Кандалакшский районный суд Мурманской области
Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Курасова, д. 8
Дело № 12-312/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
Г. Кандалакша |
26 ноября 2021 года |
Судья Кандалакшского районного суда Мурманской области Кузьмич Н.В, рассмотрев жалобу Коноваловой О.Н. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от <дата> <номер> по делу об административном правонарушении,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от <дата> <номер> по делу об административном правонарушении должностное лицо акционерного общества «Мурманэнергосбыт» (далее – АО «МЭС», Общество) Коновалова О.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Кандалакшский районный суд Мурманской области, Коновалова О.Н. просит постановление по делу об административном правонарушении отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, производство по делу прекратить.
Указывает, что в ходе проверки Управлением Росприроднадзора запрашивался учет в области обращения с отходами, сформированный в соответствии с Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028, иные данные не запрашивались.
Обращает внимание, что на момент окончания проверки – 29 марта 2021 года – первый квартал 2021 года, по которому формируются сводные данные учета отходов для обобщения по итогам календарного года, не завершился. Сводные данные учета отходов были сформированы после окончания первого квартала 2021 года – 6 апреля 2021 года, когда проверка была уже завершена.
Указывает, что учет в области обращения с отходами ведется на объектах Общества в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Кроме этого, полагает, что не является субъектом инкриминируемого ей административного правонарушения, будучи рядовым сотрудником Общества, не наделенным организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями.
Коновалова О.Н. в судебном заседании не участвовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представители Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. В письменных возражениях на жалобу выразили несогласие с доводами жалобы, просили оставить ее без удовлетворения.
Судья районного суда, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Из протокола об административном правонарушении от 11 мая 2021 года <номер> следует, что в период с 1 по 29 марта 2021 года на основании распоряжения Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 16 февраля 2021 года <номер>-рп проведена плановая выездная проверка в отношении АО «МЭС» (по местам фактического осуществления деятельности), в результате которой в деятельности филиала АО «МЭС» «Кандалакшская теплосеть» выявлены следующие нарушения: учет в области обращения с отходами за истекший период 2021 года по объектам <номер>П, <номер>П, <номер>П, <номер>П, <номер>П, <номер>П, <номер>П, <номер>П, который ведется в соответствии с действующим законодательством, не предоставлен.
Поскольку инженер по охране окружающей среды «Кандалакшская теплосеть» филиала АО «МЭС» Коновалова О.Н. является ответственным должностным лицом по обеспечению требований законодательства в области охраны окружающей среды производственно-технического отдела филиала АО «МЭС» «Кандалакшская теплосеть», указанные должностные функции исполнены ею ненадлежащим образом, нарушены требования п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 9 Порядка учета в области обращения с отходами, установленного приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1018, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 24 мая 2021 года <номер> по делу об административном правонарушении должностное лицо Коновалова О.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Кандалакшского районного суда от 05 августа 2021 года указанное постановление отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 17 сентября 2021 года <номер> по делу об административном правонарушении должностное лицо Коновалова О.Н. вновь признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.Из материалов дела следует, что в ходе проведения Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проверки в отношении АО «Мурманэнергосбыт», основным видом деятельности которого является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха, в период с 1 по 29 марта 2021 года установлено, что Обществом не предоставлены данные по ведению учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом отходов.
В распоряжении от 16 февраля 2021 года <номер>-рп о проведении проверки указан перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки. В области обращения с отходами производства и потребления административным органом у АО «МЭС» запрошены: перечень отходов, образующихся на предприятии в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов; приказ о назначении лица, ответственного за допуск работников предприятия к обращению с отходами I-IV класса опасности; приказ о допуске работников предприятия к обращению с отходами I-IV класса опасности; договоры на передачу отходов сторонним организациям, с приложением актов выполненных работ по договорам о приеме/передаче отходов, а также актов о передаче отходов на утилизацию; данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридически лицом отходов.
Согласно акту проверки от 01 апреля 2021 года Обществом в период проверки учет в области обращения с отходами за истекший период 2021 года по всем объектам НВОС, который ведется в соответствии с действующим законодательством, не предоставлен. Отчеты формы 2-тп (отходы) по всем объектам НВОС АО «МЭС» сданы в установленные законодательством сроки.
Не предоставление данных текущего учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридически лицом отходов послужило основанием для вывода о не ведении такого учета в бумажном или электронном виде.
В соответствии с пунктом 5 Порядка учета в области обращения с отходами материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при: обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; подготовке отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля; заполнении формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами; расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).
Учет в области обращения с отходами ведется на основании измерений фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Документами, подтверждающими количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, являются договоры, акты приема-передачи и акты выполненных работ, а также другие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов (п. 8 Порядка).
Согласно приказа (распоряжения) о переводе работника на другую работу от <дата> <номер>-к Коновалова О.Н. принята на работу инженером по охране окружающей среды производственно-технического отдела «Кандалакшская теплосеть» филиала АО «МЭС», трудовой договор <номер> от <дата>.
В соответствии с пунктом 2.1.3 должностной инструкции инженер по охране окружающей среды выполняет своевременную подготовку внутренней отчетности и статистической отчетности, пунктом 2.4.4 должностной инструкции – контролирует деятельность структурных подразделений филиала и ведение отчетности по образованию, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов производства.
Таким образом, Коновалова О.Н. является ответственным должностным лицом по обеспечению требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Как указано в обжалуемом постановлении, основанием для привлечения Коноваловой О.Н. к административной ответственности по части 10 статьи 8.2 КоАП РФ явилось нарушение требований пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 9 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 08 декабря 2020 года № 1028, которым установлено, что учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется по мере образования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, а также размещения отходов.
При вынесении постановления административным органом изучены возражения Коноваловой О.Н. от 19 мая 2021 года, им дана надлежащая оценка, в том числе в части довода о том, что учет в области обращения с отходами ведется в Обществе в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы Коноваловой О.Н. о том, что на момент окончания проверки первый квартал 2021 года не завершился, не может быть принят во внимание, поскольку учет размещенных отходов осуществляется по мере образования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, осуществление хозяйственной и иной деятельности невозможно без образования отходов.
Таким образом, доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы при рассмотрении дела об административном правонарушении и получили надлежащую правовую оценку.
Доказательств невозможности исполнения Коноваловой О.Н. должностных обязанностей по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды в области обращения с отходами в силу чрезвычайных событий или обстоятельств, которые она не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась, не установлено.
Выводы административного органа о виновности Коноваловой О.Н. в совершении указанного административного правонарушения мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, построены на доказательствах, исследованных в ходе его рассмотрения.
Порядок и срок привлечения Коноваловой О.Н. к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Коноваловой О.Н. назначено минимальное административное наказание, предусмотренное санкцией части 10 статьи 8.2 КоАП РФ, что соответствует содеянному и целям административного наказания, указанным в статье 3.1 КоАП РФ.
При установленных обстоятельствах, судья находит оспариваемое постановление о назначении административного наказания законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не усматривается, в том числе и по доводам жалобы. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, по делу не установлено.
Обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 17 сентября 2021 года <номер>, вынесенное в отношении Коноваловой О.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Коноваловой О.Н. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.В. Кузьмич