Решение в окончательной форме изготовлено 07 сентября 2015 года (с учетом выходных дней)
Дело № 2-3246/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2015 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Т.С.
при секретаре Малышевой А.В.
с участием ответчика Даниловой Е.А.
представителя ответчика Махова Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного областного казенного учреждения «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» к Даниловой Е.А. о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Государственное областное казенное учреждение «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» обратилось в суд с иском к Даниловой Е.А. о взыскании денежных средств.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с Законом Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области» Даниловой Е.А. на основании ее заявлений и представленных документов назначалось и выплачивалось ежемесячное пособие на детей: ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Пособие выплачивалось по заявлениям от 18 октября 2012 года в период с 01 августа 2012 года по 31 октября 2013 года и от 14 ноября 2013 года в период с 01 ноября 2013 года по 30 ноября 2014 года.
При обращении за назначением пособия в качестве документа, подтверждающего доход супруга – ФИО3, ответчиком были представлены справки о его заработной плате от 12 октября 2012 года № 289 и от 12 ноября 2013 года № 69, выданные ООО «***».
Всего за период с 01 августа 2012 года по 30 ноября 2014 года Даниловой Е.А. выплачены ежемесячные пособия на детей в размере <данные изъяты>. Выплаты перечислялась на расчетный счет №, открытый на имя Даниловой Е.А. в ОАО «Сбербанк России».
Кроме того, в соответствии с Законом Мурманской области от 27 декабря 2004 года № 567-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг» Даниловой Е.А. на основании ее заявлений и представленных документов назначалась и выплачивалась ежемесячная коммунальная выплата по адресу: <адрес>. Единая коммунальная выплата назначалась по заявлениям ответчика от 18 октября 2012 года на период с 01 октября 2012 года по 30 сентября 2013 года, от 31 октября 2013 года на период с 01 октября 2013 года по 30 сентября 2014 года, от 28 октября 2014 года на период с 01 октября 2014 года по 30 сентября 2015 года.
При обращении за назначением единой коммунальной выплаты в качестве документа, подтверждающего доход супруга – ФИО3, ответчиком также представлялись справки о его заработной плате от 12 октября 2012 года № 289, от 15 октября 2013 года № 64, от 24 октября 2014 года № 528, выданные ООО «***».
Всего за период с 01 октября 2012 года по 30 ноября 2014 года Даниловой Е.А. выплачена ежемесячная коммунальная выплата в размере <данные изъяты>. Выплата перечислялась на расчетный счет №, открытый на имя Даниловой Е.А. в ОАО «Сбербанк России».
Помимо указанного, на основании заявлений Даниловой Е.А. и представленных документов ответчику в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», назначалась и выплачивалась субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: №.
Субсидия предоставлялась по заявлениям от 11 января 2013 года на период с 01 января 2013 года по 30 июня 2013 года, от 12 июля 2013 года на период с 01 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года, от 12 декабря 2013 года на период с 01 декабря 2013 года по 31 мая 2014 года, от 05 июня 2014 года на период с 01 июня 2014 года по 30 ноября 2014 года.
При обращении за назначением субсидии в качестве документа, подтверждающего доход супруга - ФИО3, ответчиком представлялись справки о его заработной плате от 10 января 2013 года № 65, от 10 июля 2013 года № 69, от 03 июня 2014 года № 632, выданные ООО «***».
Всего за период с 01 января 2013 года по 30 ноября 2014 года Даниловой Е.А. выплачена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере <данные изъяты>. Выплата перечислялась на расчетный счет №, открытый на имя Даниловой Е.А. в ОАО «Сбербанк России».
19 ноября 2014 года в адрес ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» от Даниловой Е.А. поступило заявление о предоставлении государственных услуг в виде выплат ежемесячного пособия на детей и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В качестве документа, подтверждающего доход супруга - ФИО3, были представлены справки о его заработной плате от 17 ноября 2014 года № 685 и от 17 ноября 2014 года № 686, выданные ООО «***».
Из ответа на запрос ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» о предоставлении информации, касающейся периода работы ФИО3 в ООО «***» и размере выплаченной ему заработной платы, стало известно, что ФИО3 в период с мая по октябрь 2014 года, а также ранее, в период с июля 2012 года по апрель 2014 года в данной организации не работал, трудовой договор с ним не заключался, выплаты по заработной плате ему не производились, справки о заработной плате ФИО3 не выдавались и являются фальсифицированными документами.
В связи с предоставлением Даниловой Е.А. недостоверных сведений по заявлению от 19 ноября 2014 года ей было отказано в предоставлении ежемесячного пособия на ребенка на последующий год, выплата субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, назначенной на период с 01 декабря 2014 года по 31 мая 2015 года, прекращена, о чем 12 января 2015 года ответчику направлено уведомление.
Также, в связи с предоставлением недостоверной информации, с 01 декабря 2014 года Даниловой Е.А. прекращено предоставление ежемесячной коммунальной выплаты.
Полагал, что, поскольку право на получение ежемесячного пособия на детей, ежемесячной коммунальной выплаты и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определено по фиктивным документам, то денежные средства, выплаченные ответчику неправомерно, подлежат возврату в бюджет.
До настоящего времени неправомерно полученные выплаты ответчиком не возвращены.
Просил взыскать с Даниловой Е.А. денежные средства в размере <данные изъяты>, из которых: ежемесячное пособие на детей за период с 01 августа 2012 года по 30 ноября 2014 года - <данные изъяты>, ежемесячная коммунальная выплата за период 01 октября 2012 года по 30 ноября 2014 года - <данные изъяты>, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 января 2013 года по 03 ноября 2014 года - <данные изъяты>.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Данилова Е.А.и ее представитель Махов Р.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, полагали, что право на получение мер социальной поддержки у многодетных семьей имеется независимо от дохода семьи. Ответчик также пояснила, что при обращении за получением данных мер в ее действиях не имелось недобросовестности, поскольку справки с места работы супруга были обнаружены ею дома, она полагала, что данные документы действительны и являются основаниями для получения спорных выплат. Откуда у мужа появились эти справки, с ним не обсуждала. О месте его работы, источнике и размере доходов ей ничего достоверно не известно.
Заслушав ответчика и ее представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Законом Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области» устанволены правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Законом, и малоимущим семьям, имеющим детей, проживающим на территории Мурманской области и нуждающимся в социальной поддержке.
Статьей 11 указанного Закона предусмотрено право на социальную поддержку малоимущих семей, имеющих детей.
Такая социальная поддержка предоставляется малоимущим семьям, имеющим детей, со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную Правительством Мурманской области. Социальная поддержка данной категории граждан осуществляется в виде ежемесячного пособия на ребенка.
Ежемесячное пособие на ребенка предоставляется одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижении им возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет).
В соответствии с положениями статьи 13 указанного Закона ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается уполномоченным органом по месту жительства семей, имеющих детей, на основании заявления.
Ежемесячное пособие на ребенка назначается с 1-го числа месяца, в котором поступило заявление о назначении этого пособия со всеми необходимыми документами
Выплата ежемесячного пособия на ребенка на каждый последующий год продлевается при условии документального подтверждения дохода семьи. Год исчисляется с месяца, следующего за месяцем назначения пособия на ребенка. Документы, подтверждающие доход, предоставляются в месяце, предшествующем началу следующего года.
При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособия либо изменение его размера, выплата пособия прекращается или производится в измененном размере, начиная с месяца, следующего за тем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Выплата ранее назначенного пособия приостанавливается (прекращается) в случаях: помещения ребенка в учреждение на полное государственное обеспечение; предоставления опекуну (попечителю), приемной семье денежных средств на содержание опекаемого ребенка; изменения среднедушевого дохода семьи в период получения ежемесячного пособия на ребенка; лишения родителя родительских прав на ребенка либо ограничения его в родительских правах; нахождения ребенка в местах лишения свободы; смерти ребенка.
Отказ в назначении ежемесячного пособия на ребенка заявитель может обжаловать в исполнительный орган государственной власти Мурманской области, уполномоченный в сфере социальной поддержки населения, и (или) в суд.
В силу требований статьи 14 данного Закона граждане, обратившиеся за назначением ежемесячного пособия на ребенка, обязаны своевременно извещать уполномоченные органы о возникновении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособия или прекращение его выплаты.
Излишне выплаченные по вине получателя суммы пособия (в случае невыполнения указанных обязательств, а также при назначении пособия по представленным фиктивным документам, документам с недостоверными сведениями о составе семьи и уровне доходов) возвращаются им в добровольном порядке или с согласия заявителя удерживаются по решению уполномоченного органа, осуществляющего назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка.
Кроме того, в соответствии с Законом Мурманской области «О мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг» от 27 декабря 2004 года № 567-01-ЗМО предоставляются меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг многодетным семьям.
Согласно статье 1 указанного Закона многодетной семьей, нуждающейся в социальной поддержке по оплате коммунальных услуг, является семья, имеющая в своем составе трех и более детей, в том числе усыновленных, приемных детей, в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет (за исключением приемных детей), при условии обучения детей, достигших 18 лет, в образовательных организациях по очной форме обучения, и среднедушевой доход, размер которого не превышает двух прожиточных минимумов, установленных Правительством Мурманской области.
Многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от его формы собственности, предоставляются меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг, которая осуществляется по месту жительства или пребывания на территории Мурманской области одного из родителей (усыновителей) совместно с детьми государственным областным учреждением, уполномоченным на предоставление мер социальной поддержки населению (пункты 1, 4 статьи 3 Закона Мурманской области от 27 декабря 2004 года № 567-01-ЗМО).
Согласно пункту 5 статьи 3 указанного Закона правила предоставления и порядок определения размера ежемесячной коммунальной выплаты устанавливаются Правительством Мурманской области.
Статьей 4 Закона Мурманской области от 27 декабря 2004 года № 567-01-ЗМО предусмотрено, что ежемесячная коммунальная выплата устанавливается на основании заявления одного из родителей (усыновителей), указанных в пункте 4 статьи 3 указанного Закона, а также необходимых документов.
Согласно статье 4.1 указанного Закона получателя ежемесячной коммунальной выплаты обязаны в случае возникновения обстоятельств, влекущих изменение размера данной выплаты или ее прекращение, в течение 14 рабочих дней со дня наступления данных обстоятельств сообщать о них в уполномоченное учреждение; направлять ежемесячную коммунальную выплату на оплату за коммунальные услуги.
В соответствии с Законом Мурманской области от 27 декабря 2004 года № 567-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг" Правительством Мурманской области разработаны и утверждены Постановлением от 14 апреля 2010 года № 160-ПП Правила предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных многодетным семьям в Мурманской области.
В соответствии с пунктом 1.2 данных Правил ежемесячная денежная выплата по оплате коммунальных услуг предоставляется многодетным семьям, проживающим на территории Мурманской области.
Ежемесячная коммунальная выплата устанавливается и предоставляется одному из родителей (усыновителей) по месту его совместного проживания (пребывания) с детьми на территории Мурманской области.
Согласно пункту 2.2 Правил основанием для первичного установления ежемесячной коммунальной выплаты является письменное заявление одного из родителей (усыновителей), совместно проживающего с детьми на территории Мурманской области. Перечень документов, необходимых для предоставления ежемесячной коммунальной выплаты, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Мурманской области от 27 декабря 2004 года № 567-01-ЗМО.
В силу пункта 2.3 данных Правил ответственность за достоверность документов и полноту содержащихся в них сведений, являющихся основанием для установления ежемесячной коммунальной выплаты, возлагается на заявителя.
Представление заявителем документов, содержащих неполные и (или) недостоверные сведения, является основанием для отказа в установлении ежемесячной коммунальной выплаты.
Согласно пункту 2.10 Правил при установлении права многодетной семьи на получение мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи осуществляются в порядке, предусмотренном для назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Мурманской области, указанными в статьей 2 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО "О государственной социальной помощи в Мурманской области".
Ежемесячная коммунальная выплата устанавливается на срок, в течение которого многодетная семья имеет право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг.
На каждый следующий выплатной год ежемесячная коммунальная выплата семье продлевается при условии представления документов о доходе, указанных в абзаце шестом пункта 1 статьи Закона Мурманской области от 27 декабря 2004 года № 567-01-ЗМО.
В соответствии с пунктом 4.4 Правил в случае возникновения обстоятельств, влекущих изменение объема или прекращение предоставления ежемесячной коммунальной выплаты, заявитель обязан в течение 14 рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств известить об этом учреждение.
В случае если получатель ежемесячной коммунальной выплаты в установленный срок не представил учреждению сведения об указанных обстоятельствах необоснованно полученные денежные средства независимо от периода их предоставления и общей суммы засчитываются в счет будущей ежемесячной коммунальной выплаты. При отсутствии права на получение многодетной семьей ежемесячной коммунальной выплаты денежные средства возвращаются, а при отказе от возвращения взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
07 декабря 2011 года Губернатором Мурманской области подписан Закон Мурманской области № 1438-01-ЗМО «О социальной поддержке многодетных семей в Мурманской области», которым установлены меры социальной поддержки многодетных семей в виде:
1) ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с законодательством Мурманской области;
2) ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг в соответствии с законодательством Мурманской области;
3) первоочередного приема детей в дошкольные образовательные организации;
4) бесплатного питания для обучающихся государственных областных и муниципальных общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в соответствии с законодательством Мурманской области;
5) бесплатного получения лекарственных препаратов по рецепту врача для детей в возрасте до 6 лет в соответствии с законодательством Мурманской области;
6) выделения в первоочередном порядке садово-огородных участков, земельных участков с целью организации фермерского хозяйства, малого предприятия и других коммерческих структур в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области;
7) приобретения единого социального проездного билета для обучающихся не старше 23 лет очной формы обучения общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования всех организационно-правовых форм в порядке, установленном Правительством Мурманской области;
8) бесплатного посещения детьми один раз в месяц музеев в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;
9) бесплатного предоставления земельных участков для осуществления дачного строительства и индивидуального жилищного строительства в соответствии с законодательством Мурманской области;
10) регионального материнского (семейного) капитала в соответствии с законодательством Мурманской области.
При этом, в силу положений статьи 6 указанного Закона, меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям независимо от их дохода, за исключением мер социальной поддержки, установленных подпунктами 1, 3 и 4 пункта 1 статьи 5 данного Закона.
Помимо указанного, Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», разработанными в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, определен порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации.
Согласно пункту 2 указанных Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 данных Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 данных Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, указанных в пункте 8 Правил, в том числе документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
В соответствии с пунктом 11 Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (пункт 14 Правил).
В соответствии с пунктом 32 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.
Согласно пункту 33 Правил при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи: а) супругом (супругой); б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.
Гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (пункт 41 Правил).
Получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 60 Правил, обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события (пункт 48 Правил).
Как следует из пункта 49 Правил, в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 данных Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии:
а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии;
б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);
в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 данных Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования);
г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Согласно пункту 61 Правил возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах «а» - «в» пункта 60 данных Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что Даниловой Е.А., ранее проживавшей по адресу: Мурманская область, Терский район, п.Умба, ул.Дзержинского, д.70, кв.40, ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» в соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами на основании ее заявления и представленных документов было назначено и выплачивалось ежемесячное детское пособие на детей Данилова Д.А., 27 июля 2009 года рождения, Данилова Р.А., 20 мая 2010 года рождения, Данилова М.А., 13 августа 2012 года рождения.
Ежемесячное детское пособие в период с 01 августа 2012 года по 30 ноября 2014 года по заявлениям Даниловой Е.А. от 18 октября 2012 года и от 14 ноября 2013 года в общей сумме <данные изъяты> было перечислено на расчетный счет №, открытый на имя Даниловой Е.А. в ОАО «Сбербанк России» (л.д.29, 30, 32, 33).
При обращении за назначением пособия в качестве документа, подтверждающего доход супруга ответчика – Данилова А.А., ответчиком были представлены справки о его заработной плате от 12 октября 2012 года № 289 и от 12 ноября 2013 года № 69, выданные ООО «***» (л.д.31, 34).
Кроме того, на основании заявлений Даниловой Е.А. от 18 октября 2012 года, от 31 октября 2013 года и от 28 октября 2014 года и представленных ею документов ответчику в период с 01 октября 2012 года по 30 ноября 2014 года назначалась и выплачивалась ежемесячная коммунальная выплата (л.д.19, 21, 23).
При обращении за назначением единой коммунальной выплаты в качестве документа, подтверждающего доход супруга – ФИО3, ответчиком представлялись справки о его заработной плате от 12 октября 2012 года № 289, от 15 октября 2013 года № 64, от 24 октября 2014 года № 528, выданные ООО «***» (л.д.20, 22, 24).
Общая сумма ежемесячной коммунальной выплаты, перечисленной в указанный период Даниловой Е.А. на расчетный счет №, открытый на ее имя в ОАО «Сбербанк России», составила <данные изъяты>.
Кроме того, на основании заявлений Даниловой Е.А. от 11 января 2013 года, от 12 июля 2013 года, от 12 декабря 2013 года, от 05 июня 2014 года и представленных ею документов ответчику в период с 01 января 2013 года по 30 ноября 2014 года назначалась и выплачивалась субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д.40, 42, 45, 47).
Общая сумма субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплаченная Даниловой Е.А. в указанный период, составила <данные изъяты>. Выплата перечислялась на расчетный счет №, открытый на имя Даниловой Е.А. в ОАО «Сбербанк России».
При обращении за назначением субсидии в качестве документа, подтверждающего доход супруга - ФИО3, ответчиком представлялись справки о его заработной плате от 10 января 2013 года № 65, от 10 июля 2013 года № 69, от 03 июня 2014 года № 632, выданные ООО «***» (л.д.41, 43, 48).
19 ноября 2014 года в адрес ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» от Даниловой Е.А. также поступило заявление о предоставлении ежемесячного пособия на ребенка и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В качестве документа, подтверждающего доход супруга - ФИО3, ответчиком были представлены справки о его заработной плате от 17 ноября 2014 года № 685, от 17 ноября 2014 года № 686, выданные ООО «***» (л.д.49, 36, 50).
В ходе проведенной проверки представленных Даниловой Е.А. документов из сообщений ООО «***» от 19 и 24 декабря 2014 года было установлено, что ФИО3 в период с июля 2012 года по апрель 2014 года в данной организации не работал, трудовой договор с ним не заключался, выплат на его имя не производилось, справки о заработной плате ФИО3 не выдавались и являются фальсифицированными документами (л.д.14-15 оборот).
В связи с предоставлением Даниловой Е.А. недостоверных сведений ей было отказано в предоставлении ежемесячного пособия на ребенка на последующий год, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, назначенная на период с 01 декабря 2014 года по 31 мая 2015 года прекращена, о чем 12 января 2015 года ответчику направлено уведомление (л.д.51-52).
На основании решения ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» от 26 декабря 2014 года Даниловой Е.А. с 01 декабря 2014 года прекращено предоставление ежемесячной коммунальной выплаты в связи с предоставлением недостоверной информации (л.д.25).
Оценив обстоятельства спора и представленные доказательства в совокупности, исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что Данилова Е.А. неправомерно получала выплаты в виде ежемесячного пособия на детей в период с 01 августа 2012 года по 30 ноября 2014 года, ежемесячной коммунальной выплаты в период с 01 октября 2012 года по 30 ноября 2014 года, а также субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с 01 января 2013 года по 03 ноября 2014 года.
При этом доводы ответчика и ее представителя, приведенные в обоснование возражений по иску, суд находит основанными на ошибочном толковании закона.
Доказательств тому, что ответчик в спорные периоды имела право на получение вышеуказанных выплат, суду не представлено.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса. Правила, предусмотренные данной главой (главой 60 Кодекса), применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (статья 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу вышеприведенных норм гражданского законодательства неосновательное обогащение предполагает недобросовестность, вину лица в таком обогащении.
Суд подвергает сомнению доводы ответчика о том, что ей не было известно о недействительности справок о работе ее мужа в ООО «***» и размере его дохода, учитывая неоднократность, длительность периода предоставления истцу данных документов, а также иные обстоятельства. Так, в судебном заседании ответчик пояснила, что весь спорный период проживала с супругом совместно в одном жилом помещении, при этом она не интересовалась ни местом его работы, ни размером получаемого дохода, ни происхождением указанных справок. При этом бесспорных доказательств добросовестности своих действий при получении денежных средств в вышеуказанный период ответчиком суду не представлено, и судом не установлено. Принятые истцом решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки и об удержании неправомерных полученных выплат ответчиком оспорены не были.
При таких обстоятельствах суд полагает требования истца обоснованными.
Расчет взыскиваемых сумм ответчиком и его представителем не оспорен, судом проверен и признан правильным.
Принимая во внимание, что ответчиком доказательств, подтверждающих возврат в бюджет спорных денежных сумм в добровольном порядке, не представлено, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
При подаче иска в суд истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения дела по существу, в связи с чем, учитывая, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме, государственная пошлина подлежит взысканию в доход местного бюджета с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования государственного областного казенного учреждения «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» к Даниловой Е.А. о взыскании денежных средств - удовлетворить.
Взыскать с Даниловой Е.А. в пользу государственного областного казенного учреждения «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» неправомерно полученные выплаты в виде ежемесячного пособия на ребенка в размере <данные изъяты> за период с 01 августа 2012 года по 30 ноября 2014 года, ежемесячной коммунальной выплаты в размере <данные изъяты> за период с 01 октября 2012 года по 30 ноября 2014 года, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере <данные изъяты> за период с 01 января 2013 года по 03 ноября 2014 года, а всего <данные изъяты>.
Взыскать с Даниловой Е.А. в доход бюджета муниципального образования город Мурманск государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья подпись Т.С. Кузнецова