Судья Сивашова А.В. Дело № 33-1981/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ14 июня 2016 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Герасимовой Л.Н., Рогожина Н.А.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заводского района г.Орла в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» (Заказчик) о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия, по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» (Заказчик) на решение Заводского районного суда г. Орла от 08 апреля 2016 года, которым постановлено:
«Заявление прокурора Заводского района г.Орла в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие (Заказчик) о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» (Заказчик) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить со специализированной организацией, имеющей лицензию на диагностику внутренних газопроводов, договоры на выполнение работ по диагностике внутридомового газового оборудования в домах согласно перечню, указанному в приложении 1 к ответу МУП «ЖРЭП» (Заказчик) от 22 января 2016 г. по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
в порядке, установленном Положением о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утвержденного приказом Госстроя РФ от 03 мая 2000 г. № 101, провести диагностирование технического состояния внутридомового газового оборудования, отработавшего нормативный срок службы (боле 30 лет)».
Заслушав доклад судьи Герасимовой Л.Н., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика МУП «ЖРЭП» (Заказчик) Р.А.Е., поддержавшей жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Прокурор Заводского района г. Орла обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному унитарному предприятию «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие (Заказчик)» (далее - МУП «ЖРЭП» (Заказчик) о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия.
В обоснование исковых требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки законности в сфере обеспечения безопасности внутридомового газового оборудования на территории Заводского района г. Орла установлено, в 53 из 174 многоквартирных домов, находящихся в управлении МУП «ЖРЭП» (Заказчик) на территории Заводского района г. Орла, истекли нормативные сроки службы внутридомового газового оборудования (30 лет со дня его ввода в эксплуатацию).
В нарушение требований законодательства, МУП «ЖРЭП» (Заказчик) не произвело диагностирование технического состояния внутридомового газового оборудования указанных жилых домов, в предмет договора, заключенного между МУП «ЖРЭП» (Заказчик) и филиалом АО «Газпром газораспределение Орел» на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования жилых домов, не входит техническое диагностирование газового оборудования.
По мнению прокурора, указанные обстоятельства могут повлечь возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера и поставить под угрозу безопасность не только жителей этих домов, но и других граждан. Управляющая компания на возмездной основе отвечает за безопасную эксплуатацию общего имущества многоквартирных домов и обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирных домах.
По изложенным основаниям прокурор просил суд признать бездействие МУП «ЖРЭП» (Заказчик), выразившееся в непринятии мер к проведению технического диагностирования внутридомового газового оборудования, отработавшего нормативный срок службы 30 лет, незаконным, обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу с привлечением специализированной организации провести диагностирование технического состояния внутридомового газового оборудования, отработавшего нормативного срока службы (более 30 лет).
В уточненных исковых требованиях прокурор просил признать бездействие МУП «ЖРЭП» (Заказчик), выразившееся в непринятии мер к проведению технического диагностирования внутридомового газового оборудования, отработавшего нормативный срок службы - 30 лет, незаконным, обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить со специализированной организацией, имеющей лицензию на диагностику внутридомового оборудования договор на выполнение работ по диагностике внутридомового газового оборудования в домах по адресам: <адрес>, провести диагностирование технического состояния внутридомового газового оборудования, отработавшего нормативного срока службы (более 30 лет).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе МУП «ЖРЭП» (Заказчик) просит решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что взимание платы за оказание услуг управляющей компанией по содержанию общего имущества собственников многоквартирных домов определено Постановлением Администрации г. Орла № 521315.11.2013г., диагностирование газового оборудования не входит в перечень работ, и в тариф оплаты за оказанную услугу. Данные обстоятельства могут, повлечет определенные негативные последствия в виде несения убытков для управляющей компании при исполнении решения вышеуказанного суда, что отрицательно скажется на экономической составляющей МУП «ЖРЭП» (Заказчик).
Обязанность МУП «ЖРЭП» (Заказчик) как исполнителя коммунальной услуги газоснабжения по содержанию внутридомового газового оборудования, установленная подп. «к» п. 21 Правил поставки газа для населения, исполнялась надлежащим образом. Ссылки истца на Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утверждённое Приказом Госстроя РФ от 03.05.2000 №101, являются несостоятельными, поскольку не имеется сведений о прохождении указанным Приказом государственной регистрации в Минюсте РФ, в связи с чем Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий не имеет законной силы и не влечет правовых последствий.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В силу п.1 п.1.1. ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006«Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», в состав общего имущества многоквартирного дома включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения.
Порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, урегулированы Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 года №410 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления комплекса работ (услуг): техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение, техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования.
Пунктом 8 Правил установлено, что работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору: в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом), а также собственником домовладения; в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственниками (пользователями) помещений, в которых размещено такое оборудование.
В соответствии с п. 3.4 «Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000» (утв. Приказом Госстроя РФ от 03.05.2000 №101) первичная диагностика внутреннего газопровода производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Из материалов дела следует, что МУП «ЖРЭП» (Заказчик) осуществляет управление многоквартирными домами по адресам: <адрес>.
По результатам проведенной прокуратурой проверки многоквартирных домов в г. Орле по адресам: <адрес>, было установлено, что в указанных домах истекли сроки службы внутридомового газового оборудования и нормативный срок службы газопровода со дня ввода в эксплуатацию этих домов, сведений о замене газового оборудования в указанных домах не имеется.
<дата> между ОАО «Газпром газораспределение Орел» и МУП «ЖРЭП» (Заказчик) заключен договор на техническое обслуживание внутренних устройств газоснабжения, по которому ОАО «Газпром газораспределение Орел» обязалось производить техническое обслуживание внутренних устройств газоснабжения жилых домов в г. Орле по адресам: <адрес>.
Судом также установлено, что с филиалом АО «Газпром распределение Орел» за период с 2013 по 2015 годы управляющими организациями в г. Орле договоры на проведение технического диагностирования внутридомового газового оборудования многоквартирных жилых домов, находящихся на территории Заводского района, не заключалось, к выполнению данного вида работ АО «Газпром распределение Орел» доступа и полномочий не имеет.
Разрешая возникший спор суд первой инстанции установив отсутствие у МУП «ЖРЭП» (Заказчик) заключенного договора со специализированной организацией на выполнение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования многоквартирных жилых домов пришёл к обоснованному выводу о том, что вопреки требованиям действующего законодательства ответчик не обеспечил своевременное проведение диагностики находящихся в его управлении многоквартирных жилых домов, срок службы газового оборудования в которых истек.
Как следует из содержания пункта 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» требования к организациям, осуществляющим работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также случаи и периодичность выполнения работ по такому диагностированию определяются утверждаемыми Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору правилами.
В соответствии с п. 3 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическом и атомному надзору от 17.12.2013 №613 положения настоящих Правил распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования либо приобретающие газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, а также физических лиц (граждан), в том числе собственников (нанимателей) жилого дома либо помещения, приобретающих газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пунктами 4-9 названных правил установлено, что техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования проводится в целях: определения фактического технического состояния внутридомового и внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей; поиска и определения неисправностей указанного оборудования; определения возможности дальнейшего использования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении газового оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
В случае отсутствия сведений о сроках эксплуатации внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования решение о проведении работ по техническому диагностированию данного оборудования принимается специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, по результатам оценки технического состояния внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Проведение работ по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется специализированной организацией с привлечением, при необходимости, других организаций, имеющих в своем составе квалифицированный персонал и лабораторию неразрушающего контроля, аттестованных в установленном порядке, в соответствии с программой работ согласно договорам на выполнение указанных работ.
Заказчиком по договору о техническом диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются:
а) в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, приобретающие газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений;
б) в отношении внутридомового газового оборудования в домовладении - собственник домовладения;
в) в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственник (пользователь) расположенных в многоквартирном доме помещений, в которых размещено такое оборудование.
Заказчик обязан обеспечить доступ представителей специализированной организации к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию для проведения работ по техническому диагностированию данного оборудования.
Техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования должно проводиться по окончании нормативных сроков эксплуатации оборудования, установленных изготовителем, либо сроков эксплуатации оборудования, установленных проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов, с периодичностью один раз в пять лет, если иное не установлено изготовителем газового оборудования либо проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание установленную указанными Правилами обязанность управляющей организации принимать меры по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования по окончании нормативных сроков эксплуатации данного оборудования посредством заключения соответствующего договора со специализированной организацией, а также достоверно установленные судом обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии такого договора у ответчика, не оспаривавшийся ответчиком факт истечения сроков службы внутридомового газового оборудования и нормативного срока службы газопровода со дня ввода в эксплуатацию домов по адресам: <адрес>, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Ссылка апелляционной жалобы о том, что «Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000», утверждённое Приказом Госстроя РФ от 03.05.2000 №101 не имеет законной силы ввиду того, что указанный приказ не проходил регистрацию в Минюсте России, в связи с чем не порождает для ответчика правовых последствий, является несостоятельной, поскольку государственной регистрации в соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. В тоже время, «Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000» не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер не устанавливает, а носит характер технического регламента, устанавливает порядок проведения диагностики на внутренних газопроводах в жилых домах и общественных зданиях.
Кроме того, аналогичные требования о заключении управляющими организациями договоров по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования содержаться в Правилах проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическом и атомному надзору от 17.12.2013 №613, которые управляющие организации обязаны соблюдать.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и собранных доказательств, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 08 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие (Заказчик) без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Сивашова А.В. Дело № 33-1981/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ14 июня 2016 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Герасимовой Л.Н., Рогожина Н.А.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заводского района г.Орла в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» (Заказчик) о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия, по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» (Заказчик) на решение Заводского районного суда г. Орла от 08 апреля 2016 года, которым постановлено:
«Заявление прокурора Заводского района г.Орла в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие (Заказчик) о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» (Заказчик) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить со специализированной организацией, имеющей лицензию на диагностику внутренних газопроводов, договоры на выполнение работ по диагностике внутридомового газового оборудования в домах согласно перечню, указанному в приложении 1 к ответу МУП «ЖРЭП» (Заказчик) от 22 января 2016 г. по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
в порядке, установленном Положением о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утвержденного приказом Госстроя РФ от 03 мая 2000 г. № 101, провести диагностирование технического состояния внутридомового газового оборудования, отработавшего нормативный срок службы (боле 30 лет)».
Заслушав доклад судьи Герасимовой Л.Н., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика МУП «ЖРЭП» (Заказчик) Р.А.Е., поддержавшей жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Прокурор Заводского района г. Орла обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному унитарному предприятию «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие (Заказчик)» (далее - МУП «ЖРЭП» (Заказчик) о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия.
В обоснование исковых требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки законности в сфере обеспечения безопасности внутридомового газового оборудования на территории Заводского района г. Орла установлено, в 53 из 174 многоквартирных домов, находящихся в управлении МУП «ЖРЭП» (Заказчик) на территории Заводского района г. Орла, истекли нормативные сроки службы внутридомового газового оборудования (30 лет со дня его ввода в эксплуатацию).
В нарушение требований законодательства, МУП «ЖРЭП» (Заказчик) не произвело диагностирование технического состояния внутридомового газового оборудования указанных жилых домов, в предмет договора, заключенного между МУП «ЖРЭП» (Заказчик) и филиалом АО «Газпром газораспределение Орел» на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования жилых домов, не входит техническое диагностирование газового оборудования.
По мнению прокурора, указанные обстоятельства могут повлечь возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера и поставить под угрозу безопасность не только жителей этих домов, но и других граждан. Управляющая компания на возмездной основе отвечает за безопасную эксплуатацию общего имущества многоквартирных домов и обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирных домах.
По изложенным основаниям прокурор просил суд признать бездействие МУП «ЖРЭП» (Заказчик), выразившееся в непринятии мер к проведению технического диагностирования внутридомового газового оборудования, отработавшего нормативный срок службы 30 лет, незаконным, обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу с привлечением специализированной организации провести диагностирование технического состояния внутридомового газового оборудования, отработавшего нормативного срока службы (более 30 лет).
В уточненных исковых требованиях прокурор просил признать бездействие МУП «ЖРЭП» (Заказчик), выразившееся в непринятии мер к проведению технического диагностирования внутридомового газового оборудования, отработавшего нормативный срок службы - 30 лет, незаконным, обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить со специализированной организацией, имеющей лицензию на диагностику внутридомового оборудования договор на выполнение работ по диагностике внутридомового газового оборудования в домах по адресам: <адрес>, провести диагностирование технического состояния внутридомового газового оборудования, отработавшего нормативного срока службы (более 30 лет).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе МУП «ЖРЭП» (Заказчик) просит решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что взимание платы за оказание услуг управляющей компанией по содержанию общего имущества собственников многоквартирных домов определено Постановлением Администрации г. Орла № 521315.11.2013г., диагностирование газового оборудования не входит в перечень работ, и в тариф оплаты за оказанную услугу. Данные обстоятельства могут, повлечет определенные негативные последствия в виде несения убытков для управляющей компании при исполнении решения вышеуказанного суда, что отрицательно скажется на экономической составляющей МУП «ЖРЭП» (Заказчик).
Обязанность МУП «ЖРЭП» (Заказчик) как исполнителя коммунальной услуги газоснабжения по содержанию внутридомового газового оборудования, установленная подп. «к» п. 21 Правил поставки газа для населения, исполнялась надлежащим образом. Ссылки истца на Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утверждённое Приказом Госстроя РФ от 03.05.2000 №101, являются несостоятельными, поскольку не имеется сведений о прохождении указанным Приказом государственной регистрации в Минюсте РФ, в связи с чем Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий не имеет законной силы и не влечет правовых последствий.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В силу п.1 п.1.1. ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006«Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», в состав общего имущества многоквартирного дома включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения.
Порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, урегулированы Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 года №410 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления комплекса работ (услуг): техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение, техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования.
Пунктом 8 Правил установлено, что работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору: в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом), а также собственником домовладения; в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственниками (пользователями) помещений, в которых размещено такое оборудование.
В соответствии с п. 3.4 «Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000» (утв. Приказом Госстроя РФ от 03.05.2000 №101) первичная диагностика внутреннего газопровода производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Из материалов дела следует, что МУП «ЖРЭП» (Заказчик) осуществляет управление многоквартирными домами по адресам: <адрес>.
По результатам проведенной прокуратурой проверки многоквартирных домов в г. Орле по адресам: <адрес>, было установлено, что в указанных домах истекли сроки службы внутридомового газового оборудования и нормативный срок службы газопровода со дня ввода в эксплуатацию этих домов, сведений о замене газового оборудования в указанных домах не имеется.
<дата> между ОАО «Газпром газораспределение Орел» и МУП «ЖРЭП» (Заказчик) заключен договор на техническое обслуживание внутренних устройств газоснабжения, по которому ОАО «Газпром газораспределение Орел» обязалось производить техническое обслуживание внутренних устройств газоснабжения жилых домов в г. Орле по адресам: <адрес>.
Судом также установлено, что с филиалом АО «Газпром распределение Орел» за период с 2013 по 2015 годы управляющими организациями в г. Орле договоры на проведение технического диагностирования внутридомового газового оборудования многоквартирных жилых домов, находящихся на территории Заводского района, не заключалось, к выполнению данного вида работ АО «Газпром распределение Орел» доступа и полномочий не имеет.
Разрешая возникший спор суд первой инстанции установив отсутствие у МУП «ЖРЭП» (Заказчик) заключенного договора со специализированной организацией на выполнение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования многоквартирных жилых домов пришёл к обоснованному выводу о том, что вопреки требованиям действующего законодательства ответчик не обеспечил своевременное проведение диагностики находящихся в его управлении многоквартирных жилых домов, срок службы газового оборудования в которых истек.
Как следует из содержания пункта 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» требования к организациям, осуществляющим работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также случаи и периодичность выполнения работ по такому диагностированию определяются утверждаемыми Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору правилами.
В соответствии с п. 3 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическом и атомному надзору от 17.12.2013 №613 положения настоящих Правил распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования либо приобретающие газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, а также физических лиц (граждан), в том числе собственников (нанимателей) жилого дома либо помещения, приобретающих газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пунктами 4-9 названных правил установлено, что техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования проводится в целях: определения фактического технического состояния внутридомового и внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей; поиска и определения неисправностей указанного оборудования; определения возможности дальнейшего использования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении газового оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
В случае отсутствия сведений о сроках эксплуатации внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования решение о проведении работ по техническому диагностированию данного оборудования принимается специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, по результатам оценки технического состояния внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Проведение работ по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется специализированной организацией с привлечением, при необходимости, других организаций, имеющих в своем составе квалифицированный персонал и лабораторию неразрушающего контроля, аттестованных в установленном порядке, в соответствии с программой работ согласно договорам на выполнение указанных работ.
Заказчиком по договору о техническом диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются:
а) в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, приобретающие газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном упра░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░;
░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ «░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░. ░░░ 42-1.2000», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ 03.05.2000 №101 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 10 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 13.08.1997 №1009 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░ ░░░░ ░░░░░, «░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░. ░░░ 42-1.2000» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17.12.2013 №613, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░ ░░ 08 ░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░