполномоченным органом решение о формировании земельного участка, кадастровый номер /________/ для эксплуатации многоквартирного жилого дома не принималось.
Гражданский кодекс Российской Федерации и Жилищный кодекс Российской Федерации не содержат определения понятия - многоквартирный жилой дом.
Для целей признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции п. 6 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 определяет многоквартирный дом как совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Жилищный кодекс Российской Федерации определяет жилой дом как индивидуально - определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч. 2 ст. 16 ЖК РФ).
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (п. 3 ст. 16 ЖК РФ).
Перечень общего имущества многоквартирного дома содержится в пункте 1 статьи 36 названного кодекса.
Следовательно, многоквартирным домом является объект недвижимости, в состав которого входят квартиры, обеспечивающие возможность прямого доступа к названному в п. 1 ст. 36 ЖК РФ имуществу общего пользования.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в Российской Федерации жилые дома блокированной застройки представляют собой дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
При таких обстоятельствах сама по себе квалификация строения как дома блокированной застройки не свидетельствует о том, что такое строение не отвечает признакам многоквартирного дома (аналогичная позиция приводится в определении Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 1У-КГ17-11).
Приказ Росстата от 15.08.2016 N 427 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством» содержит указание на то, что жилые дома блокированной застройки отражаются как многоквартирные жилые дома в соответствии со СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, на земельном участке, кадастровый номер /________/, расположен многоквартирный жилой дом, кадастровый номер /________/.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25.12.2019 следует, что жилой дом по адресу: /________/, площадью /________/ кв.м, кадастровый номер /________/, является многоквартирным домом, состоит из помещений кадастровые номера /________/.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25.12.2019 следует, что ФИО2 принадлежит на праве общей совместной собственности квартира /________/, площадью /________/ кв.м, кадастровый номер /________/; ФИО33, ФИО34 принадлежит на праве общей совместной собственности квартира № /________/, площадью /________/ кв.м, кадастровый номер /________/; ФИО35, ФИО36 принадлежит на праве общей совместной собственности квартира № /________/, площадью /________/ кв.м, кадастровый номер /________/; ФИО37, ФИО38 принадлежит на праве долевой собственности квартира № /________/, площадью /________/ кв.м, кадастровый номер /________/; ФИО39 принадлежит на праве совместной собственности квартира № /________/, площадью /________/ кв.м, кадастровый номер /________/; ФИО40, ФИО41 принадлежит на праве общей совместной собственности квартира № /________/, площадью /________/ кв.м, кадастровый номер /________/.
Из представленных в дело документов относительно объектов, возведенных на земельном участке, кадастровый номер /________/, объяснений представителя административного истца следует, что они представляют собой квартиры, имеющие общие стены с соседними квартирами, общий фундамент, кровлю, чердак, системы внутреннего газоснабжения, водоснабжения. Учитывая специфику жилых домов блокированной застройки, расположенных на земельном участке, сведения, содержащиеся в ЕГРН, суд приходит к выводу о доказанности довода административного истца, что жилой дом фактически соответствуют признакам многоквартирного дома.
В соответствии с под. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В развитие данного принципа п. 4 ст. 35 ЗК РФ запрещает отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий, строений, сооружений в случае, если они принадлежат одному лицу.
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 19.11.2015 N 2672-О и от 23.04.2015 N 817-О разъяснено, что положения п. 4 ст. 35 ЗК РФ как в оспариваемой, так и в действующей редакции предусматривают единство судьбы доли в праве собственности на здание, сооружение и на земельный участок и по своему содержанию направлены на защиту имущественных прав всех участников долевой собственности на здание или сооружение. Подобное законодательное требование обусловлено спецификой указанных объектов и складывающихся имущественных отношений (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 1365-О).
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2012 N 1372-О и от 29.05.2012 N 903-О указано, что п. 1 ст. 35 ЗК РФ, регулирующий отношения, складывающиеся в связи с переходом права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, развивает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (под. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), и направлен на защиту прав собственника здания, строения, сооружения (Определение от 22.03.2012 N 512-О-О).
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (под. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28.05.2010 N 12-П «По делу о проверке конституционности ч.ч. 2, 3, 5 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ч.ч. 1, 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 3, п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, М. и П.» указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (ч.ч. 1, 2 ст. 36 ЖК РФ), а в ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 189-ФЗ) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч.2 ст.16).
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3 ст.16).
Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета (ч. 4 ст. 16).
Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ (ч. 4.1 ст. 16).
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст.16).
Согласно п. 26 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, а договор аренды этого участка прекращается на основании статьи 413 ГК РФ независимо от того, в частной или в публичной собственности находился переданный в аренду земельный участок.
Таким образом, исходя из указанных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 122-ФЗ, Федерального закона N 189-ФЗ, а также разъяснений, содержащихся в п.п. 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», земельный участок, образованный и поставленный на кадастровый учет, находится у собственников помещений на праве общей долевой собственности с момента государственной регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме.
Ссылка административного ответчика в оспариваемом решении на то, что земельный участок, кадастровый номер /________/, не сформирован, не обоснована, поскольку земельный участок поставлен на кадастровый учет, образован в соответствии со ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом суд учитывает, что должностным лицом Управления Росреестра по Томской области как в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав от 10.07.2019, так и в оспариваемом решении об отказе государственной регистрации прав от 10.09.2019 применен материальный закон, утративший силу - статья 16 в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» № 24, действующая с 01.05.2019 по 01.08.2019.
В соответствии с ч. 6 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 2 п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 36 от 27.09.2016 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя, таким образом, основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Руководствуясь данными разъяснениями, суд учитывает, что уведомление об отказе государственной регистрации права от 10.09.2019 не содержит указания на нарушение Шакировым И.В. Правил землепользования и застройки г.Томска, утвержденных решением Думы г.Томска от 27.11.2017 № 687, в связи с чем данные доводы не учитываются судом при оценке оспариваемого решения.
Кроме того, суд не соглашается с доводами административного ответчика относительно пропуска административным истцом срока на обращение с настоящим административным иском.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 КАС РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
Согласно ч.ч. 2-4 ст. 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.
Из материалов дела следует, что в Кировский районный суд г.Томска Шакиров И.В. обратился с административным исковым заявлением 13.02.2020. Учитывая, что обжалуемое решение вынесено Управлением Росреестра по Томской области 10.09.2019, получено административным истцом 27.11.2019, что следует из расписки уведомления о принятии документов из Томского областного многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг, суд приходит к выводу, что Шакиров И.В. обратился в суд без пропуска срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
При таких обстоятельствах суд считает административный иск Шакирова И.В. о признании незаконным решения, выраженного в уведомлении от 10.09.2019 № КУВД-001/2019-6493703/3 об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок по адресу: /________/, кадастровый номер /________/, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.227 КАС РФ мера, направленная на восстановление нарушенного права, определяется исключительно судом, с учетом соответствия предложенного заявителем способа защиты материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения. Устанавливаемый судом способ устранения допущенных административным органом нарушений прав заявителей не должен приводить и к нарушению прав и законных интересов иных лиц, публичных интересов.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Шакиров И.В. указывает способ восстановления нарушенного права путем возложения на административного ответчика обязанности осуществления действий, по регистрации права общей долевой собственности на земельный участок по адресу: /________/, кадастровый номер /________/.
Определяя способ восстановления нарушенного права административного истца, суд учитывает отсутствие у суда полномочий вмешиваться в деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию и государственный кадастровый учет недвижимости, в связи с чем вариантом восстановления нарушенного права, с целью соблюдения баланса публичных и частных интересов, является необходимость повторного рассмотрении заявления Шакирова И.В.
Таким образом, требование истца о возложении на административного ответчика обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов путем совершения действий, по регистрации права общей долевой собственности на земельный участок по адресу: /________/, кадастровый номер /________/, является преждевременным и не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административные исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение, выраженное в уведомлении от 10.09.2019 № КУВД-001/2019-6493703/3 об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок по адресу: /________/, кадастровый номер /________/.
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области обязанность повторно рассмотреть заявление Шакирова ИВ от 28.05.2019 № MFC0240/2019-20629.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: