Дело № 2-918/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 ноября 2016 года пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи – Демяненко Н.А.,
при секретаре – Мирюк Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новосергеевского сельсовета Серышевского района Амурской области, об обязании утвердить схемы водоснабжения и водоотведения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Серышевского района Амурской области обратился с данным иском в суд и в обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой Серышевского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления возложенных на них полномочий в сфере организации и развития жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено нарушение законодательства администрацией Новосергеевского сельсовета в части несвоевременной разработки и утверждения схемы водоснабжения и водоотведения поселения. В силу ст. 38 Закона развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений, и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений, и городских округов утверждаются органами местного самоуправления. До 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности (п. 2 ст. 42 Закона). При проверке установлено, что в настоящее время муниципальным образованием работа по инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод) проведена, при этом схемы водоснабжения и водоотведения по истечению года со дня установленного законом срока не разработаны и не утверждены, что является недопустимым. Таким образом, бездействие ответчика - администрации Новосергеевского сельсовета по утверждению схем водоснабжения и водоотведения нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья, на повышение качества предоставления коммунальных услуг, а также не позволяют принять участие в программных мероприятиях за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона РФ от 17.02.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В связи с изложенным, на основании пункта 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 45 ГПК РФ, просил обязать администрацию Новосергеевского сельсовета до 01.05.2017 утвердить схемы водоснабжения и водоотведения, определить гарантирующую организацию, установить зоны ее деятельности.
Помощник прокурора Серышевского района Слободина Т.Н. в ходе судебного заседания, в полном объеме поддержала исковые требования и настаивала на их удовлетворении.
Ответчик – глава администрации Новосергеевского Серышевского района Амурской области Приходько В.М., в ходе судебного заседания не возражал против заявленных исковых требований.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений находится имущество, предназначенное для водоснабжения населения, водоотведения населения.
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон) регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Статья 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» определяет, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения, и водоотведения; снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по
организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае
невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее
водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих
обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения
своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного
водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа
гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов);принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 38 Закона развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений, и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
До 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности (п. 2 ст. 42 Закона).
Судом установлено, что в настоящее время муниципальным образованием работа по инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод) проведена, при этом схемы водоснабжения и водоотведения по истечению года со дня установленного законом срока не разработаны и не утверждены, что является недопустимым.
Конституцией РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 41,42 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" утвержден в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В силу п. 9.9 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории соответствующего муниципального образования: а) схемы теплоснабжения - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию региональной программы по модернизации системы коммунальной инфраструктуры после 1 января 2014 года; б) схемы теплоснабжения, схемы водоснабжения, схемы водоотведения - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию региональной программы по модернизации системы коммунальной инфраструктуры после 1 января 2015 года; в)схемы теплоснабжения, схемы водоснабжения, схемы водоотведения,
программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры
муниципального образования - в случае подачи заявки на предоставление
финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию региональной
программы по модернизации системы коммунальной инфраструктуры после
вступления в силу обязательных требований о разработке программ
комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, но не ранее 1
января 2015 года.
Таким образом, бездействие ответчика - администрации Новосергеевского сельсовета по утверждению схем водоснабжения и водоотведения нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья, на повышение качества предоставления коммунальных услуг, а также не позволяют принять участие в программных мероприятиях за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиками, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку для принятия мер по выполнению мероприятий по утверждению схемы водоснабжения и водоотведения, определения гарантирующей организации, установления зоны ее деятельности необходимо время, по мнению суда, запрашиваемый прокурором срок является разумным для исполнения.
С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, требований действующего законодательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора Серышевского района п к администрации Новосергеевского сельсовета, администрации Серышевского района об обязании утвердить схемы водоснабжения и водоотведения, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новосергеевского сельсовета Серышевского района Амурской области, об обязании утвердить схемы водоснабжения и водоотведения - удовлетворить.
Обязать администрацию Новосергеевского сельсовета Серышевского района Амурской области утвердить схемы водоснабжения и водоотведения, определить гарантирующую организацию, установить зоны ее деятельности до 01 мая 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца с момента провозглашения с подачей жалобы через Серышевский районный суд.
Председательствующий судья ___________________ Н.А.Демяненко