Дело № 2-510/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2016 года город Хасавюрт
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Алиева М.А., при секретаре Галбацовой Ж-Б.М., с участием истца Хасаевой Д.У., представителя ответчика Магомедова Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хасаевой Д.У. к Управлению ОПФР по РД и Управлению ОПФР по РД в Хасавюртовском районе о признании неправомерным отказ в назначении пенсии,
установил:
Хасаева Д.У. обратилась в Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Управлению ОПФР по РД и Управлению ОПФР по РД в Хасавюртовском районе о признании неправомерным отказ в назначении пенсии, включении периода работы в детском комбинате <адрес>» с 05.08.1985 г. по 25.10.1994 г. в трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по выслуге лет, обязании назначить досрочную пенсию за выслугу лет и выплате пенсии со дня подачи заявления о назначении пенсии.
Свои требования истец мотивировала тем, что в период с 05.08.1985 г. по 25.10.1994 г. она проработала в детском комбинате «<адрес>» в качестве воспитательницы. Это подтверждается приложенной ею копией трудовой книжки. Однако, на ее обращение в Управлении ОПФР по РД Хасавюртовском районе о назначении досрочной пенсии по выслуге лет, она получила отказ. При этом ответчик мотивировал свой отказ тем, что детский комбинат <адрес>» постановлением № Правительства РФ от 29.10.2002г. не предусмотрен. Отсюда делается вывод, что указанный период ее работы 05.08.1985 г. по 25.10.1994г. не подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по выслуге лет. С указанным отказом в назначении досрочной пенсии Управления ОПФР по РД в <адрес>, она не согласна. По своему характеру и профилю детский комбинат «<адрес>» является дошкольным учреждением, равноценным детскому саду. Разница между ними заключается в наименованиях «Детский сад» и «Детский комбинат» не предусмотрена указанным выше Постановлением Правительства. Считает решение Управления ОПФР по РФ в Хасавюртовском районе об отказе в установлении пенсии за №29 от 26.04.2016 г., незаконным. Отказав ей в назначении пенсии по выслуге лет, ответчик нарушил ее пенсионное право.
На основании изложенного, просит признать неправомерным отказ Управления ОПФР по РД Хасавюртовского района в назначении ей досрочной пенсии по выслуге лет. Обязать включить период ее работы в детском комбинате «<адрес>» с 05.08.1985г. по 25.10.1994г. в трудовой педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по выслуге лет. Обязать Управление ОПФР по РД в Хасавюртовском районе назначить досрочную пенсию по выслуге лет, со дня подачи заявления о назначении пенсии.
В судебном заседании истец Хасаева Д.У. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика -Отделения Пенсионного фонда РФ по РД Магомедов Р.М. заявленные истцом требования не признал и суду пояснил, что истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемых 25 лет льготного стажа, необходимых в соответствие с п.п. 19 п.1 ст. 30 Закона «О стартовых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 года. Считает, что для удовлетворения заявленных истцом требований, нет законных оснований, и потому просит в иске отказать.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу положений Конституции РФ в Российской Федерации, как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.7; ч.3 ст.37; ч.1ст.39).
В соответствии со ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании в РФ", действующего на момент возникновения спорных правоотношений, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
Согласно ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 30 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 г. утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В данном Списке в разделе «Наименование учреждений» в п.1.8 указаны дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли.
Из материалов дела следует, что 26.04.2016 года комиссия Управления Пенсионного Фонда РФ по РД в Хасавюртовском районе отказала истцу Хасаевой Д.У. в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку специальный стаж составил менее 25 лет.
Периоды работы Хасаевой Д.У. в детском комбинате <адрес>» в должности воспитателя с 05.08.1985 года по 25.10.1994 года не был зачтен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно справке МКДОУ МО « Хасавюртовский район» детский сад общеобразовательного вида «<адрес> Хасаева Д.У. была принята на работу воспитателем в детский комбинат <адрес>» приказом №74 §10 от 05.08.1985 года и уволена в связи с переходом на другую работу 25.10.1994 г. приказом №135 §7.10.10.1994 г.
Как усматривается из свидетельства о регистрации( перерегистрации) регистрационный №, согласно Постановлению администрации МО « Хасавюртовский район» № от 12.04.2001 года МДОУ детский комбинат <адрес>», расположенный по адресу: Республика Дагестан, г.Хасавюрт. <адрес> перерегистрирован как детсад-школа «<адрес>» с видом деятельности: обучение и воспитание детей дошкольного возраста.
Отказывая истцу в назначении досрочной трудовой пенсии, ответчик сослался на отсутствие в «Наименовании учреждений» дошкольного образовательного учреждения «детский комбинат».
Суд не может согласиться с указанными доводами ответчика, поскольку из смысла пп.19 п.1 ст. 30 Закона 400-ФЗ, следует, что право на пенсию за выслугу лет зависит от вида деятельности, а не от типа или правового статуса учреждения для детей, с которым педагогический работник состоял в трудовых отношениях, и работа в которых дает право на получение пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Основным критерием, определяющим смысл и содержание права на пенсию в связи с педагогической деятельностью, является характер, специфика этой работы, ее социальная полезность и значимость для общества.
Различное наименование учреждения для детей само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников, в том числе и воспитателей в детском комбинате, детском саде, дошкольном образовательном учреждении и т.п., и не свидетельствует о существовании таких различий.
Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение, и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 80 ранее действовавшего Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей назначалась при выслуге не менее 25 лет. При этом по смыслу данного закона и принятых в его развитие постановлений Совета Министров РСФСР – Правительства РФ, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, независимо от ведомственной подчиненности учреждения (организации), правового статуса учреждения при организации в сфере образования (в том числе их организационно - правовой формы) или наименования учреждения или организации для детей, в которых осуществлялась трудовая педагогическая деятельность работника.
Должность воспитателя включена в список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, в том числе в дошкольных учреждениях.
При таких обстоятельствах, доводы Управления Пенсионного фонда РФ по РД в Хасавюртовском районе о том, что период работы Хасаевой Д.У. в должности воспитателя в детском комбинате <адрес>» не может быть засчитан в специальный стаж, поскольку детский комбинат не поименован Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, являются несостоятельными и потому требования истца обязать включить период ее работы в детском комбинате <адрес>» с 05.08.1985 г. по 25.10.1994 г. в трудовой педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по выслуге лет обосновано и подлежит удовлетворению.
Как усматривается из представленного на обозрение пенсионного дела истца, Хасаева Д.У., с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в УОПФР по РД в Хасавюртовском районе обратилась 20 апреля 2016 года.
Согласно представленной истцом трудовой книжке АТ- 1V № и справки с места работы Хасаева Д.У. по настоящее время работает учительницей начальных классов <адрес> СОШ.
Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УОПФР по РД в Хасавюртовском районе от 26.04.2016 года усматривается, что с учетом зачтенного настоящим решением спорного стажа на дату обращения за назначением пенсии, льготный стаж истца составил 24 года 11 месяцев и 8 дней и потому требование Хасаевой Д.У. о признании неправомерным отказ Управления ОПФР по РД в Хасавюртовском районе о назначении ей досрочной пенсии по выслуге лет и назначении ей пенсии со дня обращения, удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку право на досрочную трудовую пенсию у истца возникает в связи с наличием льготного стажа 25 лет, а полный стаж 25 лет истец набирает 11 мая 2016 года, суд считает необходимым обязать ответчика –УОПФР по РД в Хасавюртовском районе назначить Хасаевой Д.У. досрочную пенсию по выслуге лет с 12 мая 2016 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Хасаевой Д.У. удовлетворить частично.
Обязать УОПФР по РД в Хасавюртовском районе включить период работы Хасаевой Д.У. воспитателем в детском комбинате <адрес>» с 05.08.1985г. по 25.10.1994 г. в трудовой стаж педагогической деятельности, необходимый для назначения досрочной пенсии по выслуге лет.
Обязать УОПФР по РД в Хасавюртовском районе назначить Хасаевой Д.У. досрочную пенсию по выслуге лет, с 12 мая 2016 года.
В удовлетворении остальных требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан, через Хасавюртовский районный суд, в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 11 июля 2016 года.
Председательствующий М.А.Алиев