РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2020 год <адрес>
Самарский районный суд <адрес> в составе судьи Кривицкой О.Г.,
при секретаре Селютиной Ю.В.,
с участием административного истца Кудашовой Е.В., представителя по ходатайству Силаева В.Е.
представителя административного ответчика Территориальной
избирательной комиссии <адрес>
области Комарова А.А.,
представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии
<адрес> Трошиной С.П.,
представителя избирательного объединения Регионального отделения а <адрес> Политической партии «Новые люди» Бахвалова В.В..
представителя прокуратуры <адрес>
Лукиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1116/2020 по административному исковому заявлению Кудашовой ЕВ к Территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес> Кудашовой ЕВ,
у с т а н о в и л:
Кудашова Е.В. обратилась в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес> Кудашовой ЕВ.
В обоснование заявленных административных требований указала, что оспариваемым решением ей отказано в регистрации как кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес>.
Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № отказала в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес> Кудашовой Е.В., указав в решении № от ДД.ММ.ГГГГ, что из подтверждения получения документов для регистрации кандидата, датированного ДД.ММ.ГГГГ следует, что кандидатом по позиции «сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи <адрес>, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных» представлены 3 листа в 1 экз. Между тем, соответствующие документы отнесены в подтверждение к сведениям об изменениях ошибочно, в связи с тем, что кандидат в качестве таковых обозначил их в наименовании документа, свидетельствующего об уточнении представленных им сведений о себе в порядке, установленном пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 3 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований <адрес>», что не является документом, который представляется в соответствии с требованиями пункта 4 части 3 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований <адрес>».
Комиссия сделала вывод о том, что кандидатом Кудашовой Е.В. не представлено в установленный законом, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, срок, сведения об изменении данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований <адрес>», либо уведомления об отсутствии изменений в указанных данных.
Административный истец подтверждает, что ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику были переданы документы необходимые для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, в соответствии с ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований <адрес>», а именно:
1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
3) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных;
5) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).
Административный истец ссылается на то, что ею в Территориальную избирательную комиссию <адрес> был представлен документ, содержащий сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований <адрес>», либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных.
Документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, были представлены административному ответчику в полном объеме. Кудашова Е.В. просит суд признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес> Кудашовой ЕВ.
Возложить обязанность на Территориальную избирательную комиссию <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № зарегистрировать Кудашову ЕВ в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес>.
В судебном заседании административный истец Кудашова Е.В., ее представитель по ходатайству Силаев В.Е. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии <адрес> Комаров А.А. (л.д. 36 т. 1) в судебном заседании относительно удовлетворения административных исковых требований возражал, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. 37-39 т. 1).
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии <адрес> Трошина С.П., действующая на основании доверенности (л.д. 27 т. 1) в судебном заседании относительно удовлетворения административных исковых требований возражала, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. 40-44 т. 1).
Представитель привлеченного по ходатайству административного истца в качестве заинтересованного лица избирательного объединения регионального отделения в <адрес> Политической партии «Новые люди» Бахвалов В.В. административный иск Кудашовой Е.В. поддержал.
Выслушав административного истца, представителей административного ответчика, заинтересованных лиц, помощника прокурора <адрес> Лукину М.Н., изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных указанным федеральным законом, иным законом (пункт 6 статьи 76 названного федерального закона).
Судом установлено, что в соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований <адрес>» регистрация кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией. Регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4-7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего <адрес>, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации:
подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных; документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах). При выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований <адрес>», или несоблюдения требований настоящего <адрес> к оформлению документов соответствующая окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с частями 4 и 7 статьи 33, частью 5 статьи 34, пунктом 1 части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований <адрес>», а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 6 статьи 33, пунктами 2 - 5 части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований <адрес>», кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее, чем за один день до дня заседания соответствующей окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Судом установлено, что решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № от ДД.ММ.ГГГГ № Кудашовой Е.В. отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес> (л.д. 10-13 т. 1). Из указанного решения следует, что Кудашовой Е.В. ДД.ММ.ГГГГ в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес>, выдвинутого избирательным объединением Региональным отделением в <адрес> Политической партии «Новые люди» по одномандатному избирательному округу №. ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 45 мин. Кудашовой Е.В. в комиссию одномандатного избирательного округа № представлены документы для регистрации: копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов; уведомление кандидата об изменениях в представленных данных в наименовании избирательного объединения с приложением заявления о согласии баллотироваться; документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата; выписка из лицевого счета; внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде; протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, в количестве 1 папка, 14 листов, 14 подписей избирателей, что следует из протокола об итогах сбора подписей, представленного вместе с подписными листами. О представлении указанных документов свидетельствует письменное подтверждение их приема ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50 т. 1).Рабочая группа по приему и проверке документов, утвержденная решением Комиссии № от «28» июня 2020 года провела проверку документов, представленных кандидатом Кудашовой Е.В. на выдвижение и регистрацию. В ходе проверки выявлено несоблюдение требований <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований <адрес>» к оформлению документов.В частности, соответствии с пунктом 4 части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований <адрес>» не представлено уведомление об отсутствии изменений в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи <адрес>. Сведения об изменениях в сведениях о кандидате в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва по одномандатному избирательному округу № Кудашовой ЕВ, представленные в комиссию ДД.ММ.ГГГГ на 3 листах в 1 экземпляре вместе с иными документами для регистрации кандидата не подтверждают наличие каких-либо изменений в данных о кандидате, ранее представленных для уведомления о его выдвижении (л.д. 50 т. 1. Пункт 4 Подтверждения получения документов для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес>, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес> второго созыва ДД.ММ.ГГГГ ). Так, ДД.ММ.ГГГГг. в пакете документов для регистрации кандидата предоставлено уведомление, в котором кандидат уведомляет территориальную избирательную комиссию об изменении в представленных им данных. Указано в уведомлении (приведено дословно с той же пунктуацией) « в заявлении о согласии баллотироваться допущена техническая ошибка, а именно, вместо «Региональное отделение», указано «Региональное объединение». С целью устранения неточности прилагаю верный вариант заявления.». Из указанного уведомления следует однозначный вывод о том, что кандидат таким уведомлением известила территориальную комиссию об изменении ее личных данных, что является ошибочным. Кандидатом неправильно истолкована норма пункт 4 части 3 статьи <адрес> №-ГД от 31.12.2019г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований <адрес>». Поданное уведомление не содержит информацию о персональных данных. Фактически кандидат известила территориальную комиссию не об отсутствии изменений в своих личных данных, а о неправильном названии избирательного объединения, что не относится к личных данным кандидата. О наличии такой технической ошибки кандидат мог указать в любое время посредством направления соответствующего заявления. Довод о том, что комиссия приняла у кандидата такое уведомление, не подтверждает неправильность принятого территориальной комиссий решения. Поданные кандидатом документы подлежат безусловному приему, после чего в течение десяти дней осуществляется их проверка, по итогам которойкомиссия известила административного истца ДД.ММ.ГГГГ о наличии несоблюдение требований <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований <адрес>», а также разъяснила, что не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем.
Такое разъяснение является стандартным для всех участвующих кандидатов, и из него не следует вывод о том, что комиссией Кудашовой Е.В. была предоставлены возможность восполнить неполноту в документах по истечении установленного для этого срока.
Административный истец ДД.ММ.ГГГГ по e-mail: <данные изъяты> предоставила в Территориальную избирательную комиссию <адрес> уведомление об отсутствии изменений в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований <адрес>» (л.д. 52 т. 1), тем самым подтвердив отсутствие данного документа на момент подачи документов на регистрацию.
Довод административного истца Кудашовой Е.В. в суде о том, что такое уведомление ДД.ММ.ГГГГг. она не направляла, и графическая подпись на этом уведомлении исполнена не ей, не соответствует действительности.
Уведомление направлено с электронной почты административного истца, что предполагает очевидный вывод о том, что такое уведомление возможно направить только с согласия владельца электронной почты.
Таким образом, после разъяснения территориальной комиссии кандидатов указанная неполнота восполнена, уведомление об отсутствии изменений в данных о кандидате в территориальную комиссию направлено, но уже по истечении установленного срока для подачи такого документа.
Кроме того, законом вообще не предусмотрена возможность подачи документов для регистрации кандидата посредством электронной почты.
Подача документов для регистрации кандидата должна осуществляться единовременно.
Довод административного истца о том, что у кандидата имеется право вносить изменения в ранее представленные сведения, применительно к данной ситуации не уместен.
Действительно, законом предусмотрена возможность для кандидата внести соответствующие изменения в ранее представленные сведения. Тогда как Кудашовой Е.В. таких сведений в установленный срок вообще представлено не было.
С учетом приведенных правовых норм, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что кандидатом Кудашовой Е.В. не представлены, в установленный законом срок, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, сведения об изменении в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований <адрес>», либо уведомления об отсутствии изменений в указанных данных.
Согласно пункта 3 части 12 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований <адрес>» отсутствие среди документов, представленных для уведомления и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Кудашовой ЕВ к Территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес> Кудашовой ЕВ отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья: О.Г. Кривицкая
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.