Решение по делу № 2-857/2017 от 19.05.2017

№ 2-857/2017

РЕШЕНИЕ (заочное)

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сухопарова В.И.,

при секретаре Анкиной Т.П.

рассмотрев в с.Выльгорт 19 июля 2017 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бондаренко Л. П. к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района» о признании незаконными действий, возложении обязанности произвести компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, взыскании судебных расходов,

установил:

Бондаренко Л.П. обратилась в суд с иском к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района» о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за декабрь 2015 года в размере фактических расходов на сумму 8380 рублей 88 копеек, а также о взыскании судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины в размере 400 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что она осуществляет педагогическую деятельность в должности музыкального руководителя муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №1» с. Койгородок и проживает в сельской местности, в связи с чем в соответствии с пп. 1 и 3 ч. 1 ст. 18 Закона Республики Коми № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" является получателем такой меры социальной поддержки как оплата коммунальных услуг в размере 100 % за освещение. Жилое помещение истца отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение не оборудовано. С сентября 2013 года меры социальной поддержки предоставлялись исходя из норматива потребления электрической энергии. На основании судебного акта, расходы по оплате освещения за период с сентября 2013 года по декабрь 2015 года истцу возмещены. При этом, сумма фактических расходов за оплату электроснабжения и жилищно-коммунальных услуг за декабрь 2015 года составила 10 612 рублей 88 копеек, а истцу компенсировано 2 232 рубля. Указывая, что ограничение выплаты данных мер социальной поддержки является незаконным и необоснованным, Бондаренко Л.П. обратилась в суд.

Истец Бондаренко Л.П., надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Ответчик ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района», надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, предоставило письменный отзыв, в котором просило рассмотреть дело без его участия, а также указало, что с заявленными Бондаренко Л.П. требованиями не согласно, поскольку с января 2016 года компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг выплачивается в фиксированном размере. Поскольку, расходы за оплату жилого помещения и коммунальных услуг за декабрь 2015 года фактически понесены истцом в январе 2016 года, то основания для компенсации расходов возникли только в январе 2016 года.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, предоставило письменный отзыв, в котором просило рассмотреть дело без его участия, а также указало, что с заявленными Бондаренко Л.П. требованиями не согласно.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон, в порядке заочного судопроизводства.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Бондаренко Л.П. работает в должности музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1» с. Койгородок, зарегистрирована и проживает в <адрес> и является получателем мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, в том числе по освещению, по категории лиц из числа педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности.

До 01.08.2013 Бондаренко Л.П. компенсировались фактические расходы на оплату электроснабжения, а с 01.08.2013 Государственное бюджетное учреждение «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района» производит истцу начисление и выплату указанной денежной компенсации, исходя из установленного норматива потребления услуги по освещению, утвержденного приказом Службы Республики Коми по тарифам от 25.03.2015 № 16/1 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, а также нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке, на территории Республики Коми».

Вступившим в законную силу решением Сыктывдинского районного суда от 15.09.2015 действия ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района» в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения Бондаренко Л.П., исходя из норматива потребления, признаны незаконными. На ГБУ РК «Центр но предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района» возложена обязанность произвести Бондаренко Л.П. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с 01.09.2013 по 31.07.2015 в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, на общую сумму 64 106 рублей 76 копеек.

Вступившим в законную силу решением Сыктывдинского районного суда от 19.09.2016 действия ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района» в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения Бондаренко Л.П. исходя из норматива потребления признаны незаконными. На ГБУ РК «Центр но предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района» возложена обязанность произвести Бондаренко Л.П. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с 01.08.2015 по 31.12.2015 в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, на общую сумму 3 676 рублей 22 копейки.

Как следует из материалов дела, сумма фактических расходов Бондаренко Л.П. за освещение и жилищно-коммунальные услуги за декабрь 2015 года составила 10 612 рублей 88 копеек, при том, что за декабрь 2015 года Бондаренко Л.П. выплачена денежная компенсация исходя из установленного норматива потребления в размере 2 232 рублей.

Истец, находя действия ответчика в части осуществления расчета и выплаты расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, исходя из норматива потребления, не основанным на законе и полагая, что снижения объема мер социальной поддержки педагогическим работникам недопустимо, обратилась в суд с рассматриваемым иском.

Разрешая исковые требования, суд руководствуется следующим.

Российская Федерация, согласно статье 7 Конституции РФ, является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с пунктами «е» и «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно требованиям части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, обязан применить нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

На основании абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», в редакции, действовавшей до 11.01.2011, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского тина). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания приведенной нормы следует, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. При этом, положения федерального закона не предполагали какого-либо ограничения, в том числе, размера занимаемой жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг.

Федеральным законом от 29.12.2010 № 459-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 был изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имели право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливался законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивался за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Изменение формы предоставления соответствующих мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменило существа таких мер и не установило какие-либо ограничения гарантированного федеральным законодательством права педагогических работников на их получение.

Правильность такой правовой позиции была подтверждена статьей 3 Федерального закона от 29.12.2010 №459-ФЗ, согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1, не могли снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

С 01.09.2013 закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», закрепившего для педагогических работников аналогичные социальные гарантии.

Так, в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субьектов Российской Федерации.

При этом в силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Подпункт 3 пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» устанавливал право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, на меры социальной поддержки в размере 100 процентов отопления (теплоснабжение, в домах с печным отоплением - твердое топливо), оплата за освещение.

Согласно положениям пунктов 15 и 17 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 №115, меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставлялись в виде ежемесячной денежной компенсации. Расчет суммы компенсации выполняется центрами по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения, исходя из начисленных организациями сумм для оплаты за коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), объема прав граждан на меры социальной подверг по оплате коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, размера общей площади занимаемого жилого помещения и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении.

Закон Республики Коми от 24.06.2013 № 54-РЗ внес изменения в пункт 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», которые вступили в силу с 12.07.2013.

Согласно внесенным в закон изменениям, педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству предоставляются меры социальной поддержки, включая оплату в размере 100 процентов за отопление.

Норма о предоставлении мер социальной поддержки по оплате 100 процентов отопления в новой редакции пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ исключена.

Полномочия по установлению Правил предоставления мер социальной поддержки статьей 20.1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ возложены на Правительство Республики Коми.

Исходя из требований федерального законодательства и законодательства Республики Коми, педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, при этом ранее, до <дата> законодательство не предполагало какого-либо ограничения возмещения расходов по оплате освещения, в том числе в виде нормативов потребления коммунальных услуг.

С 01.01.2016 вступили в силу изменения в Закон Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» от 12.11.2004 № 55-РЗ, внесенные Законом Республики Коми от 22.12.2015 № 118-РЗ, согласно которым с 01.01.2016 установлен фиксированный размер компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Законом Республики Коми от 22.12.2015 № 118-РЗ внесены изменения в Закон Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми». Согласно пп. 4 п. 1 ст. 20 Закона Республики Коми от 22.12.2015 № 118-РЗ компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в южной природно-климатической зоне Республики Коми педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций Республики Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, установлена в размере 2 040 рублей.

В целях реализации Закона №55-РЗ Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 №115 утверждены Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).

Согласно п. 15 Правил (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Компенсация исчисляется за месяц с 1-го числа месяца, в котором с учетом и. 12 Правил назначены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Положениями п. 16 Правил предусмотрено, что компенсация перечисляется центрами в финансово-кредитные учреждения или через организации почтовой связи ежемесячно: до двадцатого числа - в случае поступления в центр сведений от организаций до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; до конца месяца - в случае поступления в центр сведений от организаций после 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно п. 17 Правил расчет суммы компенсации выполняется центрами: исходя из начисленных организациями сумм для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), объема прав граждан на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, размера общей площади занимаемого жилого помещения и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении; либо на основе сведений организаций о начисленных суммах для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), тарифах (ценах) за физическую единицу и нормативах потребления услуг (жилищных, коммунальных).

В случае отсутствия сведений организаций о начисленной сумме платежей за жилое помещение и коммунальные услуги (с перерасчетом), тарифах (ценах) за физическую единицу и нормативах потребления услуг (жилищных, коммунальных), о наличии у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (наличия и (или) выполнения соглашения о погашении задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг) сумма компенсации определяется на основании представляемых гражданами в центры платежных документов для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги и справок, выданных организациями, содержащих указанные сведения.

Из толкования вышеуказанных положений Правил следует, что меры социальной поддержки (льготы) определяются по потребляемым гражданином жилищно-коммунальным услугам, которые рассчитываются организациями - поставщиками услуг и данные суммы передаются органам социальной защиты населения в данном случае после 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Денежный эквивалент мер социальной поддержки определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного получателем льгот за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента, то есть ежемесячный размер мер социальной поддержки до 01.01.2016 зависел именно от размера ежемесячного платежа за жилое помещение и коммунальные услуги.

Судом установлено, что ответчиком начисление и выплата денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг за декабрь 2015 года произведена, исходя из нормативов, утвержденных приказом Службы Республики Коми по тарифам от 23.08.2012 № 62/21 «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Республики Коми».

Из материалов дела следует, что разница между фактическими расходами Бондаренко Л.П. на оплату жилищно-коммунальных услуг и выплаченной ей денежной компенсацией расходов, исходя из норматива потребления, за декабрь 2015 года составляет 8380 рублей 88 копеек.

Анализ приведенных выше правовых норм федерального законодательства и законодательства Республики Коми в их системном единстве позволяет суду сделать вывод, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности и поселках городского типа гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. При этом, приведенные выше положения как федерального законодательства, в редакции действующей как до 01.09.2013, так и после 01.09.2013, а также республиканского не предполагают какого-либо ограничения возмещения расходов по оплате отопления, в том числе в виде нормативов потребления коммунальных услуг.

С учетом изложенного, истец имеет право на получение меры социальной поддержки по оплате отопления в размере фактических расходов на оплату тепловой энергии, в том числе, на выплату ответчиком недоплаченной части денежной компенсации за декабрь 2015 года в размере фактических расходов.

Поскольку гарантированные законом права Бондаренко Л.П. на меры социальной поддержки нарушены, действия ответчика в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов по оплате отопления жилого помещения, исходя из норматива потребления, не могут быть признаны законными.

При таких обстоятельствах, а также с учетом того, что предоставленный расчет разницы между фактическими расходами Бондаренко Л.П. на оплату жилищно-коммунальных услуг и выплаченной ей денежной компенсацией сторонами не оспаривается, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу истца также подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Бондаренко Л. П. к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района» удовлетворить.

Признать действия государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района» в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг (отопления) Бондаренко Л. П. исходя из норматива потребления незаконными.

Возложить на государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района» обязанность произвести Бондаренко Л. П. компенсацию расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг (отопления) за декабрь 2015 года в размере фактических расходов на общую сумму 8 380 рублей 88 копеек.

Ответчик вправе подать в Сыктывдинский районный суд Республики Коми заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья В.И. Сухопаров

2-857/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Бондаренко Л.П.
Ответчики
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты ит
Другие
Министерство труда, занятости и социальной защиты
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
19.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
19.05.2017Передача материалов судье
22.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2017Судебное заседание
19.05.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.07.2017Предварительное судебное заседание
19.07.2017Судебное заседание
19.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2017Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
27.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2017Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее