Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-223/2020 ~ М-241/2020 от 19.08.2020

                                                                                  УИД

                                                                                             Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2020 года                                            пгт. Февральск

Селемджинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Василенко О.В.,

при секретаре Сютик С.В.,

с участием помощника прокурора Селемджинского района Амурской области Соловаровой А.В.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Селемджинского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Исинского сельсовета Селемджинского района Амурской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Исинского сельсовета и об обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования в течение трёх месяцев со дня вступления в законную силу решения суда,

                                                У С Т А Н О В И Л:

Административный истец, прокурор Селемджинского района в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования Исинского сельсовета, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на следующее.

Прокуратурой Селемджинского района в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о погребении и похоронном деле, выявлено, что администрацией Исинского сельсовета Селемджинского района Амурской области, в нарушение требований федерального законодательства: Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»; Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также закона Амурской области от 04.03.2016 № 655-0З «О внесении изменений в статью 1 Закона Амурской области «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» - не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.

Прокурор указывает, что создание специализированных служб необходимо в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение. Отсутствие на территории Исинского сельсовета специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределенного круга лиц на оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, а также на выбор исполнителя ритуальных услуг, ввиду отсутствия конкуренции между отсутствующей специализированной службой, оказывающей услуги на безвозмездной основе, и существующими хозяйствующими субъектами, преследующими цель извлечения прибыли на рынке ритуальных услуг.

С учётом вышеизложенных обстоятельств, прокурор в административном иске просит суд:

- признать незаконным бездействие администрации Исинского сельсовета Селемджинского района, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Исинского сельсовета;

    - обязать администрацию Исинского сельсовета Селемджинского района создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Исинского сельсовета Селемджинского района в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Представитель административного ответчика, администрации Исинского сельсовета Селемджинского района Амурской области, в судебное заедание не явился, извещён надлежащим образом, возражений на административный иск не представил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.

Учитывая надлежащее извещение административного ответчика, а также то, что его явка не является обязательной и, с учётом обстоятельств административного иска, не признана таковой судом, суд в соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного лица.

В судебном заседании помощник прокурор Селемджинского района Соловарова А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске.

Изучив доводы административного иска, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Принимая во внимание характер административного иска, связанного с устранением нарушений требований законодательства, регулирующего вопросы похоронного дела на территории муниципального образования, и предусматривающего государственные социальные гарантии граждан на предоставление услуг по погребению умерших, суд приходит к выводу о наличии у прокурора полномочий на обращение в суд с настоящим административным иском в интересах неопределённого круга лиц.

Создание специализированных служб предусмотрено статьями 9 и 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон "О погребении и похоронном деле").

В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.

Согласно п. 1 и 2 ст. 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу п. 1 ст. 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе.

При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (ст. 12 указанного Федерального закона).

Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (п. 1 ст. 18 Федерального закона "О погребении и похоронном деле").

В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего; считать недопустимым отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям. Кроме того, предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" не содержит понятие специализированной службы, между тем, согласно п. 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 специализированная служба по вопросам похоронного дела - это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.

Из положений ст.ст. 9 и 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Из изложенного следует, что федеральный законодатель предусмотрел создание специализированной службы именно органом местного самоуправления и как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона "О погребении и похоронном деле" и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

В ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен круг вопросов местного значения городского, сельского поселения.

Так, в силу п. 22 ч. 1 названной статьи, а так же статьи ст. 1 Закона Амурской области от 3 октября 2014 года N 413-ОЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области", к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Таким образом, обязанность организации специализированной службы по вопросам похоронного дела администрацией Исинского сельсовета Селемджинского района Амурской области предусматривается вышеприведенными правовыми нормам.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что в ходе проведения в апреле 2019 года прокурорской проверки исполнения администрацией Исинского сельсовета требований законодательства о погребении и похоронном деле выявлено, что администрацией Исинского сельсовета на территории муниципального образования не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.

В связи с указанным нарушением, 08 апреля 2019 года в адрес главы администрации Исинского сельсовета прокурором было внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле № 7-16-2019.

В ответ на указанное представление глава Исинского сельсовета 03 мая 2019 года сообщила прокурору о том, что постановлением администрации Исинского сельсовета от 29.01.2019 № 7 утверждена стоимость гарантированного перечня услуг по погребению умерших в поселке Иса Селемджинского района, согласно которому близким родственникам, иным родственникам оказывается на безвозмездной основе перечень услуг по погребению. Специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории поселения нет. Организация погребения оказывается администрацией Исинского сельсовета (отведение участка для погребения, оформление документов, необходимых для погребения, перевозка на кладбище, погребение), а так же организацией, где работал умерший. Предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения производится из поселка Февральск. В поселке Иса на 01.01.2019 г. население составляет 442 чел., в год умирает 1-2 чел., поэтому в поселении создать специализированную службу по погребению невозможно. Постановлением от 30.10.2017 года № 63 утверждено Положение «О содержании мест захоронений и организации ритуальных услуг, погребения, похоронного дела на территории Исинского сельского поселения». В настоящее время администрацией Исинского сельсовета разрабатывается нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы создания и организации деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела. Распоряжением главы Исинского сельсовета от 10.05.2019 года №10а к дисциплинарной ответственности привлечено должностное лицо, допустившее нарушение закона.

17 апреля 2020 года, в порядке ст. 22 ФЗ "О прокуратуре" прокурором на имя главы администрации Исинского сельсовета внесено требование № 7/1-25-2020 о предоставлении информации о принятых мерах на территории муниципального образования по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.

На данное требование глава Исинского сельсовета сообщила, что администрацией Исинского сельсовета Селемджинского района меры по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела не принимались. На 01.01.2020 года в п. Иса зарегистрировано 426 человек, проживает по постоянному месту регистрации 365 человек. В год умирают 2-3 человека. Организация погребения оказывается администрацией Исинского сельсовета (отведение участка для погребения, оформление документов необходимых для погребения, перевозка тела на кладбище, погребение), а также организацией, где работал умерший. Администрацией Исинского сельсовета соглашение с администрацией Селемджинского района, о передаче им осуществления части своих полномочий по созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела, не заключалось. Муниципальные учреждения, имеющиеся на территории Исинского сельсовета: МБОУ «Исинская СОШ»; структурное подразделение МБОУ «Исинская СОШ» детский сад «Березка»; МКУ «Культурно-досуговый центр Исинского сельсовета»; МКУ «Централизованная бухгалтерия Исинского сельсовета».

    В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

С учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, принимая во внимание нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что до настоящего времени администрацией Исинского сельсовета на территории соответствующего муниципального образования специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего административного дела нашло своё подтверждение бездействие администрации Исинского сельсовета Селемджинского района, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Исинского сельсовета.

Поскольку администрация Исинского сельсовета Селемджинского района Амурской области не приняла достаточных мер по созданию на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела, что является нарушением статьи 12 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", согласно которой возможность осуществления погребения специализированной службой является социальной гарантией, что, в свою очередь, свидетельствует о нарушении права неопределенного круга лиц на оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, а также на выбор исполнителя ритуальных услуг, ввиду отсутствия конкуренции между отсутствующей специализированной службой, оказывающей услуги на безвозмездной основе и существующими хозяйствующими субъектами, преследующими цель извлечения прибыли на рынке ритуальных услуг, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и о необходимости их удовлетворения в полном объеме.

Учитывая положенные в основу настоящего решения нормы действующего законодательства, изученные в судебном заседании доводы административного ответчика, изложенные в письменных ответах прокурору, которые сводятся к тому, что вопросы, связанные с похоронным делом, на территории муниципального образования решаются в отсутствии специализированной службы, о нецелесообразности в конкретном случае создания такой службы - основаны на неверном толковании закона, которым обязанность создания специализированной службы по вопросам похоронного дела предусмотрена в безальтернативном порядке, при этом именно специализированной службой должны оказываться гарантированные законом услуги по погребению на безвозмездной основе.

Частью 2 ст.178 КАС РФ предусмотрено, что при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Рассматривая требование прокурора о возложении на администрацию Исинского сельсовета Селемджинского района Амурской области обязанности устранить допущенные нарушения законодательства в течение трёх месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, суд находит указанный срок обоснованным и разумным.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Селемджинского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Исинского сельсовета Селемджинского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Исинского сельсовета Селемджинского района Амурской области.

Обязать администрацию Исинского сельсовета Селемджинского района Амурской области создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Исинского сельсовета Селемджинского района Амурской области в течение трёх месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Селемджинский районный суд.

Судья                                    О.В. Василенко

Решение суда в окончательной форме принято 25 августа 2020 года.

2а-223/2020 ~ М-241/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Селемджинского района Амурской области
Ответчики
администрация Исинскогго сельсовета Селемджинског района Амурской области
Суд
Селемджинский районный суд Амурской области
Судья
Василенко Ольга Викторовна
Дело на странице суда
selemdginskiy--amr.sudrf.ru
19.08.2020Регистрация административного искового заявления
19.08.2020Передача материалов судье
19.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2020Судебное заседание
25.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее