Дело № 2а-2101/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2017 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Шаповаловой Ю.А.,
с участием представителя административного истца по доверенности Нагаевой О.Ю.,
административного ответчика Михайлова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 13 по Воронежской области к Михайлову Дмитрию Алексеевичу о взыскании земельного налога за, пени за неуплату земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 13 по Воронежской области обратилась в суд с исковым заявлением к Михайлову Д.А.и просит взыскать задолженность по земельному с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенных в границах сельских поселений: налог в размере 4 031 402,00 руб., пени в размере 55 719,76 руб. Требования мотивированы тем, что ответчик в указанные ниже налоговые периоды имел в собственности земельные участки (? доля в праве): кадастровый номер (№), налоговый период 2013г., 2014г., налоговая база 183 686 091,00 расположенный по адресу: <адрес>, налоговый период 2013г., 2014г.; налоговая база 121693 672,00, расположенный по адресу: <адрес>, налоговый период 2013г., 2014г.; налоговая база 399546707,00, расположенный по адресу: <адрес>, налоговый период 2013г., 2014г.; налоговая база 91456820,00, расположенный по адресу: <адрес>, налоговый период 2014г., 2015г.; налоговая база 10934891,00, расположенный по адресу: <адрес> налоговый период 2014г., 2015г.; налоговая база 141929543,00, расположенный по адресу: <адрес> налоговый период 2013г., 2014г.; налоговая база 152846433,00,расположенный по адресу: <адрес> налоговый период 2015г.; налоговая база 116757142,00, расположенный по адресу: <адрес>; налоговый период 2015г.; налоговая база 25172400,00,расположенный по адресу: <адрес> орган, руководствуясь положениями ч. 2,3 ст. 52 НК РФ исчислил в отношении налогоплательщика сумму налога и направил в его адрес налоговые уведомления (№) от 25.07.2015г. и (№) от 05.08.2016г., в которых сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму налога в сроки, указанные в уведомлении. Поскольку в установленный срок налогоплательщик сумму налога не уплатил, инспекцией на сумму недоимки в порядке положений ст. 75 НК РФ начислена сумма пени в размере 55 719,76 руб. В порядке ст. 45, 69,70 НК РФ налоговый орган выставил и направил с отношении ответчика требования об уплате налога, пени от 22.11.2016г. № 8858, от 18.12.2016г. № 10173, от 30.11.2016г. № 9908. Требования в установленный срок ответчиком исполнены не были. В связи с чем налоговый орган обратился в суд с данным иском.
Определением суда от 06.03.2018г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен сособственник вышеуказанных земельных участков Козлов К.А.
Представитель административного истца МИ ФНС России № 13 по Воронежской области по доверенности Нагаева О.Ю. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Административный ответчик Михайлов Д.А. в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, представил письменные возражения на иск (л.д. 50-52, 175-178).
Заинтересованное лицо Козлов К.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на иск (л.д. 91-94, 100-103).
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (часть 1 ст. 387 НК РФ).
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (ст. 394 НК РФ).
Судом установлено, что в налоговые периоды 2013г., 2014г. ответчик являлся собственником земельных участков (1/2 доля в праве), расположенных <адрес> с кадастровыми номерами (№)
В силу ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ст. 57-58 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
Таким образом, обязательным условием возникновения обязанности физического лица по уплате налога, является вручение плательщику налога соответствующего налогового уведомления.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
И ст. 52 НК РФ и ст. 69 НК РФ предусматривают, что налоговое уведомление (требование) может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом налоговое уведомление (требование) считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из установленных по делу обстоятельств первоначально Михайлову Д.А. было направлено налоговое уведомление № 676250 от 20.03.2015г. об уплате в срок до 01.10.2015г. земельного налога за 2013г., 2014г. в сумме 2 248 483,00 руб. (л.д. 157-158), что подтверждается представленным в материалы дела почтовым реестром (л.д. 159) и не оспаривается административным ответчиком. Затем, как пояснила в судебном заседании представитель истца, за данные налоговые периоды (2013г., 2014г.) Михайлову Д.А. был произведен перерасчет земельного налога и направлено налоговое уведомление № 1070594 от 25.07.2015г. об уплате земельного налога в срок до 03.10.2016г. в сумме 3 802 105,00 руб. Получение налогового уведомления отрицалось административным ответчиком в судебном заседании, доказательств в подтверждении данного обстоятельства административным органом не представлено.
При таких обстоятельствах, а именно при отсутствии надлежащего уведомления ответчика налоговым органом о необходимости уплаты земельного налога за вышеуказанный период, суд считает, что у Михайлова Д.А. не возникла обязанность по уплате земельного налога за 2013г., 2014г., в связи с чем заявленные административные исковые требования в этой части, а именно о взыскании налога в сумме 3 802 105,00 руб., не подлежат удовлетворению.
Доводы административного истца, о том, что в налоговые периоды 2013г., 2014г. Михайлов Д.А. являлся индивидуальным предпринимателем и в силу абз. 2 ч. 2 ст. 396 НК РФ, в редакции действовавшей до 01.01.2015г., обязан был самостоятельно исчислять сумму земельного налога, суд не может принять во внимание в силу следующего.
Статьей 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Поскольку земельный налог был исчислен не самим административным ответчиком, а налоговым органом за два налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (2015г.) и с учетом перерасчета, при этом с 01 января 2015г. абзац 2 ч. 2 ст. 396 НК РФ утратил силу согласно Федеральному закону от 04.11.2014 № 347-ФЗ, кроме того, настоящий административный иск предъявлен к Михайлову Д.А., как к физическому лицу в порядке ст. 48 НК РФ, а не как к индивидуальному предпринимателю, суд считает, что налоговый орган не был освобожден от обязанности направления налогоплательщику Михайлову Д.А. налогового уведомления.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. Исходя из положений п. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, определение от 17 февраля 2015 года № 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика также не могут быть взысканы.
Согласно исковому заявлению и материалам дела, пени начислены за неуплату земельного налога за период 2013г., 2014г. Указанные обстоятельства следуют из представленных требований об уплате налога, пени № 9908 от 30.11.2016г. (л.д. 20) и расчета к нему (л.д. 21), требования № 8858 от 22.11.2016г. (л.д. 12) и расчета к нему (л.д. 13), где сроком уплаты определена дата – 03.10.2016г., указанная в налоговом уведомлении № 1070594 от 25.07.2015г.
Поскольку суд отказывает по вышеизложенным основаниям во взыскании земельного налога по налоговому уведомлению № 1070594 от 25.07.2015г. (налоговый период 2013г., 2014г.), не подлежат взысканию пени, исчисленные за неуплату данного налога в сумме 54496,84 руб.
Также судом установлено, что в налоговом периоде 2015г. ответчик являлся собственником земельных участков (1/2 доля в праве), расположенных <адрес> с кадастровыми номерами (№)
В адрес ответчика направлялось налоговое уведомление № 83740299 от 05.08.2016 о необходимости уплаты земельного налога за 2015г. в сумме 229 297,00 руб. не позднее 01.12.2016г. (л.д. 18). Направление указанного уведомления подтверждено материалами дела (л.д. 19) и не оспаривалось Михайловым Д.А. в судебном заседании. Доказательств уплаты данного налога ответчиком не представлено.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за неуплату земельного налога за 2015г. в установленный срок, налоговым органом Михайлову Д.А. начислены пени за период со 02.12.2016г. по 17.12.2016г. (включительно) в сумме 1222,92 руб.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. При обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Налоговым органом было выставлено требование об уплате земельного налога за 2015г. и пени за период со 02.12.2016 по 17.12.2016г. по состоянию на 18.12.2016г., в соответствии с которым ответчик обязан был уплатить налог в размере 229 297,00 руб. и пени в размере 1222,92 руб. в срок до 01.03.2017г. (л.д. 15, 17). С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании, в том числе, данной недоимки налоговый орган обратился к мировому судье 14.06.2017г. (л.д. 31-32), то есть срок на подачу заявления о вынесении судебного приказа налоговой инспекцией соблюден. Определением мирового судьи судебного участка № 6 в Коминтерновском судебном районе г. Воронежа от 07.08.2017г. судебный приказ был отменен (л.д. 31-32). В Коминтерновский районный суд г. Воронежа с данным административным иском МИ ФНС России № 13 по Воронежской области обратилась 02.02.2018г. (л.д. 42), т.е. срок обращения в суд данными исковыми требованиями налоговым органом не пропущен.
Согласно расчету, представленному МИФНС России № 13 по Воронежской области сумма задолженности по земельному налогу за 2015г. составляет 229297,00 руб., по пени за несвоевременную уплату земельного налога за период со 02.12.2016г. по 17.12.2016г. – 1222,92 руб. Суд принимает представленный истцом расчет в этой части исковых требований, который является арифметически верным, выполнен исходя кадастровой стоимости земельных участков, исходя из налоговой ставки, установленной органом муниципального образования (решение Совета народных депутатов Усманского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области от 28.11.2012г.)
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В свою очередь административным ответчиком не представлено доказательств уплаты взыскиваемой суммы земельного налога за 2015 год в сумме 229 297,00 руб. и пени в размере 1222,92 руб.
При установленных судом обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований в этой части, сумма земельного налога и пени в размере 230 519,92 руб. подлежит взысканию с административного ответчика.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию составит 5505,19 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Михайлова Дмитрия Алексеевича ((ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <адрес>, проживающего: <адрес>) в доход бюджета задолженность за 2015 год по земельному налогу в сумме 229 297,00, пени за неуплату земельного налога за период со 02.12.2016г. по 17.12.2016г. в сумме 1222,92 руб., всего 230 519 (двести тридцать тысяч пятьсот девятнадцать) руб. 92 коп.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.
Взыскать с Михайлова Дмитрия Алексеевича ((ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <адрес>, проживающего: <адрес>) доход федерального бюджета госпошлину в размере 5 505 (пять тысяч пятьсот пять) руб. 19 коп.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 18.05.2018г.
Дело № 2а-2101/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2017 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Шаповаловой Ю.А.,
с участием представителя административного истца по доверенности Нагаевой О.Ю.,
административного ответчика Михайлова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 13 по Воронежской области к Михайлову Дмитрию Алексеевичу о взыскании земельного налога за, пени за неуплату земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 13 по Воронежской области обратилась в суд с исковым заявлением к Михайлову Д.А.и просит взыскать задолженность по земельному с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенных в границах сельских поселений: налог в размере 4 031 402,00 руб., пени в размере 55 719,76 руб. Требования мотивированы тем, что ответчик в указанные ниже налоговые периоды имел в собственности земельные участки (? доля в праве): кадастровый номер (№), налоговый период 2013г., 2014г., налоговая база 183 686 091,00 расположенный по адресу: <адрес>, налоговый период 2013г., 2014г.; налоговая база 121693 672,00, расположенный по адресу: <адрес>, налоговый период 2013г., 2014г.; налоговая база 399546707,00, расположенный по адресу: <адрес>, налоговый период 2013г., 2014г.; налоговая база 91456820,00, расположенный по адресу: <адрес>, налоговый период 2014г., 2015г.; налоговая база 10934891,00, расположенный по адресу: <адрес> налоговый период 2014г., 2015г.; налоговая база 141929543,00, расположенный по адресу: <адрес> налоговый период 2013г., 2014г.; налоговая база 152846433,00,расположенный по адресу: <адрес> налоговый период 2015г.; налоговая база 116757142,00, расположенный по адресу: <адрес>; налоговый период 2015г.; налоговая база 25172400,00,расположенный по адресу: <адрес> орган, руководствуясь положениями ч. 2,3 ст. 52 НК РФ исчислил в отношении налогоплательщика сумму налога и направил в его адрес налоговые уведомления (№) от 25.07.2015г. и (№) от 05.08.2016г., в которых сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму налога в сроки, указанные в уведомлении. Поскольку в установленный срок налогоплательщик сумму налога не уплатил, инспекцией на сумму недоимки в порядке положений ст. 75 НК РФ начислена сумма пени в размере 55 719,76 руб. В порядке ст. 45, 69,70 НК РФ налоговый орган выставил и направил с отношении ответчика требования об уплате налога, пени от 22.11.2016г. № 8858, от 18.12.2016г. № 10173, от 30.11.2016г. № 9908. Требования в установленный срок ответчиком исполнены не были. В связи с чем налоговый орган обратился в суд с данным иском.
Определением суда от 06.03.2018г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен сособственник вышеуказанных земельных участков Козлов К.А.
Представитель административного истца МИ ФНС России № 13 по Воронежской области по доверенности Нагаева О.Ю. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Административный ответчик Михайлов Д.А. в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, представил письменные возражения на иск (л.д. 50-52, 175-178).
Заинтересованное лицо Козлов К.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на иск (л.д. 91-94, 100-103).
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (часть 1 ст. 387 НК РФ).
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (ст. 394 НК РФ).
Судом установлено, что в налоговые периоды 2013г., 2014г. ответчик являлся собственником земельных участков (1/2 доля в праве), расположенных <адрес> с кадастровыми номерами (№)
В силу ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ст. 57-58 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
Таким образом, обязательным условием возникновения обязанности физического лица по уплате налога, является вручение плательщику налога соответствующего налогового уведомления.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
И ст. 52 НК РФ и ст. 69 НК РФ предусматривают, что налоговое уведомление (требование) может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом налоговое уведомление (требование) считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из установленных по делу обстоятельств первоначально Михайлову Д.А. было направлено налоговое уведомление № 676250 от 20.03.2015г. об уплате в срок до 01.10.2015г. земельного налога за 2013г., 2014г. в сумме 2 248 483,00 руб. (л.д. 157-158), что подтверждается представленным в материалы дела почтовым реестром (л.д. 159) и не оспаривается административным ответчиком. Затем, как пояснила в судебном заседании представитель истца, за данные налоговые периоды (2013г., 2014г.) Михайлову Д.А. был произведен перерасчет земельного налога и направлено налоговое уведомление № 1070594 от 25.07.2015г. об уплате земельного налога в срок до 03.10.2016г. в сумме 3 802 105,00 руб. Получение налогового уведомления отрицалось административным ответчиком в судебном заседании, доказательств в подтверждении данного обстоятельства административным органом не представлено.
При таких обстоятельствах, а именно при отсутствии надлежащего уведомления ответчика налоговым органом о необходимости уплаты земельного налога за вышеуказанный период, суд считает, что у Михайлова Д.А. не возникла обязанность по уплате земельного налога за 2013г., 2014г., в связи с чем заявленные административные исковые требования в этой части, а именно о взыскании налога в сумме 3 802 105,00 руб., не подлежат удовлетворению.
Доводы административного истца, о том, что в налоговые периоды 2013г., 2014г. Михайлов Д.А. являлся индивидуальным предпринимателем и в силу абз. 2 ч. 2 ст. 396 НК РФ, в редакции действовавшей до 01.01.2015г., обязан был самостоятельно исчислять сумму земельного налога, суд не может принять во внимание в силу следующего.
Статьей 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Поскольку земельный налог был исчислен не самим административным ответчиком, а налоговым органом за два налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (2015г.) и с учетом перерасчета, при этом с 01 января 2015г. абзац 2 ч. 2 ст. 396 НК РФ утратил силу согласно Федеральному закону от 04.11.2014 № 347-ФЗ, кроме того, настоящий административный иск предъявлен к Михайлову Д.А., как к физическому лицу в порядке ст. 48 НК РФ, а не как к индивидуальному предпринимателю, суд считает, что налоговый орган не был освобожден от обязанности направления налогоплательщику Михайлову Д.А. налогового уведомления.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. Исходя из положений п. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, определение от 17 февраля 2015 года № 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика также не могут быть взысканы.
Согласно исковому заявлению и материалам дела, пени начислены за неуплату земельного налога за период 2013г., 2014г. Указанные обстоятельства следуют из представленных требований об уплате налога, пени № 9908 от 30.11.2016г. (л.д. 20) и расчета к нему (л.д. 21), требования № 8858 от 22.11.2016г. (л.д. 12) и расчета к нему (л.д. 13), где сроком уплаты определена дата – 03.10.2016г., указанная в налоговом уведомлении № 1070594 от 25.07.2015г.
Поскольку суд отказывает по вышеизложенным основаниям во взыскании земельного налога по налоговому уведомлению № 1070594 от 25.07.2015г. (налоговый период 2013г., 2014г.), не подлежат взысканию пени, исчисленные за неуплату данного налога в сумме 54496,84 руб.
Также судом установлено, что в налоговом периоде 2015г. ответчик являлся собственником земельных участков (1/2 доля в праве), расположенных <адрес> с кадастровыми номерами (№)
В адрес ответчика направлялось налоговое уведомление № 83740299 от 05.08.2016 о необходимости уплаты земельного налога за 2015г. в сумме 229 297,00 руб. не позднее 01.12.2016г. (л.д. 18). Направление указанного уведомления подтверждено материалами дела (л.д. 19) и не оспаривалось Михайловым Д.А. в судебном заседании. Доказательств уплаты данного налога ответчиком не представлено.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за неуплату земельного налога за 2015г. в установленный срок, налоговым органом Михайлову Д.А. начислены пени за период со 02.12.2016г. по 17.12.2016г. (включительно) в сумме 1222,92 руб.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. При обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Налоговым органом было выставлено требование об уплате земельного налога за 2015г. и пени за период со 02.12.2016 по 17.12.2016г. по состоянию на 18.12.2016г., в соответствии с которым ответчик обязан был уплатить налог в размере 229 297,00 руб. и пени в размере 1222,92 руб. в срок до 01.03.2017г. (л.д. 15, 17). С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании, в том числе, данной недоимки налоговый орган обратился к мировому судье 14.06.2017г. (л.д. 31-32), то есть срок на подачу заявления о вынесении судебного приказа налоговой инспекцией соблюден. Определением мирового судьи судебного участка № 6 в Коминтерновском судебном районе г. Воронежа от 07.08.2017г. судебный приказ был отменен (л.д. 31-32). В Коминтерновский районный суд г. Воронежа с данным административным иском МИ ФНС России № 13 по Воронежской области обратилась 02.02.2018г. (л.д. 42), т.е. срок обращения в суд данными исковыми требованиями налоговым органом не пропущен.
Согласно расчету, представленному МИФНС России № 13 по Воронежской области сумма задолженности по земельному налогу за 2015г. составляет 229297,00 руб., по пени за несвоевременную уплату земельного налога за период со 02.12.2016г. по 17.12.2016г. – 1222,92 руб. Суд принимает представленный истцом расчет в этой части исковых требований, который является арифметически верным, выполнен исходя кадастровой стоимости земельных участков, исходя из налоговой ставки, установленной органом муниципального образования (решение Совета народных депутатов Усманского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области от 28.11.2012г.)
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В свою очередь административным ответчиком не представлено доказательств уплаты взыскиваемой суммы земельного налога за 2015 год в сумме 229 297,00 руб. и пени в размере 1222,92 руб.
При установленных судом обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований в этой части, сумма земельного налога и пени в размере 230 519,92 руб. подлежит взысканию с административного ответчика.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию составит 5505,19 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Михайлова Дмитрия Алексеевича ((ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <адрес>, проживающего: <адрес>) в доход бюджета задолженность за 2015 год по земельному налогу в сумме 229 297,00, пени за неуплату земельного налога за период со 02.12.2016г. по 17.12.2016г. в сумме 1222,92 руб., всего 230 519 (двести тридцать тысяч пятьсот девятнадцать) руб. 92 коп.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.
Взыскать с Михайлова Дмитрия Алексеевича ((ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <адрес>, проживающего: <адрес>) доход федерального бюджета госпошлину в размере 5 505 (пять тысяч пятьсот пять) руб. 19 коп.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 18.05.2018г.