Дело № 2а-240/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Дубенки 13 сентября 2016 г.
Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Татаркиной Г.Г.,
при секретаре судебного заседания Юрташкиной Л.В.,
с участием:
представителя административного истца - межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Чамзинский» Наумкина С.В., действующего на основании доверенности от 13 сентября 2016 г.,
административного ответчика Щанкина А.А.,
прокурора - помощника прокурора Дубенского района Республики Мордовия Жучковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Чамзинский» к Щанкину А.А. об установлении административного надзора и административных ограничений,
установил:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Чамзинский» (далее по тексту - ММО МВД России «Чамзинский») обратился в суд с административным иском к Щанкину А.А. об установлении административного надзора и административных ограничений.
В обоснование заявленных требований указано, что приговором Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 26 сентября 2012 г. Щанкин А.А. осуждён за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 131 УК Российской Федерации к лишению свободы сроком на 2 года 8 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Щанкин А.А. освобождён из ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия 27 февраля 2015 г. в связи с отбытием срока наказания.
После отбытия наказания и освободившись из мест лишения свободы Щанкин А.А. 25 апреля 2016 г. и 17 августа 2016 г. привлечён к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьёй 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящее время Щанкин А.А. нигде не работает, злоупотребляет спиртными напитками, по месту жительства характеризуется удовлетворительно, по месту отбытия наказания характеризуется, как не вставший на путь исправления.
Щанкин А.А. отбыл уголовное наказание в виде лишения свободы и имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления.
ММО МВД России «Чамзинский» просил суд установить в отношении указанного лица административный надзор сроком на три года и установить в отношении него следующие ограничения: обязать являться на регистрацию 1 (один) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства (или пребывания) для регистрации в установленные данным органом дни; запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня, кроме случаев осуществления трудовой деятельности в ночную смену; запретить пребывание в местах проведения массовых мероприятий и заведений, где разрешено распитие спиртного.
В судебном заседании представитель административного истца - Наумкин С.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, просил удовлетворить их в полном объёме, показания дал аналогичные содержанию административного иска.
В судебном заседании административный ответчик Щанкин А.А. не возражал против удовлетворения предъявленного к нему административного иска.
В судебном заседании помощник прокурора Дубенского района Республики Мордовия Жучкова М.В. полагала возможным удовлетворить административный иск, поскольку он основан на требованиях Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы».
Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, считает необходимым заявленные требования удовлетворить частично по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 1 Федерального закона от 06 апреля 2011г. 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом; административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобождённого из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011г. «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трёх лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Как усматривается из требований пункта 1 части 1, пункта 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления.
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Как следует из материалов дела, Щанкин А.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия по приговору Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 26 сентября 2012 г., вступившему в законную силу 09 октября 2012 г., осуждён за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 131 УК Российской Федерации к лишению свободы сроком на 2 года 8 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
В силу части 4 статьи 15 УК Российской Федерации совершённое Щанкиным А.А. преступление, предусмотренное частью 1 статьи 131 УК Российской Федерации, относится к категории тяжких.
Согласно части 1, пункта «г» части 3 статьи 86 УК Российской Федерации (в редакции, действовавшей на день совершения преступления) лицо, осуждённое за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается в отношении лиц, осуждённых к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания.
Таким образом, судом установлено, что административный ответчик Щанкин А.А. на день принятия решения суда имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления.
27 февраля 2015 г. Щанкин А.А. освобождён из ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия в связи с отбытием срока наказания и убыл по месту своего жительства по адресу: <адрес>.
Согласно характеристике на осуждённого, Щанкин А.А., отбывая меру наказания в местах лишения свободы, характеризовался отрицательно, требования администрации, правила внутреннего распорядка не выполнял, за время отбывания наказания в местах лишения свободы нарушал режим содержания, за что наказывался в дисциплинарном порядке, нарушения, на день выдачи характеристики, не сняты и не погашены в установленном порядке, на путь исправления не встал.
По месту жительства характеризуется посредственно, холост, на территории Дубенского сельского поселения не работает, что подтверждается характеристикой, выданной администрацией Дубенского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия.
После освобождения из мест лишения свободы Щанкиным А.А. совершены административные правонарушения:
25 апреля 2016 г. - административное правонарушение, предусмотренное статьёй 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (появление в общественных местах в состоянии опьянения), что подтверждается протоколом об административном правонарушении №321154/101 от 25 апреля 2016 г. и постановлением по делу об административном правонарушении №321154 от 28 апреля 2016 г., вступившим в законную силу 11 мая 2016 г.
17 августа 2016 г. - административное правонарушение, предусмотренное статьёй 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (появление в общественных местах в состоянии опьянения), что подтверждается протоколом об административном правонарушении №321289/198 от 17 августа 2016 г. и постановлением по делу об административном правонарушении №321289 от 22 августа 2016 г., вступившим в законную силу 02 сентября 2016 г.
Указанные правонарушения в силу главы 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относятся к категории правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
В силу пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. №22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» законность и обоснованность постановлений по делам об административных правонарушениях, указанных в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона, послуживших основанием для обращения исправительного учреждения или органа внутренних дел с заявлением об установлении, продлении административного надзора или о дополнении ранее установленных административных ограничений, не входит в предмет доказывания по делам данной категории, в связи с чем, суд не проверяет законность и обоснованность указанных постановлений по делам об административных правонарушениях.
На основании изложенного, судом установлено, что Щанкин А.А., отбывший наказание в виде лишения свободы, имея непогашенную и неснятую судимость, в течение года совершил два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в связи с чем на основании положений Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» он относится к категории лиц, к которым применяется административный надзор.
В связи с чем, суд полагает, что с учётом данных о личности административного ответчика, характера и степени общественной опасности, совершённого им преступления, его поведения после отбытия наказания, а также с учётом характера и обстоятельств совершённых им административных правонарушений, необходимо установить в отношении Щанкина А.А. административный надзор на срок 3 (три) года.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определённых местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Между тем, требование административного истца на установление административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня с указанием «кроме случаев осуществления трудовой деятельности в ночную смену» противоречит действующему законодательству, поскольку пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» предусматривает запрещение пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток, без каких-либо исключений.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие трудоустройство административного ответчика с графиком его работы в ночное время. В ходе рассмотрения дела административный ответчик на такие обстоятельства не ссылался.
Как разъяснено в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 г. № 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре», выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. В частности, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершённого поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учёбы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Например, если лицо осуждалось за совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения или в период отбывания наказания подвергалось взысканиям за употребление алкогольных напитков в исправительном учреждении, целесообразно рассмотреть вопрос о применении административных ограничений, запрещающих его пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
С учётом личности Щанкина А.А., характера и степени общественной опасности совершённого им преступления, наличия фактов привлечения его к административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии опьянения, суд считает целесообразным установить в отношении него следующие административные ограничения:
обязать являться один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в установленный данным органом день;
запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня;
запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и заведений, где разрешено распитие спиртного.
Суд считает, что устанавливаемый размер срока административного надзора и административные ограничения будут являться достаточными для предупреждения совершения Щанкиным А.А. новых преступлений и правонарушений, оказания на него профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьёй 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается.
В соответствии с пунктом 2 частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
В силу статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Чамзинский» к Щанкину А.А. об установлении административного надзора и административных ограничений удовлетворить частично.
Установить в отношении поднадзорного лица Щанкина А.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <данные изъяты>, <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>, административный надзор на срок 3 (три) года.
Срок административного надзора в отношении Щанкина А.А. исчислять со дня вступления в законную силу решения суда по данному административному делу.
Установить в отношении поднадзорного Щанкина А.А. на срок административного надзора следующие административные ограничения:
обязать являться один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в установленный данным органом день;
запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня;
запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и заведений, где разрешено распитие спиртного.
В удовлетворении остальной части административного иска межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Чамзинский» об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Щанкина А.А. отказать.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия судом решения путём подачи жалобы, протеста через Дубёнский районный суд Республики Мордовия.
Судья Дубёнского районного суда
Республики Мордовия (подпись) Г.Г. Татаркина
Мотивированное решение составлено 13 сентября 2016 г.
Судья Дубёнского районного суда
Республики Мордовия (подпись) Г.Г. Татаркина