Дело №
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ р. <адрес>
Колыванский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи С.Н. Ермакова,
при секретаре Ю.С. Вылегжаниной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рейш Г. Л. к администрации р.<адрес>, обществу с ограниченной ответственностью «Арт-Гелио» о признании недействительными результатов конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом и договора управления многоквартирным домом,
У С Т А Н О В И Л:
Рейш Г.Л. обратились в Колыванский районный суд <адрес> с иском к администрации р.<адрес>, обществу с ограниченной ответственностью «Арт-Гелио» о признании недействительными результатов конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом и договора управления многоквартирным домом.
Согласно доводам истца, она является собственником <адрес> многоквартирного жилого дома, расположенного по ул. <адрес> р.<адрес>, а также старшей по дому на основания решения общего собрания собственников дома.
Жилой дом был сдан в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданного Администрацией р.<адрес>.
Управление домом осуществляет ООО «Арт-Гелио» на основании Договора на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ Лот №, заключенного между Администрацией р.<адрес> и ООО «Арт-Гелио» по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организацией.
Истец полагает, что конкурс проведен с нарушением законно-установленного порядка его проведения, в связи с чем, является недействительным, как и заключенный по его результатам Договор управления.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №.
Данный нормативный правовой акт определяет процедуру проведения конкурса и не предоставляет организатору такого конкурса права применять отличный порядок.
В соответствии с пунктом 4 Правил № принципами проведения конкурса являются: создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей; добросовестная конкуренция; эффективное использование средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме; доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.
В соответствии с п. 32 Правил информация о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru.
В соответствии с п. 37 Правил извещение о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с п.п. «б» п. 40 Правил не позднее чем за 25 дней до даты начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе организатор конкурса обязан уведомить о дате проведения конкурса:
а) всех собственников помещений в многоквартирном доме (многоквартирных домах) путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме, - на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также путем размещения сообщения о проведении конкурса на официальном сайте;
б) всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче (далее - лица, принявшие помещения), в случае, указанном в части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления лицами, принявшими помещения, - на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также путем размещения сообщения о проведении конкурса на официальном сайте.
В соответствии с положениями ч. 13 ст. 161 ЖК РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети «Интернет» и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом.
В нарушение указанных положений Правил и требований ЖК РФ информация о проведении конкурса не размещалась на официальном сайте www.torgi.gov.ru, не доводилась до жителей дома, как и не доводились в установленном порядке результаты конкурса.
В пункте 41 Правил содержатся требования к конкурсной документации.
В нарушение указанного пункта Правил конкурсная документация не содержит акт о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса (Приложение 1).
В соответствии с положениями п.п. 15 п. 41 Правил конкурсная документация включает в себя срок действия договоров управления многоквартирным домом, составляющий не менее чем 1 год и не более чем 3 года, а также условия продления срока действия указанных договоров на 3 месяца.
В нарушение указанных положений Правил в конкурсной документации указано, что договор заключается сроком на 5 лет. На указанный срок был заключен Договор управления.
Согласно пункту 5 Правил нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной названными Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
В соответствии с Правилами № (п. 38 и п. 41) извещение о поведении конкурса и конкурсная документация должны содержать перечень обязательных работ и услуг, сформированный в соответствии с Минимальным перечнем услуг и работ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также перечень дополнительных работ и услуг.
В случае, если на конкурс заявилось более двух участников, выбор между ними производится на основании лучшего предложения по стоимости дополнительных работ и услуг. Выигравший участник конкурса принимает на себя обязательства выполнять и обязательные и дополнительные работы и услуги за размер платы, указанный в извещении (п. 76 - 80 Правил №).
В нарушение указанных положений закона, размещенный администрацией перечень обязательных работ и услуг не соответствует Минимальному перечню в сторону его сокращения, а перечень дополнительных работ вообще отсутствует.
Учитывая, что извещение о конкурсе и конкурсная документация не были опубликованы в установленном законом порядке, обеспечивающем создание равных условий участия в конкурсе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, круг лиц, могущих заявиться на конкурс, был ограничен. Организатор конкурса, вероятно, заранее предвидя, что конкурс не состоится, даже и не размещает перечень дополнительных работ.
Указанными действиями администрация исключила всякую конкуренцию в нарушение принципов проведения конкурса (п. 4 Правил №) и нарушила права собственников на эффективное использование их средств.
Организатором конкурса в стоимость содержания жилья включена стоимость вывоза ЖБО, рассчитываемая исходя из площади жилого помещения.
По результатам незаконно проведенного конкурса Рейш Г.Л., как собственник квартиры в доме, фактически должна оплачивать стоимость вывоза ЖБО исходя их квадратных метров жилья, с чем она и остальные жильцы категорически не согласны. Они считают правомерным оплачивать стоимость вывоза ЖБО исходя из количества потребленной воды по счетчику.
Таким образом, поскольку конкурс был проведен с нарушением процедуры его организации и проведения, предусмотренными Правилами, результаты конкурса являются недействительными, как и заключенный по их итогам Договор управления.
В соответствии с положениями п. 1, п. 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Истец полагает необходимым применить в качестве последствий недействительности сделки возврат Рейш Г.Л. неосновательно уплаченной суммы за вывоз ЖБО.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном - настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В результате незаконно проведенного конкурса истцу незаконно установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный Постановлением Администрации р.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, который она вынуждена оплачивать.
В результате, ею в управляющую компанию незаконно уплачена денежная сумма, составляющая разницу между стоимостью вывоза ЖБО в размере 15,6 кв.м, за 1 кв.м, с размером фактически оказанной услуги. Указанная разница составила 4794,715 рублей и подлежит взыскания с ООО «Арт-Гелио» в качестве последствий недействительности сделки.
Организатором конкурса был грубо нарушен порядок информирования и уведомления о проведении конкурса, предусмотренный разделами III и IV Порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В результате были нарушены основные принципы проведения конкурса, установленные п. 4 Порядка:
- создание равных условий участия в конкурсе;
- добросовестной конкуренции;
- доступности информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.
В соответствии с п. 39 Порядка, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
В результате нарушения порядка информирования истец, как собственник жилого помещения, фактически была лишена указанного права.
При проведении конкурса также были допущены следующие нарушения.
Извещение о проведении конкурса не соответствует требованиям п. 38 Порядка.
В соответствии с п. 38 Порядка в извещении о проведении конкурса указывается следующее:
1) основание проведения конкурса и нормативные правовые акты, на основании которых проводится конкурс;
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер телефона организатора конкурса и специализированной организации;
3) характеристика объекта конкурса, включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых, нежилых помещений и помещений общего пользования, виды благоустройства, серию и тип постройки, а также кадастровый номер (при его наличии) и площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) наименование обязательных работ и услуг но содержанию и ремонту объекта конкурса, выполняемых (оказываемых) по договору управления многоквартирным домом (далее - обязательные работы и услуги);
4(1)) наименование дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса, перечень которых устанавливается в соответствии с настоящих Правил;
5) размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, рассчитанный организатором конкурса в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, материала стен и кровли, других параметров, а также от объема и количества обязательный работ и услуг;
6) перечень коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией в установленном законодательством Российской Федерации;
7) адрес официального сайта, на котором размещена конкурсная документация, срок, месте и порядок предоставления конкурсной документации, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой организатором конкурса за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена;
8) место, порядок и срок подачи заявок на участие в конкурсе, установленный в соответствии с настоящих Правил;
9) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, а также место, дата и время рассмотрения конкурсной комиссией заявок на участие в конкурсе;
10) место, дата и время проведения конкурса;
11) размер обеспечения заявки на участие в конкурсе.
В нарушение указанных положений в извещении № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют:
1) Характеристика объекта конкурса ограничивается указанием адреса дома и площади. Отсутствуют такие необходимые элементы характеристики как год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых, нежилых помещений и помещений общего пользования, виды благоустройства, серию и тип постройки, а также кадастровый номер (при его наличии) и площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
2) Перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса отсутствует.
3) Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен для всех домов одинаковый, соответственно, без учета параметров дома.
4) Отсутствует перечень коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организации.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым с погашением.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, в дополнение к ранее заявленным исковым требованиям о признании недействительными результатов конкурса и договора управлении
Истец просил:
Признать недействительными результаты конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, р.<адрес>, ул. <адрес> (протокол N № от ДД.ММ.ГГГГ Лот №), договор на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, заключенный между Администрацией рабочего поселка <адрес> и ООО Обществом с ограниченной ответственностью «Арт-Гелио» от ДД.ММ.ГГГГ, Лот№.
Применить последствия недействительности результатов конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, р.<адрес>, ул. <адрес> (протокол N № от ДД.ММ.ГГГГ, Лот №) и договора на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, заключенного между Администрацией рабочего поселка <адрес> и ООО Обществом с ограниченной ответственностью «Арт-Гелио» от ДД.ММ.ГГГГ Лот № в виде возврата Обществом с ограниченной ответственностью «Арт-Гелио» пользу истца Рейш Г. Л. денежной суммы в размере 4795,715 рублей.
В судебном заседании представитель истца Бондаренко Е.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации р.<адрес> в судебное заседание не явился, направил отзыв следующего содержания: исковое заявление подано собственником <адрес> многоквартирного жилого <адрес>, расположенного по ул. <адрес>, р.<адрес>, а также старшей по дому на основании решения общего собрания собственников дома гр. Рейш Г.Л.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникших в ходе исполнительного производства», с иском в суд о признании публичных торгов недействительными может обратиться любое заинтересованное лицо. В частности, такими лицами могут быть: участники торгов, лица, не имеющие возможности участвовать в публичных торгах из-за допущенных, по их мнению, нарушения правил их проведения; стороны исполнительного производства; судебный пристав-исполнитель, иные лица, обосновавшие свой интерес в оспаривании публичных торгов.
По результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом № по ул. <адрес>, р.<адрес>, ЛОТ №, была подана одна заявка. В соответствии с ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ. « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», данный конкурс был признан несостоявшимся в связи с чем, заключен соответствующий договор на управление вышеуказанным многоквартирным домом с единственным участником - ООО «Арт-Гелио».
Из «Обзора практики рассмотрении споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в раках исполнительного производства» (Информационное письмо Президиума ВАС от ДД.ММ.ГГГГ. (пункт 1)), лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие права или интереса, которые могут быть защищены соответствующим иском.
Нарушение порядка проведения торгов не могут являться основанием для признания торгов недействительным по иску лица, чьи имущественные права и интересы не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
В настоящем исковом заявлении, истицей не указано: какие именно права нарушены результатами проведения указанного конкурса, а также подтверждение того, каким образом, признание конкурса не действительным будет способствовать восстановлению ее прав и свобод.
Иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которые не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению. Энциклопедия судебной практики. Последствия нарушения правил нарушения торгов (ст. 449 ГК РФ) Информационное письмо Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства» (пункт 1).
Истец, уточняя исковые требования, в порядке ст. 39 ГПК РФ, указывает на то, что в результате незаконно произведенного конкурса ей неправомерно установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, следовательно, ею в управляющую компанию была незаконно уплачена денежная сумма, составляющая разницу между стоимостью вывоза ЖБО с размером фактически оказанной услуги.
Указанные требования являются необоснованным.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика), в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонт общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется эти услуги оплатить.
Договор управления представляет собой разновидность договора на оказание услуг, включающего заказ или самостоятельное выполнение управляющим лицом подрядных работ в отношении многоквартирного дома.
Согласно ст.ст. 153, 155 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание (и ремонт) жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Таким образом, истцом на законным основаниях вносилась плата за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с вышеуказанными нормами ЖК РФ, возлагающие на истца обязанность по несению бремени содержания принадлежащего ему имущества, и оплате за жилое помещение и коммунальные платежи.
Согласно ч. 1 ст. 161, ст. 162 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Положения вышеприведенных требований закона во взаимосвязи с требованиями, установленными частями 8-10 ст. 155 ЖК РФ, дает основания прийти к выводу, что неисполнение собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по избранию способа управления таким домом, и избрание способа управления посредством конкурса, не освобождает собственника от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги, а также за услуги и работы по содержанию и ремонту имущества.
Вместе с тем истец указывает, что организатором конкурса был грубо нарушен порядок информирования и уведомления о проведении конкурса, предусмотренный разделами III и IV Порядка проведения органом местном самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №.
В соответствии с требованиями ст. 161 Жилищного кодекса РФ решение о выборе способа управления (управляющей организацией) принимается на общем собрании собственников помещений жилого дома. Вместе с тем, если сами собственники способ управления многоквартирным домом не выбрали или решение о выборе способа управления не было реализовано, вопрос о выборе управляющей компании в соответствии с ч.ч. 4 и 5 ст. 161 ЖК РФ передается органу местного самоуправления, который обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей компании. Порядок проведения такого конкурса регулируется Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 39 указанных Правил (с учетом Решения Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № установлено, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом и реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
В соответствии с п. 4 ст. 161 ЖК РФ, п. 39 вышеназванных Правил орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации также и в том случае, если в течение года до дня его проведения собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления.
Так, органом местного самоуправления было принято решение о проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, р.<адрес>, ул. <адрес>. Данная информация была размещена органом местного самоуправления на официальном сайте администрации рабочего поселка <адрес> в сети Интернет.
Таким образом, орган местного самоуправления предоставил время для собственников многоквартирного дома ознакомится с информацией и самостоятельно определиться с выбором иного способа управления.
Однако, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не проводилось и не принималось решение о выборе иного способа управления.
Так, в целях сохранения нормального функционирования систем жизнеобеспечения многоквартирного дома, обеспечения взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями по отпуску ими коммунальных услуг, а также во избежание возникновения возможных аварийных ситуаций и необходимости их ликвидации, администрацией муниципального образования был проведен конкурс по отбору управляющей организации, это было обусловлено тем, что собственники помещений многоквартирного жилого дома со способом его управления так и не определились, в связи с чем, у администрации муниципального образования возникла обязанность по разрешению этого вопроса путем проведения соответствующего конкурса.
По результатам проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом № по ул. <адрес>, р.<адрес>, ЛОТ №, была подана одна заявка. В соответствии с ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», данный конкурс был признан несостоявшимся в связи, с чем заключен соответствующий договор на управление вышеуказанным многоквартирным домом с единственным участником - ООО «Арт-Гелио».
Из «Обзора практики рассмотрении споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства» (Информационное письмо Президиума ВАС от ДД.ММ.ГГГГ. (пункт 1)), лицо, обращающее с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие права или интереса, которые могут быть защищены соответствующим иском.
Нарушение порядка проведения торгов не могут являться основанием для признания торгов недействительным по иску лица, чьи имущественные права и интересы не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
В настоящем исковом заявлении, истицей не указано: какие именно права нарушены результатами проведения указанного конкурса, а также подтверждение того, каким образом, признание конкурса недействительным будет способствовать восстановлению ее прав и свобод.
Вместе с тем, Истцом были направлены дополнения к исковому заявлению, в котором указано, что размещенный администрацией перечень обязательных работ и услуг не соответствует Минимальному перечню в сторону его сокращения, а перечень дополнительных работ вообще отсутствует.
Однако, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" признан утратившим силу подпункт 5 пункта 41 Правил, в результате чего из состава конкурсной документации, утверждаемой организатором конкурса, исключен перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса, а также право организатора конкурса самостоятельно определять расчетную стоимость каждой из дополнительных работ и услуг.
На основании вышеизложенного, ответчик считает, что администрацией в отношении собственников многоквартирного дома, не были нарушены права и законные интересы вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов.
Представитель ответчика просил отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Арт-Гелио» в судебное заседание не явился, извещён своевременно, надлежащим образом, причину неявки в суд не сообщил. Возражений против заявленных исковых требований не представил.
Представитель третьего лица МУП «Жилищное-коммунальное хозяйство рабочего поселка Колывань» Е.А. Кудрявцев в судебном заседании исковые требования истца не признал и пояснил, что с требованиями истца, в части вывоза жидких бытовых отходов не согласны по следующим основаниям:
- согласно статьям 37 и 39 ЖК РФ собственники жилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, исходя из доли в праве общей собственности на общее имущество в таком доме соответствующего собственника;
- исходя из содержания части 2 ст. 156 ЖК РФ и подпункта «д» пункта 11 Правил содержания общего имуществе в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, сбор и вывоз жидких бытовых отходов входит в перечень услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и оплачивается в составе платы за содержание общего имущества;
- согласно Общероссийскому классификатору услуг населению №, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, вывоз жидких бытовых отходов входит в группу жилищных услуг и соответственно, являясь жилищной услугой, устанавливается на 1 кв. метр общей площади помещений исключительно для многоквартирных домов.
Таким образом, размер платы за сбор и вывоз жидких бытовых отходов должен определяться исходя из доли занимаемой (находящейся в собственности) общей площади жилого помещения в многоквартирном доме.
Представитель третьего лица ООО «УК ЖКХ Колывань» Т.В. Судовская в судебном заседании исковые требования истца не признала в полном объеме и пояснила, что нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки (статья 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу норм статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки являются способами защиты нарушенного права. Согласно данной норме способы защиты гражданских прав, которыми может воспользоваться субъект гражданского оборота, должны быть прямо предусмотрены в законе.
На основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Вместе с тем, суд не вправе констатировать только факт недействительности, если при этом не преследуется цель восстановить нарушенное право истца или лиц, в защиту интересов которых он обращается.
В пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №-0 указано, что положение пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации по существу воспроизведено применительно к процедуре размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части 5 статьи 10 Закона о размещении заказов, направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что такое признание влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим торги лицом, - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Как разъяснено положениями пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Из вышеизложенного следует, что возможность признания недействительными торгов в связи с нарушением правил, предусмотренных законом, влечет обязанность суда выяснить не только факт допущенных нарушений при проведении торгов, но также совокупность иных обстоятельств. Суду необходимо выяснить: могут ли права и законные интересы конкретного лица быть защищены и восстановлены принятием судебного акта; возможно ли проведение повторных торгов; исполнены ли контракты; насколько признание торгов недействительными отвечает общественным и государственным интересам.
Таким образом, истцом, не указано в исковом заявлении и не представлено доказательств в подтверждение ее нарушенного права результатами указанного конкурса, а также в подтверждение того, каким образом признание конкурса недействительным будет способствовать восстановлению ее прав и свобод.
Рейш Г.Л. не была участником открытого конкурса и соответствующую заявку не подавала. Собственниками помещений в многоквартирном жилом доме по ул. <адрес> другая управляющая компания не избрана, равно как и иной способ управления многоквартирным домом. Коммунальные услуги по указанному адресу предоставляются, управление общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется, Рейш Г.Л. пользуется предоставляемыми ООО «Арт-Гелио» услугами и производит их оплату. Между ООО «Арт-Гелио» и собственниками помещений в многоквартирном жилом доме по ул. <адрес> заключены договоры управления домом.
Поскольку истец не подавал заявку на участие в проведенном конкурсе по отбору управляющей компании, не принимал в нем участия, то его права не могут быть восстановлены принятием решения о признании результатов конкурса недействительными.
Представитель третьего лица ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в судебное заседание не явился, причине неявки в суд не сообщил. Возражений против заявленных исковых требований не предоставил.
Представитель третьего лица ИП Павлов в судебное заседание не явился, причине неявки в суд не сообщил. Возражений против заявленных исковых требований не предоставил.
Заслушав стороны, изучив предоставленные доводы и письменные доказательства по делу, суд находит требования Рейш Г.Л. необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст. 161 Жилищного кодекса РФ решение о выборе способа управления (управляющей организацией) принимается на общем собрании собственников помещений жилого дома. Вместе с тем, если сами собственники способ управления многоквартирным домом не выбрали или решение о выборе способа управления не было реализовано, вопрос о выборе управляющей компании в соответствии с ч.ч. 4 и 5 ст. 161 ЖК РФ передается органу местного самоуправления, который обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей компании. Порядок проведения такого конкурса регулируется Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 39 указанных Правил (с учетом Решения Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ГКПИ09-830) установлено, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом и реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
В соответствии с п. 4 ст. 161 ЖК РФ, п. 39 вышеназванных Правил орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации также и в том случае, если в течение года до дня его проведения собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления.
Так, органом местного самоуправления было принято решение о проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, ул. <адрес>. Данная информация была размещена органом местного самоуправления на официальном сайте администрации рабочего поселка <адрес> в сети Интернет.
Таким образом, орган местного самоуправления предоставил время для собственников многоквартирного дома ознакомится с информацией и самостоятельно определиться с выбором иного способа управления.
Однако, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не проводилось и не принималось решение о выборе иного способа управления.
В целях сохранения нормального функционирования систем жизнеобеспечения многоквартирного дома, обеспечения взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями по отпуску ими коммунальных услуг, а также во избежание возникновения возможных аварийных ситуаций и необходимости их ликвидации, администрацией муниципального образования был проведен конкурс по отбору управляющей организации, это было обусловлено тем, что собственники помещений многоквартирного жилого дома со способом его управления так и не определились, в связи с чем у администрации муниципального образования возникла обязанность по разрешению этого вопроса путем проведения соответствующего конкурса.
По результатам проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом № по ул. <адрес>, р.<адрес>, ЛОТ №, была подана одна заявка. В соответствии с ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», данный конкурс был признан несостоявшимся в связи, с чем заключен соответствующий договор на управление вышеуказанным многоквартирным домом с единственным участником - ООО «Арт-Гелио».
Согласно статьям 37 и 39 ЖК РФ собственники жилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, исходя из доли в праве общей собственности на общее имущество в таком доме соответствующего собственника. В силу части 2 ст. 156 ЖК РФ и подпункта «д» пункта 11 Правил содержания общего имуществе в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, сбор и вывоз жидких бытовых отходов входит в перечень услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и оплачивается в составе платы за содержание общего имущества. Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению № утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, вывоз жидких бытовых отходов входит в группу жилищных услуг и соответственно, являясь жилищной услугой, устанавливается на 1 кв. метр общей площади помещений исключительно для многоквартирных домов.
Таким образом, размер платы за сбор и вывоз жидких бытовых отходов должен определяться исходя из доли занимаемой (находящейся в собственности) общей площади жилого помещения в многоквартирном доме.
В силу норм статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки являются способами защиты нарушенного права. Согласно данной норме способы защиты гражданских прав, которыми может воспользоваться субъект гражданского оборота, должны быть прямо предусмотрены в законе.
На основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Вместе с тем, суд не вправе констатировать только факт недействительности, если при этом не преследуется цель восстановить нарушенное право истца или лиц, в защиту интересов которых он обращается.
В пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № указано, что положение пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации по существу воспроизведено применительно к процедуре размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части 5 статьи 10 Закона о размещении заказов, направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что такое признание влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим торги лицом, - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Из вышеизложенного следует, что возможность признания недействительными торгов в связи с нарушением правил, предусмотренных законом, влечет обязанность суда выяснить не только факт допущенных нарушений при проведении торгов, но также совокупность иных обстоятельств. Суду необходимо выяснить: могут ли права и законные интересы конкретного лица быть защищены и восстановлены принятием судебного акта; возможно ли проведение повторных торгов; исполнены ли контракты; насколько признание торгов недействительными отвечает общественным и государственным интересам.
Рейш Г.Л. не была участником открытого конкурса и соответствующую заявку не подавала. Собственниками помещений в многоквартирном жилом доме по ул. <адрес> другая управляющая компания не избрана, равно как и иной способ управления многоквартирным домом. Коммунальные услуги по указанному адресу предоставляются, управление общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется, Рейш Г.Л. пользуется предоставляемыми ООО «Арт-Гелио» услугами и производит их оплату. Между ООО «Арт-Гелио» и собственниками помещений в многоквартирном жилом доме по ул. <адрес> заключены договоры управления домом.
Поскольку истица не подавала заявку на участие в проведенном конкурсе по отбору управляющей компании, не принимала в нем участия, её права не нарушены, то её права не могут быть восстановлены принятием решения о признании результатов конкурса недействительными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Рейш Г. Л. к администрации р.<адрес>, обществу с ограниченной ответственностью «Арт-Гелио» о признании недействительными результатов конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом и договора управления многоквартирным домом, применении последствий недействительности результатов конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом и договора на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.Н. Ермаков