Дело 2-71/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья, Республика Карелия 21 марта 2017 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Члонковской И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лахденпохского района, действующего в защиту интересов Кручининой Марины Сергеевны, Пацына Евгения Александровича, Пацына Анастасии Викторовны, Савицкой Людмилы Михайловны, Андреева Александра Всеволодовича, Талай Николая Владимировича, к администрации Лахденпохского муниципального района о понуждении к совершению определенных действий,
у с т а н о в и л:
Прокурор Лахденпохского района, действующий в защиту интересов Кручининой М.С., Пацына Е.А., Савицкой Л.М., Андреева А.В., Талай Н.В., обратился в суд с иском к администрации Лахденпохского муниципального района (далее ЛМР) о понуждении к совершению определенных. Иск мотивирован тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части соблюдения прав граждан на жилище. В ходе проверки установлено, что жители <адрес> обратились в прокуратуру с заявлением о защите их права на жилище. Савицкая Л.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в связи с возрастом и состоянием здоровья не может защищать свои интересы. Проверкой установлено, что дровяной сарай и дворовый туалет по указанному адресу пришли в негодность, т.е. не соответствуют установленным санитарным и техническим правилам и нормам, закрепленным п.8.1.1 Постановления Главного государственного врача РФ от 10.06.2010 №64 «Об утверждении СанПин 2.1.2.2645-10 (Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях). Ссылаясь на положения ст.ст.3, 8, 12, 22, 23 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.5.5 Методических рекомендаций «О порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов РФ», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 года №152, положения Правил и норм и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.08.2006 №491, п.1.1 и п.2.3.1 Санитарных правил содержания территорий населенных мест Сан ПиН 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 №4690-88, ст.15 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ», ч.3 ст.30 ЖК РФ указали, что администрацией ЛМР – собственником жилых помещений в доме, которые предоставлены жильцам по договорам социального найма, допускается бездействие по приведению квартир в соответствие с требованиями действующего законодательства, чем грубо нарушаются положения ст.ст.2, 3 ЖК РФ, ст. 40 Конституции РФ. Согласно положениям договоров социального найма жилого помещения, наниматель по отношению к переданному наймодателям (жителям <адрес>) жилых помещений обязан, в том числе – принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
На основании изложенного, истец просил обязать ответчика привести в соответствие с требованиями действующего законодательства общедомовое имущество – <адрес> в <адрес>, а именно: установить дровяные сараи, отвечающие требованиям безопасности на 5 квартир, с учетом нормативов потребления твердого топлива, по 16 куб. метров на каждую квартиру; установить дворовые туалеты на пять семей (на 8 человек) общим объемом не менее 4 куб. метров, с учетом ежеквартального сбора жидких отходов.
В судебном заседании истец – ст. помощник прокурора Лахденпохского района Макиев Т.Ю. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Также дополнил, что просит установить дворовой туалет, состоящий из четырех секций, то есть такой же, какой был ранее. Просил установить срок для исполнения решения суда – 1 год с момента вынесения решения.
Истец Пацына Е.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске прокурора. Также пояснил, что сарай отремонтировать невозможно, он весь гнилой, наклонился и держится на его дровах.
Истец Андреев А.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске прокурора. Также пояснил, что сараи построены без фундамента и каркаса. Бревна просто вкопаны в землю. Часть бревен, которая находится в земле, сгнила, сарай ни на чем не держится. Ранее дворовой туалет состоял из четырех секций.
Истец Талай Н.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске прокурора. Также пояснил, что сарай развалился на две части, они были вынуждены разобрать две секции, чтобы сарай не разорвало. Кроме того, часть сарая накренилась и уперлась в сеновал. Сарай восстановлению не подлежит, стропила все сгнили, крыши нет. Сарай не вытянуть, он развалится.
Истцы Пацына А.В., Савицкая Л.М. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске прокурора, согласились с доводами остальных истцов, озвученных в судебном заседании.
Третье лицо – представитель ООО «КарелСтройСервис» Дорохов Н.О. (генеральный директор) полагал исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по основаниям, изложенным в иске прокурора. Считает, что сараи восстановлению не подлежат, необходимо строить новые сараи. Данные работы относятся к капитальному ремонту.
Представитель ответчика – Администрации ЛМР по доверенности Медведева О.В. не возражала против удовлетворения исковых требований о понуждении к строительству туалетов. Требования о понуждении к строительству сараев полагала не подлежащими удовлетворению, так как это относится к текущему ремонту, который должна выполнять обслуживающая организация. Кроме того, нормы помойниц, которые озвучены прокурором, не основаны на нормативных актах, а если норма не установлена, то должна приниматься минимальная величина.
Истец Кручинина М.С. в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части соблюдения прав граждан на жилище, по результатам которой выявлено, что по адресу: <адрес> дровяной сарай и дворовый туалет пришли в негодность, т.е. не соответствуют установленным санитарным и техническим правилам и нормам, закрепленным п.8.1.1 Постановления Главного государственного врача РФ от 10.06.2010 №64 «Об утверждении СанПин 2.1.2.2645-10 (Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Элисенваарского сельского поселения и ООО «КарелСтройСервис» заключен договор управления жилищным фондом, в том числе дома по вышеуказанному адресу (л.д.18-26).
Право собственности на квартиры №№ дома по адресу: <адрес> не зарегистрировано.
В <адрес> зарегистрированы Кручинина М.С. (наниматель) и А, в <адрес> Савицкая Л.М. (наниматель) и Б, в <адрес> Пацына Е.А. (наниматель), в <адрес> (наниматель) Андреев В.В., в <адрес> – Талай Н.В. (наниматель), В
Жители дома по указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обращались к Главе ЛМР с заявлениями, в которых просили установить им туалеты, дровяной сарай (л.д.11, 14).
Администрация ЛМР им отказала по тем основаниям, что дом находится на обслуживании ООО «Карелстройсервис» (л.д. 12, 15).
ДД.ММ.ГГГГ, 28.11.2016г. администрацией ЛМР в адрес ООО «Карелстройсеврис» были направлены указания о принятии мер по вопросу ремонта (непригодности) уличного туалета (л.д.13, 16).
До настоящего времени ремонт туалетов и сараев не произведен.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией ЛМР составлен акт осмотра в соответствии с которым установлено, что для обслуживания и эксплуатации квартир по адресу: <адрес> необходим туалет уличный, рассчитанный на обслуживание пяти жилых помещений, имеет пять выгребов. Дровяные сараи, рассчитаны на обслуживание пяти жилых помещений, имеют раздельные входы. Туалет имеет отклонение в горизонтальной плоскости, из пяти выгребов работают два. Дровяные сараи имеют отклонения в горизонтальной плоскости, находятся в ветхом состоянии (л.д.17).
Генеральным директором ООО «КарелСтройСервис» составлен акт осмотра придомовой территории, в соответствии с которым необходимо выполнение капитального ремонта объектов в связи с износом 100%. Эксплуатация сарая и туалета не возможны. Данные работы относятся к капитальному строительству, договором управления не предусмотрены (л.д.30).
ДД.ММ.ГГГГ хх.хх.хх. был составлен акт осмотра хозяйственных построек (дворовые туалеты и дворовые сараи) на придомовой территории по адресу: <адрес>. Осмотром установлено, что дворовая помойница (туалет) - постройка имеет отклонения в вертикальной плоскости, кровельное покрытие частично отсутствует, обрешетка имеет следы гнили. Крыша имеет отклонение в горизонтальной плоскости. Облицовка стен (доска) имеет следы гнили в местах примыкания к земле, в целом свойства облицовочной доски сохранены. Напольное покрытие в кабинках имеет следы гнили. Центральная часть постройки «просела», произошел «провал» центральной части сарая в имеющийся выгреб. Ремонт нецелесообразен, необходима постройка нового туалета. Сарай для складирования дров имеет отклонение в вертикальной плоскости, кровельное покрытие частично отсутствует. Двери в секции сарая отсутствуют. Опорные столбы частично потеряли свои свойства. Облицовочное покрытие отсутствует. Требуется частичная замена досок стропильной системы. Необходимо произвести выравнивание в вертикальной плоскости, путем установки подпорок, которые могут быть демонтированы после усиления каркаса; частичное усиление каркаса (путем частичной замены (усиления) опорных столбов, частичной замены (усиления) стропильных досок).
Согласно заключению представленному хх.хх.хх., дровяные сараи и уборные находятся в аварийном состоянии. Эксплуатация данных объектов невозможна. Согласно рекомендациям: проведение ремонтных работ любого характера не предоставляется возможным. Привести техническое состояние сараев и уборной в соответствие с требованиями законодательства путем проведения текущего ремонта невозможно. Необходимо провести демонтаж деревянных сараев и уборных. Использование деревянных элементов, оставшихся от разборки, в качестве строительных материалов невозможно, в связи с потерей способности данных элементов воспринимать нагрузку.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с положениями ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее ФЗ №52) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Статьями 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержание принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 2 ст. 681 ГК РФ определено, что капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Согласно ст. 65 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан помимо прочего осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Статьёй 30 ЖК РФ установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено понятие капитального ремонта многоквартирного дома - это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктами 1.2 и 2.3.1 СанПиН 42-128-4690-88, Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) установлено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и снега и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Подпунктами 2.3.3, 2.3.4 СанПиН 42-128-4690-88 определено, что дворовая уборная должна иметь надземную часть и выгреб. Надземные помещения сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков и т.д.). Выгреб должен быть водонепроницаемым, объем которого рассчитывают исходя из численности населения, пользующегося уборной. Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не должна быть более 3 м. Не допускается наполнение выгреба нечистотами выше чем до 0,35 м от поверхности земли. Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода.
Согласно приложению № 8 (часть 3) Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, (утверждено Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г.) к работам, производимым при капитальном ремонте жилищного фонда относится устройство дровяных сараев.
Пунктами 4.2, 4.3 Договоров найма жилого помещения, заключенных с жильцами вышепоименованного многоквартирного дома, предусмотрено, что наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, принимать участие в надлежащем содержании ив ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение.
При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. При этом суд учитывает, что осуществляя полномочия собственника и наймодателя жилого помещения, в соответствии с положениями статьи 30, части 3 статьи 65 ЖК РФ, администрация ЛМР обязана нести бремя по содержанию принадлежащего ей имущества.
В судебном заседании установлено, что сараи и туалеты, необходимые для обслуживания многоквартирного дома пришли в негодность, восстановлению не подлежат, что подтверждается материалами дела: фотографиями, осмотрами придомовой территории многоквартирного дома. Таким образом, необходимо сносить старые постройки и возводить новые, данные работы в силу положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда относятся к капитальным работам (приложение №), обязанность по проведению которых возложена на наймодателя (администрацию ЛМР).
Доводы ответчика, что работы по ремонту сараев относятся к текущему ремонту, должны проводиться обслуживающей организацией, и ссылка при этом на акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, суд во внимание не принимает. Данные доводы опровергаются материалами дела, в том числе заключением, проведенным ПТО ЗАО ПМК-117, которому суд отдает предпочтение. При этом суд учитывает, что проводил осмотр специалист Г, имеющий высшее инженерно-строительное образование, стаж работы в области ведущего инженера-конструктора с ДД.ММ.ГГГГ. Тогда как осмотр, представленный стороной ответчика, проводили работники управляющей организации, квалификацию которых ответчик не подтвердил.
Кроме того, выводы сотрудников ООО «Мой дом» о возможности проведения текущего ремонта дровяных сараев, опровергаются актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17), проведенным главным специалистом отдела территориального развития и инфраструктуры администрации ЛМР, где он делает вывод, что дровяные сараи находятся в ветхом состоянии.
Данные выводы подтверждаются показаниями жителей дома, пояснивших, что сараи возведены без фундамента, нижняя часть сараев сгнила, крыша фактически отсутствует, полов нет. Это также видно на фотографиях – сараи имеют большой уклон (покосились), что подтверждает факт наличия гниения нижней части конструктивных элементов сарая.
Также суд учитывает, что нижняя часть конструктивных элементов сараев сгнила, что подразумевает за собой необходимость замены несущих элементов каркаса сараев и соответственно полную разборку сараев. Из чего можно сделать вывод, что текущий ремонт существующих сараев экономически нецелесообразен.
Определяя размер сараев, необходимых для хранения дров, суд полагает, что размер, заявленный прокурором – 16 кубических метров на каждую квартиру, соответствует нормам потребления топлива, установленным нормативными актами (приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Р. Карелия «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги отопление для населения, проживающего в домах (жилых помещениях) с печным отоплением на территории РК» от 24 октября 2016 г. № 279).
Также суд учитывает положения пункта 4 ст. 3 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 г. № 1134-ЗРК «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд», согласно которому норматив заготовки гражданами древесины для собственных нужд для отопления жилых домов (квартир), жилых помещений, не имеющих централизованного отопления – до 15 кубических метров один раз в год на одну печь, на один отопительный котел.
Устанавливая объем сарая - 16 куб.м., суд учитывает, что объем необходимого для каждой квартиры количества дров составляет 15 куб.м., кроме того, необходимо дополнительное место для доступа в помещение сарая.
Определяя объем выгреба дворовых туалетов, суд учитывает следующее. Органом местного самоуправления Элисенваарского сельского поселения нормы накопления бытовых отходов не установлены (л.д. 141). Согласно пункту 5.5 Методических рекомендаций о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов РФ (Утверждены Постановлением Госстроя России от 21.08.2003 г. № 152), норма накопления жидких бытовых отходов в неканализованном жилом фонде в зависимости от местных условий колеблется от 1,5 до 4,5 куб. м./год на 1 человека.
В многоквартирном доме, согласно полученным сведениям, проживает 8 человек. Учитывая, что нормы накопления жидких бытовых отходов не установлены, суд полагает принять при производстве расчета объема выгреба минимальную норму накопления – 1,5 куб.м/год на человека. Периодичность очистки составляет не менее 1 раза в полгода. Таким образом, объем выгреба туалета составит: 8 х 1,5 / 2 = 6 куб.м.
В связи с чем, суд полагает необходимым обязать ответчика привести в соответствие с требованиями действующего законодательства общедомовое имущество по адресу: РК, <адрес>, а именно:
- установить на придомовой территории дровяные сараи, отвечающие требованиям безопасности на 5 квартир, с учетом нормативов потребления твердого топлива, объемом не менее 16 кубических метров на каждую квартиру;
- установить дворовые уборные (туалеты), состоящие из 4 (четырех) секций, общим объемом выгреба не менее 6 кубических метров.
Определяя срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить решение, суд, учитывая фактический объем предстоящей работы, полагает необходимым установить срок исполнения судебного решения – 1 год с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию Лахденпохского муниципального района в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями действующего законодательства общедомовое имущество по адресу: <адрес>, а именно:
- установить на придомовой территории дровяные сараи, отвечающие требованиям безопасности на 5 квартир, с учетом нормативов потребления твердого топлива, объёмом не менее 16 кубических метров на каждую квартиру;
- установить дворовые уборные (туалеты), состоящие из 4 (четырех) секций, общим объемом выгреба не менее 6 кубических метров.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в апелляционном порядке через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.Б. Каменев
Решение в окончательной форме изготовлено 27 марта 2017 года.
Председательствующий: А.Б. Каменев
Копия верна: судья Каменев А.Б.