Решение по делу № 2-496/2020 ~ М-454/2020 от 04.08.2020

Гр. дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 августа 2020 года <адрес>

Кизилюртовский районный суд в составе:

председательствующего судьи Омаровой З.К.,

с участием представителя истца – старшего помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Дигдало Я.И.,

при секретаре Шамхаловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кизилюртовской межрайонной прокуратуры в интересах несовершеннолетних с ограниченными возможностями и неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Акнадинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> РД, администрации МР «<адрес>» о понуждении к обеспечению обучающихся в муниципальном образовательном учреждении лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием,

У С Т А Н О В И Л:

Кизилюртовская межрайонная прокуратура обратилась в суд с исковым заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ, к МКОУ «Акнадинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> и МР «<адрес>» о понуждении к обеспечению обучающихся в муниципальном образовательном учреждении лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием.

Представитель истца Дигдало Я.И. в суде полностью подтвердила требования, изложенные в исковом заявлении, и пояснила, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании, в ходе, которой выявлены нарушения в сфере организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Согласно ч. 3 ст. 44 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе и организацию питания обучающихся.

Частью 5 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

В соответствии с п.7 ст. 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Пунктом 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

Пунктом 16 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

     При этом образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

    Основные требования к организации получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья установлены в ст.79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно запрошенных в администрации муниципального района «<адрес>» сведений, об обучающихся в указанном образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 15 человек.

Между тем, вопреки требованиям ч. 7 ст. 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» МКОУ «Акнадинская средняя общеобразовательная школа» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием не обеспечены.

Более того, согласно положений ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующей компетенцию, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, относится: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п. 15 ч.3 ст. 28).

Таким образом, нормы федерального законодательства, а именно, нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» возлагают на учебное заведение требования об организации и обеспечении бесплатного двухразового питания несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с ч.4 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Кроме того, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению организации бесплатного двухразового питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях лиц с ограниченными возможностями здоровья является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

С учетом указанных обстоятельств, администрация МР «<адрес>» должна обеспечить финансирование МКОУ «Акнадинская СОШ» в части организации бесплатного двухразового питания обучающихся в образовательной организации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представители администрации МР «<адрес>» и МКОУ «Акнадинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> на судебное заседание не явились, хотя и были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав сторон и исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Согласно ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В силу ч. 3 ст. 44 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, и организацию питания обучающихся.

Согласно ч. 5 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

В соответствии с п.7 ст. 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Согласно пункта 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

В соответствии с пунктом 16 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

     При этом образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

    Основные требования к организации получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья установлены в ст.79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно сведениям, предоставленным администрацией МР «<адрес>», в указанном образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 15 человек.

Между тем, вопреки требованиям ч. 7 ст. 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» МКОУ «Акнадинская средняя общеобразовательная школа» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием не обеспечены.

Более того, согласно положений ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующей компетенцию, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, относится: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п. 15 ч.3 ст. 28).

Следовательно, нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» возлагают на учебное заведение требования об организации и обеспечении бесплатного двухразового питания несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с ч. 4 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Кроме того, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению организации бесплатного двухразового питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях лиц с ограниченными возможностями здоровья является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

С учетом указанных обстоятельств, администрация МР «<адрес>» должна обеспечить финансирование МКОУ «Акнадинская СОШ» в части организации бесплатного двухразового питания обучающихся в образовательной организации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что организация бесплатного двухразового питания обучающихся в образовательной организации лиц с ограниченными возможностями здоровья является неудовлетворительной, в частности, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием не обеспечены.

Не обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием, является нарушением требований действующего законодательства.

Подобным бездействием нарушаются конституционные права и интересы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и иных лиц, то есть неопределенного круга лиц.

Указанные нарушения подтверждаются также справкой о результатах проверки соблюдения требований федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Нарушения требований указанного законодательства создает реальную опасность для жизни и здоровья указанной категории лиц, которые являются неотчуждаемыми правами и свободами человека и защищаются гражданским законодательством.

Подобным бездействием нарушаются конституционные права и интересы учащихся образовательных учреждений с ограниченными возможностями и иных лиц, то есть неопределенного круга лиц.

Таким образом, суд приходит к выводу, что иск основан на требованиях закона и обоснован представленными истцом доказательствами, в связи, с чем подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Из анализа данных норм следует, что, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец.

Ввиду того, что прокурор при подаче искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с пунктом 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

В данном случае размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.

Из содержания искового заявления следует, что прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга физических лиц.

Как видно из разъяснений, данных Пленумом ВС РФ в п. 4 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ , если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц – 300 рублей; для организаций – 6 000 рублей. Принимая во внимание, что исковые требования прокурора в интересах физических лиц судом удовлетворены, с учетом приведенных выше правовых норм, взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит в государственная пошлина в размере 300 рублей.

В соответствии с положениями п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). Следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию со второго ответчика МКОУ «Акнадинская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 193-199, 254-257 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Признать бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Акнадинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> и администрации МР «<адрес>», выразившееся в неисполнении требований федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», незаконным.

    Обязать администрацию МР «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства МКОУ «Акнадинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> на организацию для обучающихся в ней лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием.

    Обязать МКОУ «Акнадинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> РД в течение 1 месяца со дня выделения денежных средств администрацией МР «<адрес>» организовать для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатное двухразовое питание.

    Взыскать с МКОУ «Акнадинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> РД государственную пошлину в доход местного бюджета (в казну МР «<адрес>») в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной формулировке через Кизилюртовский районный суд РД.

Председательствующий                         Омарова З.К.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.                    

2-496/2020 ~ М-454/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кизилюртовский межрайонный прокурор в интересах несовершеннолетних с ограниченными возможностями и неопределенного круга лиц
Ответчики
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Акнадинская средняя общеобразовательная школа" Кизилюртовского района
Администрация муниципального района "Кизилюртовский район"
Суд
Кизилюртовский районный суд Республики Дагестан
Судья
Омарова Залму Камиловна
Дело на странице суда
kiziljurt-rs--dag.sudrf.ru
04.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2020Передача материалов судье
07.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2020Подготовка дела (собеседование)
27.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2020Судебное заседание
01.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2020Дело оформлено
13.11.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее