РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2018 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре Ермилиной А.С., с участием помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вихоревского городского поселения, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП «Вихоревский городской транспорт», Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, Служба по охране природы и озера Байкал Иркутской области, о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку производственных отходов,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований прокурор Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, указал, что прокуратурой в ходе осуществления анализа состояния законности в сфере исполнения природоохранного законодательства установлено нарушение администрацией Вихоревского городского поселения требований природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения к содержанию территории Вихоревского городского поселения.
Установлено, на площади 1 гектара прокуратурой выявлена несанкционированная свалка производственных отходов, являющихся отходами шлакозолоудаления котельной «Водогрейная», расположенной по адресу: .... Отходы котельной «Водогрейная» складируются за границами земельного участка, на котором расположена котельная, на территории Вихоревского городского поселения, на земельном участке, расположенном северо-восточнее земельного участка, находящегося по адресу .... Муниципальный имущественный комплекс Вихоревского муниципального образования - объекты коммунального назначения Вихоревского муниципального образования, который включает в себя котельную «Водогрейную», назначение: <данные изъяты>, является муниципальной собственностью муниципального образования «Вихоревское городское поселение», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от **.**.**** серия ***, запись регистрации ***.
**.**.**** администрацией с МУП «Вихоревский городской транспорт» заключен договор безвозмездного пользования ***. Соглашением от **.**.****, заключенным между администрацией и МУП «ВГТ», срок договора безвозмездного пользования *** от **.**.**** продлен до **.**.****. Во исполнение вышеуказанного договора, МУП «ВГТ» осуществляет эксплуатацию имущественных комплексов, в том числе, котельной «Водогрейная», расположенной по адресу: .... Учитывая, что эксплуатация обслуживаемой МУП «ВГТ» котельной осуществляется с нарушением законодательства об отходах производства, прокуратурой района направлено в суд исковое заявление к Муниципальному унитарному предприятию «Вихоревский городской транспорт» о понуждении устранить нарушения законодательства об отходах производства при эксплуатации обслуживаемой котельной. Вместе с тем, наличие на территории Вихоревского поселения отходов производства нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории несут органы местного самоуправления.
Согласно информации администрации, земельный участок, на котором расположено место захламления отходами производства, находится в границах Вихоревского городского поселения, на кадастровом учете не состоит, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Сведения о зарегистрированных правах на данный земельный участок отсутствуют. Поскольку государственная собственность на указанный земельный участок не разграничена, в силу требований ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельным участком осуществляет орган местного самоуправления городского поселения, на территории которого расположен данный земельный участок, то есть администрация.
Также прокурор Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, указал, что прокуратурой установлено, что захламление данного земельного участка отходами производства имеет место на протяжении более 30 лет. Массовое скопление отходов производства в результате производственной деятельности котельной имело место еще с **.**.****. Так, ранее между администрацией и ООО «Энергосфера-Иркутск» заключался договор аренды от **.**.**** *** вышеуказанного муниципального имущества и земельных участков, на которых расположены объекты коммунального назначения, находящихся в муниципальной собственности Вихоревского муниципального образования. **.**.**** администрацией с ООО «Энергосфера-Иркутск» заключено соглашение о расторжении договора аренды от **.**.**** *** объектов коммунального назначения.
Хранение отходов производства указанного объекта коммунальной инфраструктуры с нарушением закона, насыпью на открытой почве, установлено выездной проверкой, проведенной прокуратурой района **.**.**** совместно с Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе, а также специалистом Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области в ходе рейдового осмотра, проведенного **.**.****.
Необходимость прокурорского вмешательства обусловлена тем, что хранение отходов производства котельной на земельном участке в границах Вихоревского городского поселения влечет негативные последствия для окружающей среды, выразившиеся в том, что, находясь на открытой площадке под воздействием атмосферного воздуха, солнца и осадков, вредные вещества размываются и проникают в почву, оказывая при этом негативное влияние на среду обитания. В результате пыления золошлакоотходов загрязняется окружающая среда прилегающих районов, что отрицательно влияет на здоровье людей, а также оказывает негативное влияние на растения и животных. Указанное нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, круг которых не является исчерпывающим.
Несмотря на то, что захламление земельного участка отходами производства произошло в результате функционирования обслуживаемой МУП «ВГТ» котельной, ответственность МУП «ВГТ», а также ООО «Энергосфера-Иркутск» за состояние этого земельного участка ни договором аренды от **.**.**** ***, ни договором безвозмездного пользования от **.**.**** *** вышеуказанного муниципального имущества не предусматривалась, в связи, с чем возложить ответственность за приведение данной территории в соответствие с действующим законодательством на вышеуказанные ресурсоснабжающие организации не представляется возможным. Таким образом, масштабное захламление этой территории стало возможным в результате бездействия администрации, как собственника данного имущественного комплекса.
Пунктом 19 ч. 1 ст. 7 Устава Вихоревского МО, предусмотренное п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочие отнесено к вопросам местного значения городского поселения. Пункт 1 ч. 4 ст. 39 Устава Вихоревского МО, к полномочиям администрации относит обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования, в пределах полномочий. Решением Думы Вихоревского муниципального образования от 10.06.2016 №183 (в редакции Решения думы от 20.10.2017 №8) утверждены Правила благоустройства территории Вихоревского городского поселения. Согласно п. 1.3. Правил, контроль за выполнением настоящих Правил обеспечивает администрация Вихоревского городского поселения при содействии МУ МВД России «Братское», санитарно-эпидемического надзора и других уполномоченных органов в соответствии с их компетенцией и предоставленными в установленном порядке полномочиями. Настоящие Правила разработаны с целью создания безопасной, удобной, экологически благоприятной и привлекательной городской среды, способствующей комплексному и устойчивому развитию Вихоревского городского поселения (п. 1.5 Правил). Согласно п. п. 3.5.9.-3.5.11 Правил, промышленные, не утилизируемые на производстве, отходы вывозятся на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Земельные участки для организации полигонов захоронения отходов выделяются на основании нормативно-правовых актов администрации Вихоревского городского поселения, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Не допускается размещение участков для полигонов на берегах рек, прудов, открытых водоемов, в водоохранных зонах и в местах, затопляемых паводковыми водами. Устройство несанкционированных полигонов коммунальных отходов и отходов промышленных предприятий запрещено. На территории Вихоревского городского поселения запрещается: загромождение и (или) захламление придомовой территории, территории общего пользования, прилегающей к домовладениям, другой территории общего пользования строительным материалом, дровами, углем, металлоломом, грунтом, иными предметами (имуществом) либо мусором, а равно складирование данных объектов на указанной территории; сброс, складирование, размещение, закапывание коммунального и строительного мусора, отходов производства, тары, спила деревьев, отработанных шин, листвы, снега, грунта вне специально отведенных для этого мест (п. п. 5.1.1, 5.1.2. Правил); загрязнение дороги, окружающей среды при перевозке грунта, мусора грунта, мусора, сыпучих строительных материалов, легкой тары, листвы, спила деревьев без покрытия их брезентом или другим материалом (п. 5.1.7. Правил).
Закрепление вышеуказанными нормами закона в качестве вопроса местного значения по благоустройству территории поселения, поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования предполагает необходимость реализацию органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории городского поселения своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку. Учитывая, что несанкционированная свалка образовалась в результате деятельности котельной, находящейся в собственности Вихоревского городского поселения, расположена на земельном участке, право собственности, на который не разграничено, и ее нахождение в черте муниципального образования поселения создает угрозу безопасности здоровья граждан, обязанность по организации устранения указанной свалки лежит на администрации. Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Просит суд обязать администрацию Вихоревского городского поселения в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку производственных отходов, расположенную северо-восточнее земельного участка, расположенного по адресу: ..., на котором находится котельная «Водогрейная».
В судебном заседании помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить. Дополнительно пояснила, что поскольку Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, следовательно, обязанность по устранению нарушений требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, также должна осуществляться администрацией Вихоревского городского поселения. При этом данная обязанность городского поселения может быть исполнена посредством заключения договоров с подрядными организациями, вместе с тем, в силу Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» именно администрация Вихоревского городского поселения должна исполнять возложенную на нее законом обязанность по ликвидации несанкционированной свалки производственных отходов на территории Вихоревского городского поселения, поскольку полномочия возложенные законом на администрацию, не были переданы МУП «Вихоревский городской транспорт» по договору безвозмездного пользования муниципальным имущественным комплексом Вихоревского муниципального образования *** от **.**.****.
Ответчик - администрация Вихоревского городского поселения в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом; глава администрации Вихоревского городского поселения - Дружинин Н.Ю., действующий на основании прав по должности, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Вихоревского городского поселения. Кроме того, представил возражения на исковое заявление, в которых просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по следующим основаниям. Несанкционированная свалка производственных отходов площадью 1 гектар, являющихся отходами шлакозолоудаления котельной «Водогрейная» складируется на земельном участке, расположенном северо-восточнее земельного участка, находящегося по адресу: .... Захламление земельного участка отходами производства произошло в результате деятельности ресурсоснабжающих организаций. Соответственно, именно указанные ресурсоснабжающие организации обязаны произвести ликвидацию отходов золошлакоудаления на указанном земельном участке, так как они образованы в результате деятельности ресурсоснабжающих организаций. С **.**.**** по **.**.**** на территории Вихоревского городского поселения ресурсоснабжающей организацией, являлось ООО «Тепловые сети» на основании концессионного соглашения *** от **.**.****. С **.**.**** по **.**.**** ресурсоснабжающей организацией, эксплуатирующей котельные в г. Вихоревка являлось ООО «Энергосфера-Иркутск» на основании договора аренды *** от **.**.****. В настоящее время котельные города Вихоревка находятся эксплуатации МУП «Вихоревский городской транспорт». У предприятия заключен договор на вывоз отходов шлакозолоудаления котельной «Водогрейная».
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - МУП «Вихоревский городской транспорт», Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, Служба по охране природы и озера Байкал Иркутской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Суд, с учетом мнения помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Согласно абз. 11 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);
Согласно абз. 14 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (абз. 6); обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц (абз. 16).
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
На основании п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» данный Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии с ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Согласно ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия в т.ч. по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. п. 18, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Статьей 7 Устава Вихоревского муниципального образования предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом к вопросам местного значения Вихоревского городского поселения относятся, в том числе: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены и т.д.
Решением Думы Вихоревского муниципального образования от 10.06.2016 года №183 утверждены Правила благоустройства территории Вихоревского городского поселения.
Согласно п. 1.3 Правил благоустройства территории Вихоревского городского поселения, контроль за выполнением настоящих Правил обеспечивает администрация Вихоревского городского поселения при содействии МУ МВД России «Братское», санитарно-эпидемического надзора и других уполномоченных органов в соответствии с их компетенцией и предоставленными в установленном порядке полномочиями.
Настоящие Правила разработаны с целью создания безопасной, удобной, экологически благоприятной и привлекательной городской среды, способствующей комплексному и устойчивому развитию Вихоревского городского поселения (п. 1.5 Правил благоустройства территории Вихоревского городского поселения).
Согласно п. п. 3.5.9-3.5.11 Правил благоустройства территории Вихоревского городского поселения, промышленные, не утилизируемые на производстве, отходы вывозятся на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Земельные участки для организации полигонов захоронения отходов выделяются на основании нормативно-правовых актов администрации Вихоревского городского поселения, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Не допускается размещение участков для полигонов на берегах рек, прудов, открытых водоемов, в водоохранных зонах и в местах, затопляемых паводковыми водами. Устройство несанкционированных полигонов коммунальных отходов и отходов промышленных предприятий запрещено.
В соответствии с п. п. 5.1.1, 5.1.2 Правил благоустройства территории Вихоревского городского поселения, промышленные, на территории Вихоревского городского поселения запрещается: загромождение и (или) захламление придомовой территории, территории общего пользования, прилегающей к домовладениям, другой территории общего пользования строительным материалом, дровами, углем, металлоломом, грунтом, иными предметами (имуществом) либо мусором, а равно складирование данных объектов на указанной территории; сброс, складирование, размещение, закапывание коммунального и строительного мусора, отходов производства, тары, спила деревьев, отработанных шин, листвы, снега, грунта вне специально отведенных для этого мест.
Таким образом, закрепление вышеуказанными нормами закона в качестве вопроса местного значения по благоустройству территории поселения, поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования предполагает необходимость реализацию органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории городского поселения своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Согласно п. 36 ст. 1 ГК РФ благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что действующие нормы направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Братского района Иркутской области проверки в сфере исполнения природоохранного законодательства установлено нарушение администрацией Вихоревского городского поселения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, к содержанию территории Вихоревского городского поселения, поскольку установлено, что на территории Вихоревского городского поселения имеется несанкционированная свалка.
Также в судебном заседании установлено, что на территории Вихоревского городского поселения находится муниципальный имущественный комплекс Вихоревского муниципального образования - объекты коммунального назначения Вихоревского муниципального образования, который включает в себя в т.ч. котельную «Водогрейная», назначение: <данные изъяты>, и является муниципальной собственностью муниципального образования «Вихоревское городское поселение», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от **.**.****, а также выпиской из реестра муниципальной собственности Вихоревского муниципального образования.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что **.**.**** между администрацией Вихоревского городского поселения и МУП «Вихоревский городской транспорт» заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имущественным комплексом Вихоревского муниципального образования.
Соглашением от **.**.**** о продлении срока действия договора безвозмездного пользования муниципальным имущественным комплексом Вихоревского муниципального образования, заключенным между администрацией Вихоревского городского поселения и МУП «Вихоревский городской транспорт», срок договора безвозмездного пользования муниципальным имущественным комплексом Вихоревского муниципального образования *** от **.**.**** продлен до **.**.****.
В соответствии с указанным договором администрацией Вихоревского городского поселения МУП «Вихоревский городской транспорт» были предоставлены имущественные комплексы, в том числе котельная «Водогрейная», расположенная по адресу: ..., а также земельные участки, на которых расположено указанное имущество, для использования (эксплуатации) в целях осуществления собственными и привлеченными силами, деятельности по обеспечению теплоснабжения, водоснабжения (горячего и холодного), водоотведения объектов жилищного фонда, объектов социально-культурного назначения и иных объектов недвижимости в городе Вихоревка Братского района Иркутской области.
При этом в судебном заседании также установлено, что на территории Вихоревского городского поселения имеется несанкционированная свалка производственных отходов, являющихся отходами шлакозолоудаления котельной «Водогрейная», расположенной по адресу: ..., при этом отходы котельной «Водогрейная» складируются за границами земельного участка, на котором расположена котельная, на территории Вихоревского городского поселения, на земельном участке, расположенном северо-восточнее земельного участка, находящегося по адресу ..., что подтверждается актом проверки исполнения требований законодательства об отходах производства от **.**.**** с учетом справки от **.**.**** и дополнения от **.**.**** к акту проверки исполнения требований законодательства об отходах производства от **.**.**** (описка в указании адреса котельной «Водогрейная», расположенной по адресу: ...).
Согласно акту проверки исполнения требований законодательства об отходах производства от **.**.**** с учетом справки от **.**.**** и дополнения от **.**.**** к акту проверки исполнения требований законодательства об отходах производства от **.**.****, отходы шлакозолоудаления котельной «Водогрейная» складируются за границами переданного в пользование земельного участка, на территории Вихоревского городского поселения. Хранятся насыпью на открытой почве, в отсутствие защиты от осадков и ветров, без применения средств пылеподавления.
Согласно справке администрации Вихоревского городского поселения от **.**.**** коммунальный комплекс Вихоревского муниципального образования включает в себя т.ч. котельную «Водогрейная», расположенную на земельном участке - <данные изъяты>, разрешенное использование: для размещения муниципального имущественного комплекса - объекты коммунального назначения Вихоревского муниципального образования. Также в данной справке указано, что отходы шлакозолоудаления котельной «Водогрейная» складируются за границами переданного в пользование земельного участка.
Кроме того, согласно информации администрации Вихоревского городского поселения от **.**.**** земельный участок, на котором складируются отходы шлакозолоудаления котельной «Водогрейная» на кадастровом учете не состоит, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Отходы шлакозолоудаления на данном участке складируются с момента образования котельной «Водогрейная» в **.**.****, в настоящее время объем отходов составляет <данные изъяты>, что занимает земельный участок приблизительно площадью <данные изъяты>
Таким образом, в судебном заседании установлено, что земельный участок, на котором расположено место захламления отходами производства, находится в границах Вихоревского городского поселения, но на кадастровом учете не состоит, и относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Сведения о зарегистрированных правах на земельный данный участок отсутствуют.
При этом суд учитывает, что поскольку государственная собственность на указанный земельный участок не разграничена, в силу требований п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельным участком осуществляет орган местного самоуправления городского поселения, на территории которого расположен данный земельный участок, в данном случае администрация Вихоревского городского поселения.
Таким образом, в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что на территории Вихоревского городского поселения находится несанкционированная свалка производственных отходов, являющихся отходами шлакозолоудаления котельной «Водогрейная», расположенной по адресу: ..., при этом отходы котельной «Водогрейная» складируются за границами земельного участка, на котором расположена котельная, на земельном участке, расположенном северо-восточнее земельного участка, находящегося по адресу ...,
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что, несмотря на то, что захламление земельного участка отходами производства происходит, в том числе в результате функционирования котельной «Водогрейная», обслуживаемой в настоящее время МУП «Вихоревский городской транспорт», при этом ответственность МУП «Вихоревский городской транспорт», а также ООО «Энергосфера-Иркутск» (бывшая ресурсоснабжающая организация) за состояние этого земельного участка ни договором безвозмездного пользования *** от **.**.****, ни договором аренды *** от **.**.****, вышеуказанного муниципального имущества не предусматривалась, в связи с чем, правовые основания для возложения ответственности за приведение данной территории в соответствие с действующим законодательством на указанные ресурсоснабжающие организации отсутствуют.
Кроме того, суд учитывает, что поскольку отходы производства стали накапливаться на земельном участке, расположенном северо-восточнее земельного участка, находящегося по адресу ..., с **.**.**** (с момента образования котельной «Водогрейная»), а за данное время неоднократно сменились ресурсоснабжающие организации, которым котельная «Водогрейная» передавалась в пользование по договорам, при этом доказательств, подтверждающих, что на ресурсоснабжающие организации данным договорами возлагалась обязанность по уборке производственных отходов, являющихся отходами шлакозолоудаления котельной «Водогрейная», расположенной по адресу: ..., не представлено, то в силу п. 7.8 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, предусматривающего, что если собственник отходов не установлен, им являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся, захламление этой территории стало возможным в результате бездействия администрации Вихоревского городского поселения, как собственника данного имущественного комплекса.
Также в судебном заседании установлено, что до настоящего времени указанная несанкционированная свалка производственных отходов, расположенная северо-восточнее земельного участка, расположенного по адресу: ..., на котором находится котельная «Водогрейная», не ликвидирована.
Вместе с тем, наличие на территории Вихоревского городского поселения отходов производства нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, при этом ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории несут органы местного самоуправления. Хранение отходов производства котельной на земельном участке в границах Вихоревского городского поселения влечет негативные последствия для окружающей среды, выразившиеся в том, что, находясь на открытой площадке под воздействием атмосферного воздуха, солнца и осадков, вредные вещества размываются и проникают в почву, оказывая при этом негативное влияние на среду обитания. В результате пыления золошлакоотходов загрязняется окружающая среда прилегающих районов, что отрицательно влияет на здоровье людей, а также оказывает негативное влияние на растения и животных.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что, поскольку к вопросам местного значения Вихоревского городского поселения относится, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, следовательно, администрация Вихоревского городского поселения обязана принимать меры к ликвидации несанкционированных свалок, непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки производственных отходов приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории Вихоревского городского поселения, нарушает действующее природоохранное законодательство, законодательство об отходах производства и потребления, и законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, которые гарантируют право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека. Указанное нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, круг которых не является исчерпывающим.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вихоревского городского поселения об обязании ликвидировать несанкционированную свалку производственных отходов, расположенную северо-восточнее земельного участка, расположенного по адресу: ..., на котором находится котельная «Водогрейная», законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, указанный прокурором, - в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы ответчика - администрации Вихоревского городского поселения, что поскольку захламление земельного участка отходами производства произошло в результате деятельности ресурсоснабжающих организаций, следовательно, именно указанные ресурсоснабжающие организации обязаны произвести ликвидацию отходов золошлакоудаления на указанном земельном участке, так как они образованы в результате деятельности ресурсоснабжающих организаций (с **.**.**** по **.**.**** на территории Вихоревского городского поселения ресурсоснабжающей организацией, являлось ООО «Тепловые сети» на основании концессионного соглашения *** от **.**.****; с **.**.**** по **.**.**** ресурсоснабжающей организацией, эксплуатирующей котельные в г. Вихоревка являлось ООО «Энергосфера-Иркутск» на основании договора аренды *** от **.**.****; в настоящее время котельные города Вихоревка находятся эксплуатации МУП «Вихоревский городской транспорт»), суд находит несостоятельными, поскольку ответчиком не представлено доказательств, что на данные ресурсоснабжающие организации договорами, заключенными администрацией Вихоревского городского поселения с ООО «Тепловые сети», ООО «Энергосфера-Иркутск», МУП «Вихоревский городской транспорт» была возложена обязанность по уборке производственных отходов котельной «Водогрейная», складируемых северо-восточнее земельного участка, расположенного по адресу: ..., а поскольку собственник отходов не установлены, им в соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, является администрации Вихоревского городского поселения. Кроме того, суд учитывает, что Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, следовательно, обязанность по устранению нарушений требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения должна осуществляться администрацией Вихоревского городского поселения. При этом данная обязанность городского поселения может быть исполнена посредством заключения договоров с подрядными организациями, вместе с тем, в силу Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» именно администрация Вихоревского городского поселения должна исполнять возложенную на нее законом обязанность по ликвидации несанкционированной свалки производственных отходов на территории Вихоревского городского поселения, поскольку полномочия возложенные законом на администрацию, не были переданы МУП «Вихоревский городской транспорт» по договору безвозмездного пользования муниципальным имущественным комплексом Вихоревского муниципального образования *** от **.**.****.
Довод ответчика - администрации Вихоревского городского поселения, что у предприятия - МУП «Вихоревский городской транспорт» заключен договор на вывоз отходов шлакозолоудаления котельной «Водогрейная», суд также находит несостоятельным, поскольку документов, подтверждающих данный факт, в материалы дела ответчиком не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Вихоревского городского поселения в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку производственных отходов, расположенную северо-восточнее земельного участка, расположенного по адресу: ..., на котором находится котельная «Водогрейная».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Ларичева