Дело № 5-137/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Республика Коми, Княжпогостский район,
г. Емва, ул. Дзержинского, д. 136а 24 июля 2018 года
Судья Княжпогостского районного суда Республики Коми Закидальский Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Акционерного общества «Княжпогостская тепло-энергетическая компания» (ОГРН 1051101096606, ИНН 1117005242), зарегистрированного по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, ул. Дзержинского, д. 110,
установил:
Юридическое лицо - Акционерное общество «Княжпогостская тепло-энергетическая компания» (далее – АО «КТЭК») совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившееся в нарушение требований частей 1, 2 статьи 9, статьи 10, части 1 статьи 11, ч.1 ст. 13, ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ), пунктов 2, 11, 20 Положения об организации работы оп подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 №37), пунктов 3, 3.1, 5, 9, 11 «Правил организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263), пункта 6 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (утв. Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 №480) при эксплуатации опасных производственных объектов – Систем теплоснабжения, находящихся в г. Емва Княжпогостского района, п. Чиньяворык Княжпогостского района.
Защитник АО «КТЭК» Гаврилова Е.В. вину юридического лица в совершении административного правонарушения признала, обстоятельства правонарушения не оспаривала, пояснив, что нарушения, выявленные в ходе проверки, и отраженные в протоколе об административном правонарушении, в настоящее время устранены, представив подтверждающие документы и акты проверки от 05.07.2018. Также просила назначить юридическому лицу наказание в виде штрафа ниже минимального размера в связи с тяжелым материальным положением организации.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Авраменко С.В. в судебном заседании не участвовала, в предыдущем судебном заседании ходатайствовала о рассмотрении материалов дела в ее отсутствие, просила привлечь АО «КТЭК» к административной ответственности, пояснила, что на настоящий момент все требования, указанные в предписании, юридическим лицом выполнены, нарушения устранены.
Заслушав объяснения участвовавших в деле лиц, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьей 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается, в том числе, нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно статье 1 Закона № 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, что следует из статьи 3 Закона № 116-ФЗ.
Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта изложены в статье 9 приведенного выше Федерального закона.
В частности согласно части 1 статьи 9 Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии с требованиями части 1, части 2 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.
Требования к проведению аттестации содержатся в пунктах 11, 20 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37).
В пункте 2 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37) изложены требования, учитываемые при организации и проведении обучения и проверки знаний по безопасности рабочих основных профессий таких организаций.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 11 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством РФ.
Такие требования содержатся в пунктах 3, 3.1 «Правил организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» (утв. постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263).
Пунктами 5, 9 вышеуказанных правил установлены требования к работнику, ответственному за осуществление производственного контроля.
В соответствии с пунктом 11 этих Правил работник, ответственный за осуществление, производственного контроля, обязан разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации.
В силу части 1 и 2 статьи 10 Закона № 116-ФЗ, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе, иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством РФ, а также обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Как следует из материалов дела, по результатам внеплановой документарной проверки юридического лица, проведенной по распоряжению и.о. руководителя Печорского управления Ростехнадзора № 400 от 19.04.2018, установлены следующие нарушения:
- не проведена подготовка и аттестация работников АО «Княжпогостская тепло-энергетическая компания» в области промышленной безопасности;
- не представлены протоколы о прохождении аттестации руководителя и членов аттестационной комиссии предприятия, области аттестации: Б7.1, Б8.21. А1. в территориальной комиссии Ростехнадзора. Из представленного протокола аттестации главного инженера ФИО1 от 15.05.2018 № 25-18-625 следует, что сдана область аттестации А1., не сданы области аттестации: Б7.1. Б8.21.
- не представлены протоколы проверки знаний персонала, эксплуатирующего опасные производственные объекты.
Таким образом, юридическим лицом допущен к самостоятельной работе на опасных производственных объектах «Система теплоснабжения ДВП» III класса опасности, «Система теплоснабжения (п. Чиньяворык)» III класса опасности, «Система теплоснабжения (г. Емва)» III класса опасности и «Система теплоснабжения (ПМК-6)» III класса опасности персонал, не прошедший проверку знаний производственных инструкций. Не обеспечено проведение аттестации руководителя и специалистов в области промышленной безопасности в установленные сроки.
- положение об организации и осуществлении производственного контроля, утвержденное исполнительным директором 23.05.2018, разработано без учета требований «Правил организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» (утв. постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263):
1. не указана должность лица, ответственного за организацию и осуществление производственного контроля;
2. не определен порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, а также подготовки и регистрации отчетов об их результатах;
3. в плане мероприятий по обеспечению промышленной безопасности не указаны сроки исполнения;
4. не определен порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на опасных производственных объектах;
5. не определен порядок принятия и реализации решений по обеспечению промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля;
6. не определен порядок принятия и реализации решений о диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
7. не определен порядок организации расследования и учета аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах:
8. не определен порядок учета результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников эксплуатирующей организации;
9. не определен порядок принятия и реализации решений о проведении экспертизы промышленной безопасности;
10. не определен порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
- лицом, ответственным за организацию и осуществление производственного контроля вместо руководителя назначен главный инженер ФИО1 не аттестованный по видам надзора, применяемым на опасных производственных объектах, области аттестации: Б7.1.Б8.21;
- отсутствует график проведения целевых и комплексных проверок соблюдения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах на 2018 год;
Таким образом, юридическим липом не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
- в схеме оповещения указаны не все службы, которые необходимо оповестить в случае аварии, неверно указан телефон территориального органа Ростехнадзора; не представлен приказ о создании резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
Таким образом, юридическое лицо не обеспечило в установленные сроки готовность предприятия в полном объеме к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах.
Указанные обстоятельства зафиксированы в ходе проведения внеплановой проверки юридического лица в акте проверки № 44-СТО от 30.05.2018.
На основании исследованных предоставленных материалов судья находит факт совершения административного правонарушения и виновность АО «КТЭК» в совершении вменяемого правонарушения подтвержденными совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств. Кроме того, защитник АО «КТЭК» не отрицала факта совершения действий, квалифицируемых как нарушение требований по промышленной безопасности опасных производственных объектов.
При имеющихся доказательствах судья квалифицирует действия АО «КТЭК» по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть нарушение требований промышленной безопасности.
Установленный законом порядок привлечения лица к административной ответственности соблюден, протокол составлен в соответствии с правилами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания судья учитывает, что вину юридическое лицо признало, на момент рассмотрения дела нарушения устранены в полном объеме, что подтверждается копиями документов, представленных защитником юридического лица, и актами проверки № 50-СТО и 51-СТО от 05.07.2018, а также тяжелое материальное положение АО «КТЭК», о чем свидетельствует отчет о финансовых результатах за 2017 год об убытке, в связи с чем судья признает эти обстоятельства в силу статьи 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях смягчающими наказание.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, предусмотренным ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья признает повторное совершение однородного административного правонарушения по постановлению Княжпогостского районного суда Республики Коми от 14.11.2017 по часта 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влекущих прекращение производства по делу, судьей не установлено.
Оснований для освобождения от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с обстоятельствами правонарушения не имеется.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, а также учитывая характер совершенного административного правонарушения, наличие совокупности смягчающих ответственность обстоятельств, судья считает целесообразным назначить юридическому лицу административный штраф в размере менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
Признать Акционерное общество «Княжпогостская тепло-энергетическая компания» (ОГРН 1051101096606, ИНН 1117005242) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Реквизиты для перечисления суммы административного штрафа:
Получатель: УФК по РК (Печорское управление Ростехнадзора), ГРКЦ НБ Респ.Коми Банк России г. Сыктывкар, КПП 110101001
Налоговый орган: ИНН 1103001093, счет: 40101810000000010004
КБК:49811645000016000140
БИК: 048702001, Код ОКАТО: 87701000000
Разъяснить, что согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом РФ об административных правонарушениях влечет привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Д.Е. Закидальский