Дело № 2-340 (2-341)/2014 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2014 года г. Кемь
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Блаженовой Т.М.,
при секретаре Бахур Л.Н.,
с участием помощника прокурора Кемского района Изосина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Кемского района в интересах Татариновой Е.А., Степаненко М.А. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1» о взыскании задолженности по заработной плате,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кемского района Республики Карелия обратился в Кемский городской суд с исками в интересах Татариновой Е.А., Степаненко М.А. к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» (МБОУ «СОШ № 1») по тем основаниям, что в ходе проверки установлено, что заработная плата истцам выплачивается с нарушением требований ст. 133 Трудового кодекса РФ. Заработная плата истцов без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера за фактически отработанное время составила менее установленного минимального размера оплаты труда. Просит взыскать с МБОУ «СОШ № 1» в пользу: Татариновой Е.А. задолженность по заработной плате за апрель и май 2014 года в размере <данные изъяты>.; Степаненко М.А. задолженность по заработной плате за апрель и май 2014 года в размере <данные изъяты>..
В судебном заседании помощник прокурора поддержал исковые требования, пояснил, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ « О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2014 года установлен минимальный размер оплаты труда 5554 рублей в месяц. В соответствии со ст.ст. 315-317 ТК РФ районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работника, размер которой не должен быть менее установленного минимального размера оплаты труда.
Заработная плата Татариновой Е.А. без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера за апрель 2014 года составила <данные изъяты>., из них: оклад <данные изъяты>., доплата за увеличение объема работ - <данные изъяты>., компенсационная выплата за вредность - <данные изъяты>., стимулирующая надбавка - <данные изъяты>.; за май 2014 года - <данные изъяты>., из них оклад <данные изъяты>., доплата за увеличение объема работ - <данные изъяты>., компенсационная выплата за вредность - <данные изъяты>.
Заработная плата Степаненко М.А. без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера за апрель и май 2014 года в месяц составила <данные изъяты>., из них: оклад <данные изъяты>., компенсационная выплата за вредность - <данные изъяты>.
Истец Степаненко М.А. в суде поддержала исковые требования по основаниям, указанным в заявлении.
Истец Татаринова Е.А. в судебное заседание не явилась, в телефонограмме ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования подержала в полном объеме.
Представители ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», третьих лиц МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» Кемского муниципального района и Администрации Кемского муниципального района не явились, уведомлены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав прокурора, истца, изучив материалы дела, считает иски подлежащими удовлетворению.
Установлено, что Татаринова Е.А. на основании трудового договора с 23.09.2013 г. работает у ответчика в должности рабочей по комплексному обслуживанию и ремонту здания. Трудовым договором определены районный коэффициент в размере 40%, северная надбавка 80 %, компенсационная выплата за вредные условия труда - 4 %, компенсационная выплата за дополнительный объем работы - 18%. Согласно расчетным листкам истца ее начисленная заработная плата составила за апрель 2014 года - <данные изъяты>. (из них <данные изъяты>. районный коэффициент и <данные изъяты>. надбавка за работу в районах Крайнего Севера); за май 2014 года - <данные изъяты>. (из них <данные изъяты>. районный коэффициент и <данные изъяты>. надбавка за работу в районах Крайнего Севера).
Степаненко М.А. на основании трудового договора с 10.10.2005 г. работает у ответчика в должности рабочей по комплексному обслуживанию и ремонту здания. Трудовым договором определены районный коэффициент в размере 40%, северная надбавка 80 %, компенсационная выплата за вредные условия труда - 4 %. Согласно расчетным листкам истца ее начисленная заработная плата составила за апрель 2014 года - <данные изъяты>. (из них <данные изъяты>. районный коэффициент и <данные изъяты>. надбавка за работу в районах Крайнего Севера); за май 2014 года - <данные изъяты>. (из них <данные изъяты>. районный коэффициент и <данные изъяты>. надбавка за работу в районах Крайнего Севера).
Истцы осуществляют свою трудовую деятельность в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1» Кемского муниципального района, учредителем которого и собственником имущества учреждения в соответствии с Уставом учреждения является муниципальное образование «Кемский муниципальный район», функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения осуществляются администрацией Кемского муниципального района. Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета. Учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункты 1.5 - 1.7 Устава, утвержденного Постановлением администрации Кемского муниципального района РК от 20.12.2011 г. № 962).
В соответствии с подпунктами 1-4 пункта 4.1 Устава источниками финансового обеспечения и формирования имущества Учреждения являются: субсидии из бюджета Кемского муниципального района на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание услуг (выполнение работ), а также субсидии на иные цели; имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления; доходы, получаемые от приносящей доход деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество; иные не запрещенные законодательством РФ источники.
В соответствии с пунктом 5.3 Устава непосредственное управление деятельностью Учреждения осуществляет директор Учреждения, который в числе иных права, действует от имени учреждения, осуществляет прием на работу и увольнение, заключает трудовые договоры, утверждает структуру, штатное расписание, графики работы, утверждает положение об оплате и стимулировании труда работников, устанавливает заработную плату работников учреждения, а также компенсационные и стимулирующие выплаты, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом Учреждения.
В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 21 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно положений ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования. При этом, как следует из содержания статьи 129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность.
В соответствии со статьей 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В Республике Карелия до 01.02.2014 г. действовало Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Карелия, заключенное между Правительством Республики Карелия, Объединением организаций профсоюзов в Республике Карелия и Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия от 26.09.2012 года, в соответствии с которым месячная заработная плата работника работающего на территории Республики Карелия и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует Соглашение, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в Республики Карелия при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности). В Республике Карелия для работников государственных и муниципальных учреждений Республики Карелия: по северной части Республики Карелия (Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, г. Костомукша) была установлена минимальная заработная плата в размере - 6837 рублей. Трехсторонним Соглашением от 14.02.2014 года, которое действует с 01.02.2014 года, установлена минимальная заработная плата для указанных категорий работников в размере 7213 рублей. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 336-ФЗ) с 01.01.2014 в Российской Федерации минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5554 рубля в месяц.
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Из анализа приведенных норм права и положений статей 315-317 ТК РФ следует, что минимальный размер оплаты труда истцов не может быть меньше установленного федеральным законодательством МРОТ равного 5554 рубля плюс районный коэффициент - 40 % и надбавка за работу в районах Крайнего Севера 80%, то есть не менее: 5554 руб. + (5554 руб. х 120 %) = 12218 руб. 80 коп..
На основании изложенного, с учетом приведенных норм права, установленных судом обстоятельств о том, что размер начисленной и выплаченной истцам заработной платы без учета районного коэффициента (40%) и процентной надбавки (80%) был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации, заявленные требования о взыскании заработной платы подлежат удовлетворению. Расчеты сумм невыплаченной заработной платы, заявленные прокурором, ответчиком не оспариваются, проверены судом, и принимаются к взысканию.
В соответствии со статьей 211 ГПК РФ решение суда в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ ист. 103 ГПК РФ с МБОУ «СОШ № 1» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Кемского муниципального района, от уплаты которой прокурор был освобожден при подаче иска в суд, в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кемского района удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» в пользу:
Татариновой Е.А. заработную плату за апрель, май 2014 года в сумме <данные изъяты>;
Степаненко М.А. заработную плату за апрель, май 2014 года в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» государственную пошлину в доход бюджета Кемского муниципального района в сумме <данные изъяты>
Решение суда в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: Т.М. Блаженова