РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2019 г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Номогоевой З.К., при секретаре Мохоровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Цыбеновой Т. А. к А. О. <адрес> о признании права на обеспечение жильем понуждении постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, как детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, истец просит обязать ответчика признать за ней право на внеочередное обеспечение жильем Цыбенову Т.А., обязать ответчиков поставить ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исковые требования мотивированы тем, что Я, Цыбенова Т.А. 1986 года рождения, осталась без попечения родителей в 2002 году, так как мама Цыбенова Н.Г., умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец Бадмаев А.Е. лишен родительских прав решением О. районного суда г Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Цыбенова Т.А., а также младший брат Цыбенов В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и младшие сестры Цыбенова Т.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Цыбенова Б.А. ДД.ММ.ГГГГ год рождения стали круглыми сиротами. Постановлением А. О. <адрес> от 11.04.2003г. № Цыбенова Т.А., Цыбенов В.А., и Цыбенов Б.А. поставлены на учет в отдел опеки и попечительства О. <адрес>. В 2018г. истец из сообщений А. О. <адрес> и Министерства социальной защиты населения РБ узнала, что в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 14 лет и старше, имеющих право на получение жилого помещения в <адрес>, она не значится. Считает, что её отсутствия на учете нуждающихся в жилых помещениях является - ненадлежащее выполнение обязанностей по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекуном и попечителем Цыбеновой А.А. в силу её юридической не грамотности.
В судебном заседании истец Цыбенова Т.А., её представитель Баянов С.Н., исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Просили удовлетворить исковое заявление в полном объеме.
Представитель А. О. <адрес> Шараева Ю.А., возражала против удовлетворения искового заявления. Суду пояснила, что в данном случае отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Представитель Министерства социальной защиты населения РБ Жанчибон С.Б. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N № "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом установлено, что решением О. районного суда <адрес> от 15.11.2002г. Цыбенов А.Е., 1955 г.р., уроженец: <адрес>, лишен родительских прав в отношении дочери Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына Владислава, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери Татьяны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочери Баирмы, 18.12.1990г.р.
11.03.2002г. умерла мать истицы -Цыбенова Н.Г., что подтверждается свидетельством о смерти I-АЖ №, выданным 03.09.2002г.
Постановлением А. <адрес> РБ от 24.01.2003г. разрешено Цыбеновой А. А. установить попечительство над Цыбеновой Т. и Цыбеновым Владиславом, и опеку над Цыбеновой Татьяной и Цыбеновой Баярмой.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N № "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из преамбулы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N № а также из вышеприведенной статьи, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста, то есть детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилым помещением, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в компетентные органы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Судом установлено, что до достижения возраста 23 лет в уполномоченный орган с целью постановки на учет для получения во внеочередном порядке жилого помещения по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" истец не обращался.
Как следует из сообщения А. О. <адрес> от 07.05.2018г. Цыбенова Т.А. не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору найма специализированных жилых помещений в О. <адрес>.
Также из сообщения Министерства социальной защиты населения РБ от 11.07.2018г. следует, что Цыбенова Т.А. в списке лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 14 лет и старше, имеющих право на получение жилого помещения в <адрес>, не значится.
Вопреки требованиям ст. ст. 56, 60 ГПК РФ доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших своевременному обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением как лица, относящегося к категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" до 23 лет, Цыбеновой Т.А. не представлено.
Доводы Цыбеновой о неграмотности ее опекуна что, по мнению истца, привело к нарушению её прав на предоставление жилого помещения, судом отклоняются, так как истец имела возможность самостоятельного улучшения жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения ею совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет. Сама по себе правовая неграмотность истца, учитывая длительность периода, истекшего со дня совершеннолетия, а также исполнения 23 лет (2009 год), до заявления исковых требований не может являться уважительной причиной, препятствующей постановке её на учет как нуждающеюся в жилом помещении.
Постановка лиц на предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, носит заявительный характер и возможна при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору найма.
Поскольку истец до 23 лет не обращалась в компетентный орган с заявлением о постановки на учет, впервые заявила о своих правах после достижения указанного возраста, доказательств наличия объективных причин, препятствовавших обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением не представила, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах, поскольку доказательств наличия уважительных причин пропуска срока для обращения с заявлением для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории лиц, оставшихся без попечения родителей, суду неепредставлено, и судом обстоятельства, свидетельствующие о наличии таких причин, не установлено, исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Цыбеновой Т. А. к А. О. <адрес> о признании права на обеспечение жильем понуждении постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, как детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья ПОДПИСЬ Номогоева З.К.
Верно: Судья Номогоева З.К.
Секретарь Мохорова А.Е.
Подлинник решения (определения) находится в О. районном суде <адрес> и подшит в гражданское (административное) дело (материал) №.