Дело №2-4482/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 ноября 2019 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Петровой И.И.,
при секретарях Гасымовой Г.Э., Айзатуллиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карсунского района Ульяновской области, действующего в интересах Галацковой Г.А., к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Карсунского района Ульяновской области, действуя в интересах инвалида Ггалацковой Г.А., обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику о взыскании в пользу Галацковой Г.А. расходов на приобретение лекарственного препарата <данные изъяты> в размере 219 000руб., в обоснование указав следующее.
Прокуратурой проведена проверка по вопросу нарушения прав инвалида № группы Галацковой Г.А. на льготное обеспечение лекарственными препаратами, которая показала, что ее права ответчиком нарушены.
Установлено, что Галацкова Г.А., инвалид № группы, в декабре 2018г. проходила лечение в <данные изъяты> где ей был выставлен диагноз: <данные изъяты>. В связи с установленным ей диагнозом учреждением рекомендовано проведение таргетной терапии <данные изъяты>. Кроме того, согласно протоколу ворачебной комиссии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ ей поставлен диагноз: <данные изъяты>. Согласно заключения врачебной комиссии Галацковой Г.А. положено продолжение терапии лекарственным препаратом <данные изъяты>
Однако в нарушение законодательства ввиду отсутствия в ГУЗ «Карсунская районная больница» необходимых для осуществления указанного лечения лекарственных средств Галацкова Г.А. была вынуждена приобрести за счет собственных средств данный лекарственный препарат, на что ею было затрачено 219 000руб., что подтверждается платежными документами.
Поскольку инвалиды относятся к одной из наименее защищенных категорий граждан, в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела прокурор увеличил размер исковых требований и просил взыскать с ответчика в пользу истицы расходы на приобретение лекарственного препарата <данные изъяты>) в размере 318 971,82руб. увеличенные исковые требования приняты судом к рассмотрению в настоящем гражданском деле.
В судебном заседании представитель прокурора на удовлетворении исковых требований настаивал, поддержал все изложенное в иске, дополнительно пояснив, что лечащий врач не выписывал истице рецепты, поскольку данного лекарственного препарата не было в аптеках, в связи с чем истица приобретала данное лекарство в г.Москве, а также за границей, т.к. там его стоимость была гораздо дешевле. Впервые истице был выписан рецепт только в сентябре 2019г. и по нему она получила лекарственный препарат.
Истица Галацкова Г.А. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещалась.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не присутствовал, о дне рассмотрения дела извещался, представил в суд письменный отзыв на иск, в котором указал, что иск не признает, по существу указав следующее. Галацкова Г.А. является инвалидом № группы и имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств бюджета. Назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственными препаратами. Лекарственный препарат <данные изъяты> входит в Перечень жизненно-важных лекарственных препаратов, но не входит в Перечень лекарственных препаратов для льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, в Перечень лекарственных препаратов, включенных в Территориальную программу государственных гарантий, в Перечень лекарственных препаратов, спецпродуктов и медицинских изделий, отпускаемых населению бесплатно или с 50-процентной скидкой. Впервые Галацковой Г.А. был выписан рецепт на указанный препарат 03.09.2019г., который был своевременно отоварен аптекой 05.09.2019г. ранее лечащим врачом данный лекарственный препарат истице не выписывался, истица приобрела его на свое усмотрение. Оснований для удовлетворения требований к Министерству не имеется.
Представитель третьего лица АО «УльяновскФармация», в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен, представил в суд письменные пояснения, в которых указал, что Общество является исполнителем услуги по отпуску лекарственных препаратов льготным категориям граждан, поставка лекарственных препаратов осуществляется по итогам проведенных Министерство здравоохранения аукционов различными поставщиками. Отпуск лекарственных препаратов аптеками осуществляется при наличии их поставки на склад и на основании выписанных рецептов. Галацкова впервые обратилась в аптеку с рецептом на лекарственный препарат <данные изъяты> 05.09.2019г. с рецептом лечащего врача от 03.09.2019г. также сообщил, что данный лекарственны препарат для бесплатного отпуска льготной категории граждан в 2019г. впервые на склад АО «УльяновскФармация» только 29.08.2019г.
Представитель третьего лица ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен, представил в суд письменные пояснения по делу, в которых указал, что Галацкова Г.А. наблюдается в ГУЗ ОКОД с декабря 2018г., на консилиуме в ГУЗ ОКОД от 26.12.2018г. отмечено, что больная консультирована в ФГБУ «НМИЦ онкологии имени Н.Н.Блохина», где ей рекомендована таргетная терапия <данные изъяты>) с оценкой эффекта. 25.03.2019г. врачебной комиссией показано продолжение лечения указанным препаратом. Врачебная комиссия определяет показания для назначения лекарственной терапии, однако рецепты на лекарственные препараты не выписывает, рецепты выписываются лечащим врачом. Такой рецепт впервые был выписал Галацковой Г.А. лечащим врачом 03.09.2019г., на основании которого она была обеспечена данным лекарственным препаратом.
Представитель третьего лица ГУЗ «Карсунская районная больница» в судебном заседании не присутствовал, о дне рассмотрения дела извещен, представил в суд письменные пояснения, в которых указал, что Галацкова Г.А. состоит на <данные изъяты> с 30.12.2015г. по настоящее время с диагнозом: <данные изъяты> За период с января 2019г. по настоящее время она нуждается в лекарственном препарате <данные изъяты> За указанный период данный лекарственный препарат получен дважды: 30.08.2019г. и 07.10.2019г. из региональной льготы. Галацковой Г.А. лечащим врачом были выписаны рецепты на данный препарат 02.09.2019г. и 07.10.2019г. Впервые это лекарство ей назначено 02.01.2019г. в областном <данные изъяты>. На препарат <данные изъяты> заявки в отдел лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения области составляет главный внештатный онколог области. В аптечную сеть для обеспечения льготных категорий граждан данный препарат поступает по разнарядке отдела лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения области. Впервые в 2019г. данный препарат получили в аптеку в конце августа 2019г., в сентябре и октябре 2019г. истица была обеспечена этим препаратом полностью.
Представитель третьего лица ФГБУ «НМИЦ онкологии имени Н.Н.Блохина» в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещался.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Галацкова Г.А. является инвалидом № группы, состоит на «Д» учете у <данные изъяты> с 30.12.2015г. по настоящее время с диагнозом: <данные изъяты>
Галацкова Г.А. наблюдается в ГУЗ ОКОД с декабря 2018г., на консилиуме в ГУЗ ОКОД от 26.12.2018г. отмечено, что больная консультирована в ФГБУ «НМИЦ онкологии имени Н.Н.Блохина», где ей рекомендована таргетная терапия лекарственным препаратом <данные изъяты> с оценкой эффекта.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включены в том числе злокачественные новообразования (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) С 00-С-97).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
Лекарственный препарат <данные изъяты> был включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утв. Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 №2323-р, а также в аналогичный Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018 №2738-р.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. № 1492.
В разделе III Федеральной программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при таких заболеваниях, как новообразования.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Таким органом в Ульяновской области является Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Согласно п. 2.1 Приказа Минздравсоцразвития России N328 от 29.12.2004г. за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники обязаны: назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.
Как следует из материалов дела, на врачебной комиссии в ГУЗ ОКОД от 26.12.2018г. Галацковой Г.А. рекомендована таргетная терапия <данные изъяты> с оценкой эффекта. Впоследствии 25.03.2019г. врачебной комиссией показано продолжение лечения указанным препаратом.
Как указывает ГУЗ «Карсунская районная больница», где на «Д» учете стоит истица, за период с января 2019г. по настоящее время она нуждается в лекарственном препарате <данные изъяты> в количестве 800мг 1 раз в сутки. За указанный период данный лекарственный препарат получен дважды: 30.08.2019г. и 07.10.2019г. из региональной льготы.
Однако лечащим врачом Галацковой Г.А. были выписаны рецепты на данный препарат только 03.09.2019г. и 07.10.2019г.
Таким образом, истица не была обеспечена лекарственным препаратом <данные изъяты> с января 2019г. по сентябрь 2019г. ввиду отсутствия его в аптеке и невыписки по этой причине лечащим врачом соответствующих рецептов, а не по своей вине.
Между тем, факт того, что истица нуждается в данном лекарстве с января 2019г. по настоящее время не оспаривался ответчиком.
При таких обстоятельствах суд полагает обоснованным факт самостоятельного приобретения истцом этого лекарства 04.02.2019г., 29.03.2019г., 06.04.2019г., 24.05.2019г., поскольку его применение ей необходимо постоянно ввиду наличия у истицы онкологического заболевания.
Ответчиком также в ходе рассмотрения дела не оспаривался заявленный размер понесенных истицей расходов на приобретение лекарства на сумму 318 971,82руб. и данный размер расходов подтвержден истицей документально.
Так, истицей в дело представлены товарные и кассовые чеки на приобретение данного лекарственного препарата:
- 04.02.2019г. 400мг 60таб в г.Москве на сумму 115 000руб.,
- 29.03.2019г. 400мг 30таб в Египте на сумму 17 548 египетских фунтов, что в эквиваленте в российской валюте составило 66 432,51руб. (нотариально удостоверенный перевод платежных документов представлен),
- 06.04.2019г. 400мг 60таб в г.Москве на сумму 104 000руб.,
- 24.05.2019г. 400мг 30таб в Египте на сумму 8774 египетских фунтов, что в эквиваленте в российской валюте составило 33 539,31руб. (нотариально удостоверенный перевод платежных документов представлен).
При этом суд также учитывает, что согласно ответу Министерства здравоохранения Ульяновской области от 23.10.2019г. предельная цена производителя на данный препарат, закрепленная Государственным реестром цен без НДС, составляет 99 736,00руб.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Исходя из изложенного, суд полагает возможным отнести к убыткам расходы истца на приобретение лекарства <данные изъяты> в заявленном размере – 318 971,82руб.
Таким образом, исковые требования о взыскании понесенных расходов на приобретение данного лекарства подлежат удовлетворению, а именно, с ответчика в пользу Галацковой Г.А. подлежат взысканию расходы в размере 318 971,82руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12,56,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Карсунского района Ульяновской области, действующего в интересах Галацковой Г.А., удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Галацковой Г.А. расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере 318 971 руб. 82 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.И.Петрова