Дело № 2а-848/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Костомукша 20 ноября 2017 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре И.П. Шапковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Карелия к Оськину Артему Алексеевичу о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов,
у с т а н о в и л:
05 октября 2017 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Карелия (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России № 1 по РК) обратилась в суд с административным иском к Оськину А.А. о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов, мотивируя требования тем, что административный ответчик с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. По сведениям Межрайонной ИФНС России № по РК за ФИО1 числится недоимка по пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 3121 рубля 49 копеек. Административному ответчику с целью соблюдения досудебного порядка урегулирования спора направлялось требование № от 26 декабря 2016 года об уплате обозначенной недоимки, но оно оставлено без исполнения. Обратившись в суд, административный истец просит взыскать с административного ответчика указанную сумму задолженности. Одновременно истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления.
Определением суда от 07 октября 2017 года на основании ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в гор. Костомукша Республики Карелия (межрайонное).
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по РК, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявил.
В судебное заседание административный ответчик Оськин А.А., имея возможность реализовать свои права, предусмотренные ст. 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом и своевременно в соответствии с правилами главы 9 КАС РФ. Ходатайство об отложении разбирательства дела не просил. Каких-либо возражений по делу, доказательств уважительности причин неявки суду не представил.
Представитель заинтересованного лица ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявлено.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, и других участников судебного процесса, учитывая то обстоятельство, что явка сторон не является обязательной и не признана судом обязательной.
Изучив доводы административного иска, материалы административного дела, материалы наблюдательного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (утратил силу с 01 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 250-ФЗ) (далее по тексту - Федеральный закон № 212-ФЗ) страхователи, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Фиксированный размер страхового взноса определяется в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых вносов, с 01 января 2010 года по 31 декабря 2016 года регулировались Федеральным законом № 212-ФЗ.
С 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 Налогового кодекса РФ.
В силу ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01 января 2017 года взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 01 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда РФ, органами Фонда социального страхования РФ по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции, иски (заявления) о взыскании недоимки, пени и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из материалов дела следует, что Оськин А.А. ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован налоговым органом в качестве индивидуального предпринимателя. ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Оськин А.А. прекратил осуществлять предпринимательскую деятельность, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
Обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за период занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью административным ответчиком в полном объеме не исполнена.
Так, согласно таблицам расчета по состоянию на 26 декабря 2016 года пени за несвоевременное перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование составляют: на страховую часть трудовой пенсии в сумме 2197 рублей 56 копеек; на накопительную часть трудовой пенсии 503 рублей 48 копеек; на обязательное медицинское страхование в сумме 420 рублей 45 копеек, а всего в сумме 3121 рубля 49 копеек.
27 декабря 2016 года ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) выставило Оськину А.А. требование № об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов по состоянию на 26 декабря 2016 года на сумму 3121 рубля 49 копеек. Срок уплаты установлен до 17 января 2017 года.
С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по уплате пени по страховым взносам с Оськина А.А. административный истец не обращался по причине пропуска процессуального срока.
05 октября 2017 года Межрайонная ИФНС России № 1 по РК обратилась в Костомукшский городской суд РК с административным иском к Оськину А.А. о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 3121 рубля 49 копеек.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения закреплены в ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Согласно ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из представленных суду материалов следует, что установленный нормами КАС РФ и Налогового кодекса РФ шестимесячный срок обращения в суд с настоящим административным иском истек 17 июля 2017 года.
В суд Межрайонная ИФНС России № 1 по РК обратилась только 05 октября 2017 года, то есть с пропуском установленного срока на 02 месяца 18 дней.
В ходатайстве о восстановлении срока административный истец в качестве уважительной причины его пропуска приводит единственный довод о том, что ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) документы, подтверждающие основание возникновения и наличия задолженности, а также соблюдения уполномоченным органом досудебного порядка взыскания задолженности, необходимые для обращения в суд, переданы административному истцу не в полном объеме, в связи с чем у Межрайонной ИФНС России № 1 по РК отсутствовала объективная возможность взыскания задолженности пени за несвоевременное перечисление страховых взносов в установленный законом срок.
Суд находит заявленные административным истцом доводы об уважительности причины пропуска срока для обращения с административным иском в суд несостоятельными.
В своем определении от 08 февраля 2007 г. № 381-О-П Конституционный Суд РФ указал на то, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» определено, что в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда РФ, органами Фонда социального страхования РФ, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных ст. 59 Налогового кодекса РФ.
Поскольку Межрайонная ИФНС России № 1 по РК и ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) являются профессиональными участниками публичных правоотношений, связанных с администрированием и контролем за уплатой страховых взносов на пенсионное и медицинское страхование, то в силу предоставленных им функций и полномочий они обязаны своевременно анализировать изменения, вносимые в действующее законодательство, учитывать в своей деятельности актуальные правила обращения в суд с административными исковыми заявлениями о взыскании обязательных платежей и санкций.
Непринятие ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) во внимание изменений, внесенных Федеральными законами от 03 июля 2016 г. № 250-ФЗ, от 03 июля 2016 г. № 243-ФЗ, приведшее к ненадлежащему осуществлению информационного обмена пенсионного органа с налоговым органом, нельзя рассматривать в качестве уважительной причины пропуска срока, предусмотренного п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, административный истец не представил суду доказательств наличия объективных причин отсутствия возможности обращения в суд с административным иском в период с 18 января 2017 года по 17 июля 2017 года.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Карелия.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Карелия к Оськину Артему Алексеевичу о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.С. Бехтерев