г. Тольятти 11 июня 2020 года
Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Горбашевой В.В.,
с участием помощника прокурора Автозаводского района г. Тольятти Самарской области Вачкова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ФИО3 «ФИО68 <данные изъяты>» (<данные изъяты>), зарегистрированного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Северная, 95, комната 92, о привлечении к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти Самарской области во исполнение п. 3.5 решения межведомственного совещания рабочей группы по вопросамсоблюдения трудового законодательства и законодательства о занятости населения при заместителе прокурора г. Тольятти от 10.02.2020 инициирована проверка ФИО4 «ФИО69 <данные изъяты>» на предмет соблюдения трудового законодательства, в ходе которой 11.03.2020 в адрес юридического лица направлено требование о предоставлении документов в течение трех рабочих дней с момента поступления данного требования.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором № 44504343345803 требование прокуратуры района ФИО5 ФИО70 <данные изъяты>» не получено, 17.03.2020 почтальоном зафиксирована неудачная попытка вручения, почтовое отправление 21.04.2020 направлено на временное хранение.
По состоянию на 20.05.2020 запрашиваемая документация в прокуратуру района от ФИО6 «ФИО71 <данные изъяты>» так и не поступила.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
Прокурор в судебном заседании настаивал на привлечении ФИО7 «ФИО72 <данные изъяты>» к административной ответственности, поскольку требование о предоставлении документов было получено юридическим лицом по юридическому адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ. Однако, требование прокурора в установленный срок исполнено не было. Каких-либо заявлений о продлении установленного прокурором срока не поступало. В связи с чем, прокурор считает необходимым привлечь юридическое лицо к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде штрафа.
Представитель ФИО8 «ФИО73 <данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ФИО9 «ФИО74 <данные изъяты>». Прокурор в судебном заседании против этого не возражал.
Исследовав материалы, выслушав прокурора, суд приходит к следующим выводам.
Часть 1 ст. 1.5 КоАП РФ устанавливает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Исходя из ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно статьи 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, являются граждане, юридические лица, а также должностные лица, в служебные обязанности которых входит выполнение законных требований прокурора.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу судом было установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ФИО10 «ФИО75 <данные изъяты>» является юридическим лицом, а, следовательно, надлежащим субъектом правонарушения предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Объектом правонарушения является институт государственной власти.
С объективной стороны данное правонарушение заключается в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 названного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно статьи 27 Закона о прокуратуре при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 22 Закона о прокуратуре установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона о прокуратуре статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки. В случае, если проверяемый орган (организация) в течение срока, установленного в соответствии с первым предложением абзаца первого настоящего пункта для представления запрашиваемых статистической и иной информации, документов и материалов или их копий, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти Самарской области во исполнение п. 3.5 решения межведомственного совещания рабочей группы по вопросамсоблюдения трудового законодательства и законодательства о занятости населения при заместителе прокурора г. Тольятти от 10.02.2020 инициирована проверка ФИО11 «ФИО76 <данные изъяты>» на предмет соблюдения трудового законодательства, в ходе которой 11.03.2020 в адрес юридического лица направлено требование о предоставлении документов в течение трех рабочих дней с момента поступления данного требования.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором №44504343345803 требование прокуратуры района прибыло в место вручения 17.03.2020, однако, адресатом не получено. Почтальоном зафиксирована неудачная попытка вручения.
Таким образом, прокуратурой, были приняты все необходимые и предусмотренные меры по направлению и надлежащим вручении Обществу почтового отправления.
Вместе с тем, в прокуратуру района запрашиваемая документация от ФИО12 «ФИО77 <данные изъяты>» на 20.05.2020 и позднее установленного срока так и не поступала. С ходатайством о продлении установленного прокурором срока ФИО13 «ФИО78 <данные изъяты>» не обращалось.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО14 «ФИО79 <данные изъяты>» в установленный срок умышленно не выполнило законные требования заместителя прокурора Автозаводского района г. Тольятти.
Наличие в действиях ФИО15 «ФИО80 <данные изъяты>» рассматриваемого правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 20 мая 2020 года (л.д. 2-5); заданием прокурора (л.д.6-), решение совещания межведомственной рабочей группы по вопросам соблюдения трудового законодательства и законодательства о занятости населения (л.д. 7-9), выпиской ЕГРЮЛ (л.д.13-15), требованием (л.д. 17-18), списком внутренних почтовых направлений (л.д. 19-20), отчетом об отслеживании отправления (л.д. 22-23), уведомлением (л.д.27-28), списком внутренних почтовых отправлений (л.д. 29-30), отчетом отслеживания отправления (л.д.32), уведомлением (л.д.33).
Таким образом, вина ФИО16 «ФИО81 <данные изъяты>» в совершении инкриминируемого административного правонарушения подтверждается представленными материалами.
Собранные по данному делу доказательства виновности юридического лица, суд признает достоверными, допустимыми и достаточными, полученными в соответствии с требованиями ст. 26.2 КоАП РФ. Нарушений прав, гарантированных Конституцией РФ и ст.25.1 КоАП РФ не усматривается. Постановление прокурора по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, помешавших ФИО17 «ФИО82 <данные изъяты>» соблюдению требований законодательства, суду не представлено.
Таким образом, исследовав в судебном заседании предоставленные доказательства и оценив их как каждое в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к выводу о наличии в действиях юридического лица ФИО18 «ФИО83 <данные изъяты>» состава административного правонарушения.
Действия ФИО19 «ФИО84 <данные изъяты>» суд квалифицирует по ст. 17.7 КоАП РФ как умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Согласно ст.4.2 КоАП РФ, обстоятельством, смягчающим административную ответственность лица, является совершение правонарушения впервые, поскольку прокурором в материалы не представлено сведений о фактах привлечения к административной ответственности ФИО20 «ФИО85 <данные изъяты>».
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО21 «ФИО86 <данные изъяты>», а также исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении.
С учетом обстоятельств дела, характера совершенного юридическим лицом административного правонарушения, а также того обстоятельства, что ранее общество к административной ответственности за аналогичные правонарушение не привлекалось, суд считает возможным назначить ФИО22 «ФИО87 <данные изъяты>» административное наказание в виде минимального штрафа, предусмотренного санкцией ст. 17.7 КоАП РФ что, по мнению суда, будет являться справедливым наказанием и послужит для Общества необходимой и достаточной мерой для предупреждения совершения им вновь подобных административных правонарушений.
Оснований для назначения ФИО23 «ФИО88 <данные изъяты>» максимально строгого наказания в виде приостановления деятельности, с учетом вышеизложенного, суд не усматривает.
Учитывая характер правонарушения, у суда не имеется оснований для признания данного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку выявленное нарушение существенно затрагивает общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления прокурором контроля и надзора за соблюдением требований законодательства РФ.
Каких-либо иных оснований для освобождения лица от административной ответственности, суд не усматривает.
Оснований для применения положений ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1, ст. 4.1.1 КоАП РФ, в данном случае не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 3.5, 4.6, ст. 17.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Общество с ограниченной ответственностью ФИО24 «ФИО89 <данные изъяты>» (<данные изъяты>), зарегистрированного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. ул. Северная, 95, комната 92, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу в любом отделении Сбербанка РФ г. Тольятти с перечислением суммы штрафана расчетный счет - 401 018 108 22 02 001 2001 в отделении по Самарской области Волго - Вятского главного управления Центрального банка РФ, БИК 043 601 001, ИНН 631 701 07 14, КПП 631 701 001, получатель: Управление Федерального Казначейства по Самарской области (Прокуратура Самарской области, л/с 04421203380).
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 ч.1 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее дня, следующего за днем вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В соответствии со ст. 20.25. ч.1 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Сведения (квитанцию) об уплате штрафа следует направить (представить) в Автозаводский районный суд города Тольятти Самарской области.
Постановление может быть обжаловано в течение 10-ти суток со дня получения его копии в Самарский областной суд путем подачи жалобы через Автозаводский районный суд г.о. Тольятти Самарской области.
Судья: В.В. Горбашева