Гр. дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2020 года <адрес>
Кизилюртовский районный суд в составе:
председательствующего судьи Омаровой З.К.,
с участием представителя истца – старшего помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Дигдало Я.И.,
при секретаре Шамхаловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кизилюртовской межрайонной прокуратуры в интересах несовершеннолетних с ограниченными возможностями и неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Акнадинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> РД, администрации МР «<адрес>» о понуждении к обеспечению обучающихся в муниципальном образовательном учреждении лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием,
У С Т А Н О В И Л:
Кизилюртовская межрайонная прокуратура обратилась в суд с исковым заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ, к МКОУ «Акнадинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> и МР «<адрес>» о понуждении к обеспечению обучающихся в муниципальном образовательном учреждении лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием.
Представитель истца Дигдало Я.И. в суде полностью подтвердила требования, изложенные в исковом заявлении, и пояснила, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании, в ходе, которой выявлены нарушения в сфере организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
Статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Согласно ч. 3 ст. 44 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе и организацию питания обучающихся.
Частью 5 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
В соответствии с п.7 ст. 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Пунктом 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Пунктом 16 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
При этом образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
Основные требования к организации получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья установлены в ст.79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно запрошенных в администрации муниципального района «<адрес>» сведений, об обучающихся в указанном образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 15 человек.
Между тем, вопреки требованиям ч. 7 ст. 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» МКОУ «Акнадинская средняя общеобразовательная школа» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием не обеспечены.
Более того, согласно положений ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующей компетенцию, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, относится: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п. 15 ч.3 ст. 28).
Таким образом, нормы федерального законодательства, а именно, нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» возлагают на учебное заведение требования об организации и обеспечении бесплатного двухразового питания несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с ч.4 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Кроме того, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению организации бесплатного двухразового питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях лиц с ограниченными возможностями здоровья является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
С учетом указанных обстоятельств, администрация МР «<адрес>» должна обеспечить финансирование МКОУ «Акнадинская СОШ» в части организации бесплатного двухразового питания обучающихся в образовательной организации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представители администрации МР «<адрес>» и МКОУ «Акнадинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> на судебное заседание не явились, хотя и были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав сторон и исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
Согласно ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В силу ч. 3 ст. 44 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, и организацию питания обучающихся.
Согласно ч. 5 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
В соответствии с п.7 ст. 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Согласно пункта 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
В соответствии с пунктом 16 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
При этом образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
Основные требования к организации получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья установлены в ст.79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно сведениям, предоставленным администрацией МР «<адрес>», в указанном образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 15 человек.
Между тем, вопреки требованиям ч. 7 ст. 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» МКОУ «Акнадинская средняя общеобразовательная школа» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием не обеспечены.
Более того, согласно положений ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующей компетенцию, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, относится: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п. 15 ч.3 ст. 28).
Следовательно, нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» возлагают на учебное заведение требования об организации и обеспечении бесплатного двухразового питания несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с ч. 4 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Кроме того, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению организации бесплатного двухразового питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях лиц с ограниченными возможностями здоровья является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
С учетом указанных обстоятельств, администрация МР «<адрес>» должна обеспечить финансирование МКОУ «Акнадинская СОШ» в части организации бесплатного двухразового питания обучающихся в образовательной организации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что организация бесплатного двухразового питания обучающихся в образовательной организации лиц с ограниченными возможностями здоровья является неудовлетворительной, в частности, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием не обеспечены.
Не обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием, является нарушением требований действующего законодательства.
Подобным бездействием нарушаются конституционные права и интересы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и иных лиц, то есть неопределенного круга лиц.
Указанные нарушения подтверждаются также справкой о результатах проверки соблюдения требований федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Нарушения требований указанного законодательства создает реальную опасность для жизни и здоровья указанной категории лиц, которые являются неотчуждаемыми правами и свободами человека и защищаются гражданским законодательством.
Подобным бездействием нарушаются конституционные права и интересы учащихся образовательных учреждений с ограниченными возможностями и иных лиц, то есть неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу, что иск основан на требованиях закона и обоснован представленными истцом доказательствами, в связи, с чем подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из анализа данных норм следует, что, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец.
Ввиду того, что прокурор при подаче искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с пунктом 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
В данном случае размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.
Из содержания искового заявления следует, что прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга физических лиц.
Как видно из разъяснений, данных Пленумом ВС РФ в п. 4 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц – 300 рублей; для организаций – 6 000 рублей. Принимая во внимание, что исковые требования прокурора в интересах физических лиц судом удовлетворены, с учетом приведенных выше правовых норм, взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит в государственная пошлина в размере 300 рублей.
В соответствии с положениями п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). Следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию со второго ответчика МКОУ «Акнадинская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 193-199, 254-257 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Акнадинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> и администрации МР «<адрес>», выразившееся в неисполнении требований федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», незаконным.
Обязать администрацию МР «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства МКОУ «Акнадинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> на организацию для обучающихся в ней лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием.
Обязать МКОУ «Акнадинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> РД в течение 1 месяца со дня выделения денежных средств администрацией МР «<адрес>» организовать для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатное двухразовое питание.
Взыскать с МКОУ «Акнадинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> РД государственную пошлину в доход местного бюджета (в казну МР «<адрес>») в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной формулировке через Кизилюртовский районный суд РД.
Председательствующий Омарова З.К.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.