Копия по делу № 2-1429/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2016 года |
село Усть-Кулом |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи О.В. Барбуца,
при секретаре М.Б. Тимушевой,
с участием истца А.Н. Шаховой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаховой А.Н. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о предоставлении жилого помещения,
установил:
Шахова А.Н. обратилась в суд иском к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности предоставить благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение (жилой дом, квартиру) на условиях договора найма специализированного жилого помещения. В обоснование требования указала, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее право на обеспечение жилым помещением не реализовано.
Истец Шахова А.Н. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленного требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации. В письменных возражениях, представленных суду, выразил свое несогласие с исковыми требованиями по тем основаниям, что на учете в администрации района состоят 166 граждан из категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из данной категории, нуждающихся в жилых помещениях. В указанном списке Шахова А.Н. состоит под номером 83. Кроме того, на исполнении находится 39 судебных решений, обязывающих администрацию района обеспечить детей - сирот жилыми помещениями. Предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда в настоящее время проводится в порядке очередности, исходя из даты вынесения судами соответствующих решений, а не по дате включения их в список. Внеочередное предоставление жилых помещений детям – сиротам свидетельствует о том, что они злоупотребляют своим правом на получение жилого помещения, поскольку внеочередное предоставление жилого помещения в порядке исполнения решения суда нарушает права иных граждан из числа детей – сирот, нуждающихся в жилых помещениях и включенных в списки граждан, подлежащих обеспечению жильем.
Заслушав истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Шахова А.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (запись акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ). Ее родители ФИО6 и ФИО7 умерли, что подтверждается записями актов о смерти от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, составленными территориальным отделом загса <адрес>).
За истцом Шаховой А.Н. и ее братом ФИО1 закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 42 кв.м (постановление руководителя администрации сельского поселения «Пожег» от ДД.ММ.ГГГГ №).
Указанное жилое помещение администрацией сельского поселения «Пожег» предоставлено Шаховой А.Н. по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №. С ней проживают ее дети ФИО2, ФИО3 и ее брат ФИО9
Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № установлен факт невозможности проживания в ранее закрепленным за Шаховой А.Н. жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
На основании постановления администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № Шахова А.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
По сведениям Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в Едином государственном реестре регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества отсутствует информация о правах Шаховой А.Н. на объекты недвижимого имущества.
В Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Статьей 92 ЖК РФ определено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно статье 98 ЖК РФ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Положениями статьи 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ). Дополнительные гарантии прав детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Жилые помещения предоставляются указанным выше лицам, включенным в соответствующие списки граждан, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По письменным запросам указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При этом в статье 1 Федерального Закона № 159-ФЗ указано, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии факта нуждаемости в жилом помещении в связи с невозможностью проживания в нем и отсутствия закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения.
Пунктом 7 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ определено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу положений пункта 7 статьи 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Довод ответчика, что предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда в настоящее время проводится в порядке очередности исходя из даты вынесения судами соответствующих решений, а не по дате их включения в список, что нарушает права тех граждан, которые стоят в списках с 2011 года злоупотребление правом), не может быть принят во внимание, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (статья 9 Гражданского кодекса Российской Федерации). Исходя из требований стороны истца, не содержатся основания для признания их действий как заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Иное толкование данного обстоятельства приведет к нарушению прав истца на судебную защиту в порядке гражданского судопроизводства и поставит исполнение закона в зависимость от исполнения обязательств ответчиком.
Кроме того, ни статья 8 Федерального закона N 159-ФЗ, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку право Шаховой А.Н. на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по настоящее время не реализовано.
В силу положений пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и ответчиков. При этом орган местного самоуправления не освобожден от возмещения расходов по уплате госпошлины. Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Шаховой А.Н. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» предоставить Шаховой А.Н. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде жилого дома или отдельной квартиры на состав семьи один человек, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах территории муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский».
Взыскать с администрации муниципального района «Усть-Куломский» в пользу Шаховой А.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 14 октября 2016 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца