Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6094/2016 от 11.11.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2016 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи: Рапидовой И.В.,

при секретаре: Дудко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по исковому заявлению ООО «Техкомплекс» к ГИТ в Самарской области, третье лицо Ф*, об оспаривании Предписания Государственной инспекции труда в Самарской области от дата. №... об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Техкомплекс» обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что по распоряжению заместителя руководителя государственной инспекции труда в Самарской области от дата №... в отношении филиала в Самарской области ООО «Техкомплекс» была проведена внеплановая выездная проверка. По итогам проверки вынесено предписание №... от дата об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии с указанным предписанием государственный инспектор обязывает общество признать акт о несчастном случае на производстве, утвержденный работодателем дата, утратившим силу как составленный с нарушением порядка расследования несчастного случая и не соответствующий материалам расследования несчастного случая, а также составить новый акт о несчастном случае на производстве на основании Заключения государственного инспектора труда от дата. ООО «Техкомплекс» считает указанное предписание не соответствующим требованиям действующего законодательства в связи со следующим. В соответствии с действующим трудовым законодательством федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами полномочна осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства в пределах полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ (ст.ст.353, 355, 356, 357 ТК РФ). Государственная инспекция труда вправе осуществлять только те полномочия, которые прямо и непосредственно закреплены в законных и подзаконных актах, в данном случае инспекция вышла за пределы своих полномочий, при проведении внеплановой проверки. Согласно ч. 1 ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций). В соответствии со статьей 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных статьей 360 ТК РФ. Предписание от дата №... является незаконным, поскольку вынесено по результатам внеплановой выездной проверки, которая была проведена государственным инспектором К* при отсутствии предусмотренных законом оснований для ее проведения. Просит отменить предписание государственной инспекции труда в самарской области №... от дата об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Определением Октябрьского районного суда г. Самары от дата приостановлено действие предписания главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области К* №... от дата, выданное ООО «Техкомплекс», до вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании представитель истца К**, действующий на основании доверенности №... от дата. исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить, пояснил, не согласны с заключением ГИТ в части того, что должны переделать акт о несчастном случае. В акте указано еще одно лицо, которое виновато, однако ГИТ данное лицо исключает. Считает, что проверку ГИТ тоже не имела права проводить, так как согласно ст. 360 ТК РФ не предусматривает, обращение работника о проведении дополнительного расследования, как основание для проведения проверки. В распоряжении ГИТ указано основание проведения проверки – обращение работника о дополнительном расследовании несчастного случая, но ни как проведение проверки.

В судебном заседании представитель ответчика ГИТ в Самарской области К*, действующая на основании доверенности №... от дата исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в возражениях на иск, просила в иске отказать, суду пояснила, что в ходе проверки установлены нарушения порядка проведения расследования, в связи с чем, при участии члена Профсоюза и ФСС было составлено предписание об отмене ранее составленного Акта, выданного с нарушением порядка расследования. Обращение или заявление работника о нарушении его трудовых прав – это преамбула закона. В ГИТ обратился работник Ф*, однако сформулировал обращение о проведении проверки по-своему. Распоряжение выдано законно руководителем ГИТ. Акт представитель работодателя получил, однако отметки - подписи о несогласии с выявленными нарушениями, не указал. Составленное заключение не было обжаловано ООО «Техкомплекс», на основании ст. 231 ТК РФ. Если бы не был нарушен порядок проведения расследования, оснований для проведения проверки не было бы.

Третье лицо –Ф* в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.353 ТК РФ, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Согласно ст. 355 ТК РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии со ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно.

Согласно ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.

Статьей 361 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст.14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве установлен статьями 227-230 ТК РФ, а также Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002 № 73.

В соответствии с положениями ст. 227 ТК РФ расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены, в частности: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности, если указанные события произошли:

в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;

при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

В соответствии со статьей 228 Трудового кодекса Российской Федерации при несчастных случаях, указанных в статье 227 настоящего Кодекса, работодатель (его представитель) обязан: немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию; принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц; немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего; принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с настоящей главой.

Материалами дела установлено, что согласно трудовому договору от дата. №... Ф* был принят на работу в филиал ООО «Техкомплекс» в Самарской области по профессии слесарь по ремонту подвижного состава №... разряда в цех ремонта вагонов, дата начала работы дата.

Дополнительным соглашением от дата. №... и приказом от дата. №... Ф* переведен на должность слесарь по ремонту подвижного состава №... разряда в цех ремонта вагонов.

дата слесарь по ремонту подвижного состава Ф* работал по графику №... в №... смену с ** час.. ** мин. до ** час. ** мин.

Начальник цеха ремонта вагонов Н* в ** час. ** мин. дала задание мастеру участка деповского ремонта вагонов С* направить бригадира цеха ремонта вагонов С** и слесаря по ремонту подвижного состава Ф* на замену лежака на цистерне.

Ф* вытянутыми руками держал приспособление для выбивания лежака, а бригадир С** бил кувалдой по приспособлению.

Приспособление для выбивания лежака нефтебензиновых цистерн представляет трубу длиной *** мм и диаметром ** мм с бойками на обоих концах трубы. Применяется для удаления изношенных, изломанных лежаков в случае их зажатия в посадочном месте. способ применения: труба одним бойком упирается в лежак, по другому бойку бьют кувалдой. Операция повторяется до выхода лежака из зоны зажатия.

Во время выполнения работы, после нескольких ударов у слесаря Ф* ослабла правая рука и немного опустилась. В это время, около ** час. ** мин. бригадир С** занес кувалду для удара. Кувалда прошла по краю приспособления и попала слесарю Ф* по нижней части лица. Бригадир С** оказал первую помощь Ф*

Согласно медицинскому заключению о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести, выданному ГБУЗ СО «СГКБ №... от дата. №... Ф* установлен диагноз: Ушибы лица. Рваная рана нижней губы слева. Указанное повреждение относится к категории легкое.

Статьей 230 ТК РФ предусмотрено, что по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.

В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.

После завершения расследования акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью.

Аналогичные требования содержаться в Положении особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденном Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 года N 73.

На основании приказа от дата. №... ООО «Техкомплекс» создана комиссия по расследованию несчастного случая со слесарем по ремонту подвижного состава Ф*

По результатам расследования легкого несчастного случая на производстве составлен акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1. Акт о несчастном случае на производстве утвержден дата. ООО «Технокомплекс».

дата в Государственную инспекцию труда в Самарской области с заявлением о проведении дополнительного расследования несчастного случая обратился Ф*

В силу ст.ст. 356, 357 Трудового кодекса РФ, п.п. г, д, и) п. 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют право расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ст.ст. 356, 357 Трудового кодекса РФ, п. 15 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, по результатам проверки государственные инспекторы труда принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений работодателями обязательных требований, а также привлечению виновных в их нарушении лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 229.3 Трудового кодекса РФ, п.п. 25, 38 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73, п. 76 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.09.2011 N 1065н, при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, государственный инспектор труда проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем). Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

Государственный инспектор имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт ор несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

Согласно ч. 5 ст. 229-3 ТК РФ на основании собранных материалов расследования комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации во исполнение требований статьи 229 Трудового кодекса Российской Федерации приняло Постановление от 24 октября 2002 года N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".

Указанным Постановлением Минтруд Российской Федерации утвердил формы документов (формы 1 - 9), необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, согласно приложению N 1, которым предусмотрена форма акта о несчастном случае на производстве.

В силу ч. 7 ст. 360 ТК РФ основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в федеральную инспекцию труда: обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

В соответствии с абзацем 5 части 7 статьи 360 Трудового кодекса РФ, пп. б п. 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

В силу части 8, 9 статьи 360 Трудового кодекса РФ при обращении в государственную инспекцию труда работника внеплановая выездная проверка проводится незамедлительно без извещения органа прокуратуры, предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, не допускается.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

На основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области П* от дата №... главным государственным инспектором труда К* проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица филиала в Самарской области ООО «Техкомплекс».

Уполномоченный представитель по доверенности от дата №... О*, юрист, ознакомилась с распоряжением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, со сроками ее проведения в присутствии уполномоченного представителя Х*, по доверенности от дата №....

По результатам проверки был составлен акт по установленной форме от дата №....

Из акта проверки органом государственного контроля (надзора) №... от дата., составленного в отношении филиала в Самарской области ООО «Техкомплекс», главным государственным инспектором труда К*следует, что в ходе проведения проверки по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, были выявлены нарушения установленного порядка расследования несчастного случая на производстве:

В нарушение ст. 230.1 Трудового кодекса РФ по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего Ф* работодатель не направил в Государственную инспекцию труда в Самарской области сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.

В соответствии с п. 41 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73, ответственность за своевременное и надлежащее расследование, оформление, регистрацию и учет несчастных случаев на производстве, а также реализацию мероприятий по устранению причин несчастных случаев на производстве возлагается на работодателя (его представителя).

В соответствии со ст. 229.2 ТК РФ положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях и формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев, утверждаются в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В нарушение Постановления Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2002 N 3999), в п. №... Акта о несчастном случае на производстве (форма Н-1), утвержденном дата, отсутствует информация о степени тяжести полученных пострадавшим Ф* повреждений.

В соответствии с абз. 7 ч. 1 ст. 228.1 ТК РФ, с п. 5 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73 (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2002 N 3999), о каждом страховом случае работодатель (его представитель) в течение суток обязан сообщить в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя).

Обязанности по направлению страховщику извещения о несчастном случае в течение суток со дня наступления страхового случая также установлены п. 6 ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Приказом ФСС РФ от 24.08.2000 N 157 утверждена форма сообщения о страховом случае.

Однако, работодатель (его представитель) известил страховщика о несчастном случае по неустановленной форме, а именно не направил сообщение о страховом случае установленной формы, а направил извещение о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом).

В целях реализации статьи 229 Трудового кодекса Российской Федерации приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2005 N 275 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.05.2005 N 6609) утверждены формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, а также рекомендации по их заполнению.

В соответствии с Рекомендациями по заполнению учетной формы N 315/у "Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести", утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2005 N 275 (далее - Медицинское заключение), Медицинское заключение заполняется в соответствии со Схемой определения тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 24 февраля 2005 г. N 160 (зарегистрирован в Минюсте России 7 апреля 2005 г. N 6478). И выдается по запросу организации, индивидуального предпринимателя медицинской организацией, куда впервые обратился за медицинской помощью пострадавший в результате несчастного случая на производстве (далее - пострадавший), незамедлительно после поступления запроса.

Из материалов расследования и Акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1 установлено, что пострадавший Ф* был доставлен бригадой скорой помощи, вызванной работниками Общества, в медучреждение.

В ходе проверки установлено, что пострадавший был доставлен скорой помощью в ГБУЗ СО «СГКБ №...». Однако работодатель (его представитель) направил запрос о предоставлении медицинского заключения в ГБУЗ СО СГП №....

Таким образом, работодатель нарушил ст. 229 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2005 N 275 "О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.05.2005 N 6609).

В нарушение ст. 229.2 ТК РФ, п. 22 положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73, в материалах расследования несчастного случая (протоколе осмотра несчастного случая, акте о несчастном случае) отсутствует информация с описанием «приспособления для выбивания лежака». Также в разделе «Обстоятельства» Акта о несчастном случае на производстве формы Н-1 фамилия пострадавшего указана неправильно «Ф*».

В ходе проверки исполнительный директор письменно пояснил от дата №... о том, что приспособление для выбивания лежаков нефтебензиновых цистерн представляет трубу длиной *** мм и диаметром ** мм с бойками на обоих концах трубы. Применяется для удаления изношенных, изломанных лежаков в случае их зажатия в посадочном месте. Способ применения: труба одним бойком упирается в лежак, по другому бойку бьют кувалдой. Операция повторяется до выхода лежака из зоны зажатия.

В нарушение ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель не разработал мероприятия по безопасному ведению работ по удалению изношенных, изломанных лежаков в случае их зажатия в посадочном месте ни в инструкциях по охране труда, ни в технологическом процессе.

В нарушение ст. 229.2 ТК РФ комиссия по расследованию несчастного случая установила пострадавшему Ф* степень вины застрахованного 25 % без учета заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа (в материалах дела отсутствует). Так, в Акте форме Н-1 указано, что пострадавший Ф* не выполнил п. №... Инструкции по охране труда ИОТ- 21-14 «Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту подвижного состава и для слесаря по ремонту тормозного оборудования вагонов», а именно: не был внимательным и осторожным во время работы. Между тем, в данной инструкции не указаны безопасные приемы и методы работы при замене лежака цистерны, при выполнении которой и произошел несчастный случай.

В нарушение ст. 229.2 ТК РФ комиссия, созданная работодателем, необъективно установила одну из причин несчастного случая на производстве вследствие грубой неосторожности застрахованного (пострадавшего) Ф*, так как пострадавший не был обучен безопасным методам ведения работ в установленном порядке.

В материалах имеется протокол опроса должностного лица Н* от дата, в котором указана должность и.о. начальника цеха. Однако, согласно приказу от дата №...к Н* переведена в цех ремонта вагонов начальником цеха с дата. Согласно дополнительному соглашению от дата №... к трудовому договору Н* принята на должность начальника цеха на неопределенный срок. В нарушение ст. 229.2 ТК РФ в материалах расследования отсутствует должностная инструкция начальника цеха ремонта вагонов Н* Также, комиссия не установила нарушение требований охраны труда со стороны начальника цеха, которому (согласно должностной инструкции) непосредственно подчиняются мастера участков, рабочие цеха. Согласно должностной инструкции начальника цеха ремонта вагонов Филиала, утвержденного дата, в обязанности Н* входит руководство производственно- хозяйственной деятельностью цеха по ремонту вагонов; обеспечивает выполнение производственных заданий; обеспечивает технически правильную эксплуатацию оборудования работниками цеха ремонта вагонов, безопасные и здоровые условия труда, следит за соблюдением персоналом трудовой и производственной дисциплины, безусловным выполнением ими требований по охране труда; организует своевременное прохождение подчиненными работниками периодических медицинских осмотров и флюорографий.

В нарушение ст. 229.2 ТК РФ в материалы расследования несчастного случая на производстве включен приказ о назначении лиц, ответственных за обеспечение охраны труда на предприятии от дата №..., в котором указана информация не соответствующая действительности на момент несчастного случая. Так, Н* в данном приказе обозначена мастером участка, ответственная за обеспечение безопасных условий труда на участке резки вагонов.

Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2009 N 14742), (далее - Правила) устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ).

В соответствии с п. 13. Правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.

Согласно оборотной стороны личной карточки учета выдачи СИЗ Ф* отражена следующая информация: вид смывающих и (или) обезвреживающих средств; свидетельство о государственной регистрации, сертификат соответствия; Выдано: дата, количество (г/мл), способ выдачи (индивидуально; посредством дозирующей системы); расписка в получении.

В нарушение ст.ст. 212, 221 Трудового кодекса РФ, п. 13 Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2009 N 14742) работодатель не ведет учет выдачи работникам СИЗ по утвержденной форме личной карточки СИЗ.

10.В нарушение ст. 91 ТК РФ работодатель не учел рабочее время, фактически отработанное слесарем по ремонту подвижного состава Ф* в мае дата Так, согласно листку нетрудоспособности №..., выданным ГБУЗ СО СГП №..., пострадавший Ф* был освобожден от работы с дата по дата, приступить к работе с дата. Однако, в табеле учета рабочего времени за май 2016 года у слесаря по ремонту подвижного состава Ф* дата отмечена неявка по болезни.

В силу ст. 229.3 Трудового кодекса РФ, п. 25 положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73, по результатам расследования государственный инспектор труда составляет заключение по форме 5, предусмотренной приложением N 1 к настоящему Постановлению, и выдает предписание, являющиеся обязательными для исполнения работодателем (его представителем).

Таким образом, при выявлении нарушения работодателем порядка расследования несчастного случая на производстве, происшедшего дата с Ф*, слесарем по ремонту подвижного состава 4 разряда Филиала ООО «Техкомплекс» в Самарской области, главным государственным инспектором труда К* с участием К***, главного технического инспектора Дорпрофжел на Куйбышевской железной дороге, Г*, главного специалиста Филиала №... ГУ- СРО ФСС РФ проведено дополнительное расследование несчастного случая и составлено заключение от дата.

В рамках своих полномочий государственный инспектор труда выдал работодателю предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, от дата №....

Вышеуказанным предписанием на истца возложена обязанность в срок до дата признать Акт о несчастном случае на производстве, утвержденный работодателем дата, утратившим силу как составленный с нарушением порядка расследования несчастного случая и не соответствующий материалам расследования несчастного случая (п.№...), составить Акт о несчастном случае на производстве на основании Заключения государственного инспектора труда or дата (п.№...), выдать один экземпляр утвержденного работодателем и заверенного печатью акта формы Н-1 пострадавшему Ф* (п.№...), направить в Государственную инспекцию труда в Самарской области сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве, происшедшего дата с Ф* и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве (п№...), в срок до дата обеспечить обучение и проверку знаний требований охраны труда слесарям по ремонту подвижного состава, в том числе пострадавшему Ф*. безопасным методам и приемам выполнения работ, а также обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Результаты проверки знаний оформить протоколом установленного порядка (п.№...), Разработать мероприятия по безопасному ведению работ по удалению изношенных, изломанных лежаков в случае их зажатия в посадочном месте. Включить мероприятия по безопасному ведению работ по удалению изношенных, изломанных лежаков в случае их зажатия в посадочном месте в инструкции по охране труда, в технологическом процессе (п.№...), обеспечить проведение обязательного медицинского осмотра слесарю по ремонту подвижного состава Ф* по п. 10 Приложения 2 приказа Минздравсоцразвнтия РФ от 12.04. 2011 № 302н в соответствии с картой специальной оценки условий труда рабочего места №... (работы, выполняемые на механическом оборудовании, имеющем открытые вращающие элементы конструкции) (п.№...), обеспечить выдачу слесарю но ремонту подвижною состава Ф* специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами (п.№...), обеспечить надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки с фиксированием записью в личной карточке учета выдачи СИЗ. форма которой приведена в приложении к Межотраслевым правилам обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные Приказом Минздравсоцразвнтия России от 01.06.2009 N 290н (п.№...), произвести учет рабочего времени, фактически отработанное слесарем по ремонту подвижного состава Ф* в мае дата (п.№...).

В силу ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.

Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 2, 17, 18 Конституции РФ выявленные нарушения трудовых прав работников должны быть устранены, поскольку они являются высшей ценностью и составляют смысл государственного контроля за соблюдением трудового законодательства.

При осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства инспектор труда выступает в защиту прав неопределенного круга лиц.

Однако, филиал ООО Техкомплекс» в Самарской области, с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки согласилось. Также, в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранение выявленных нарушений в целом или его отдельных положений в течение пятнадцати дней (ни в последующем) с даты получения акта проверки в государственную инспекцию труда не направляло.

В силу ст. 361 Трудового кодекса РФ, п. 14 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, по результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки по установленной форме. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости и главные государственные инспекторы труда в субъектах Российской Федерации отменяют решения, вынесенные государственными инспекторами труда с нарушениями требований к их организации и проведению, установленных законодательством Российской Федерации. Решения государственных инспекторов труда, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Представители ООО «Техкомплекс» в Государственную инспекцию труда в Самарской области в установленные сроки не обращались с возражениями о несогласии с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений.

Кроме того, истцом добровольно в установленные сроки и в полном объеме исполнено предписание от дата., что подтверждается актом проверки от дата. №... (л.д. №...), ответом исполнительного директора филиала ООО «Техкомплекс» в Самарской области от дата №... (л.д.№...).

Более того, истец не оспорил само распоряжение Государственной инспекции туда в самарской области о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от дата. №... результатом которой, явилось указанное в иске предписание.

Таким образом, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что расследование несчастного случая произошедшего дата. с Ф* проведено истцом с нарушением требований трудового законодательства, в связи с чем, предписание Государственной инспекции труда в Самарской области от дата №... вынесено законно и обоснованно.

     С учетом задач, прав и полномочий Государственной инспекции труда, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, с учетом необходимости защиты конституционных прав граждан в сфере трудовых правоотношений, поскольку работник заведомо является более незащищенной стороной в трудовых правоотношениях, оснований для признания заключения Государственного инспектора труда и предписания Государственной инспекции труда в Самарской области у суда не имеется, в связи с чем, исковые требования ООО «Техкомплекс» удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ООО «Техкомплекс» к ГИТ в Самарской области о признании предписания Государственной инспекции труда в Самарской области от дата. №... об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несоответствующим действующему законодательству и его отмене, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено: датаг.

Судья:    /подпись/     И.В. Рапидова

2-6094/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "Техкомплекс"
Ответчики
Государственная инспекция труда в Самарской области
Другие
Федотов Д.В.
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Рапидова И. В.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
16.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2016Дело оформлено
11.11.2016Передача материалов судье
11.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
11.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2016Подготовка дела (собеседование)
24.11.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.11.2016Предварительное судебное заседание
01.12.2016Судебное заседание
06.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее