Дело № 2-4847 (2012)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 декабря 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Рагулиной О.А.,
с участием представителя процессуального истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Киселевич О.О.,
представителя ответчика Администрации города Ачинска Ускова К.С., действующего по доверенности № 01-17-042 от 07.12.2011г. сроком действия по 31.12.2012г.,
при секретаре Жикулиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора, действующего в интересах ШРА к Администрации города Ачинска о предоставлении жилого помещения лицу, из числа детей-сирот,
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский межрайонный прокурор, действующий в интересах Ш.Р.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Ачинска о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма. Исковые требования мотивированы тем, что Ш.Р.А. …. года рождения, являлся лицом из числа детей-сирот, в связи с чем, воспитывался и обучался в МОУ «Школа-интернат №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 06.04.1998 года по 06.10.2004 года. Приказом № 21 от 06.10.2004г. Ш. Р.А. отчислен в связи с осуждением к лишению свободы. В последующем, Ш. Р.А. неоднократно отбывал наказание в виде лишения свободы. На момент достижения 23 лет Ш. Р.А. находился в СИЗО-3 г. Ачинска, так как с 13 июня 2012 года был заключен под стражу, а в последующем приговором Ачинского городского суда от 24 июля 2012 года осужден к лишению свободы за совершенные преступления на срок 2 года 2 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Фактически Ш.Р.А. не имел возможности обратиться в Министерство образования и науки Красноярского края с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и собрать все необходимые документы, поскольку на момент исполнения ему 18 лет и 23 лет находился в местах лишения свободы. В настоящее время, Ш.Р.А. собственного жилого помещения не имеет, нигде не обучается, отбывает наказание в виде лишения свободы, является лицом из числа детей-сирот и обратился в прокуратуру для защиты его жилищных прав. В связи с чем, прокурор обратился в суд с настоящим иском и просит обязать Администрацию г. Ачинска предоставить Ш. Р.А. на условиях социального найма изолированное, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (л.д. 2-4).
Процессуальный истец помощник Ачинского межрайонного прокурора Киселевич О.О. настаивала на исковых требованиях, изложенных в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что Ш.Р.А. является лицом из числа детей-сирот, его родители неизвестны. Обучался и воспитывался Ш.Р.А. в школе-интернате № 2 г. Ачинска, впоследствии был отчислен, в связи с осуждением к лишению свободы. Сведениями об обращении Ш.до достижениям им 23-х летнего возраста с заявлением о предоставлении ему жилого помещения в Министерство образования и науки края либо Администрацию г.Ачинска, не располагает. Вместе с тем, поскольку Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения без попечения родителей» предусматривает обязанность обеспечения указанной категории граждан жилыми помещениями независимо от обращения их с заявлением о предоставлении им жилья, полагает, что Ш. должно быть предоставлено жилое помещение по месту его жительства, т.е. на территории г.Ачинска. Также пояснила, что Ш.Р.А. длительное время находился в местах лишения свободы, в связи с чем был лишен возможности обратиться с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Весной 2012г.он обращался на консультацию к специалисту по защите прав детей Управления образованием, однако реальная помощь Ш.оказана не была. В связи с этим, просит обязать Администрацию г.Ачинска предоставить Ш. Р.А. благоустроенное, изолированное жилое помещение на условиях социального найма по площади не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Истец Ш.Р.А., будучи надлежащим образом уведомленный о времени и дне слушания, в зал судебного заседания не явился, в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы. В представленном заявлении исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме, указал, что действительно он является лицом из числа детей-сирот. Воспитывался и обучался в МОУ «Школа-интернат №2» с 06.04.1998г. по 06.10.2004г. Приказом школы-интернат отчислен 06.10.2004г., в связи с осуждением к лишению свободы. В последующем неоднократно отбывал наказание в виде лишения свободы по приговорам Ачинского горсуда от 23.09.2008г. и от 24.11.2009г. Жилого помещения не имеет. С заявлением о постановке его на учет и предоставлении ему жилого помещения в Администрацию г.Ачинска либо в Министерство образования и науки Красноярского края не обращался, поскольку отбывал наказание (л.д. 49-52, 59-68).
Представитель ответчика Администрации г. Ачинска Усков К.С. по заявленным исковым требованиям возражал, поскольку Ш.Р.А. пропущен срок для обращения об обеспечении его жильем как лица, из числа детей-сирот. С соответствующим заявлением Ш.обратился к прокурору в августе 2012г., тогда как 15 июля 2012г. по достижении 23-х летия, он утратил статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку до 23-х летнего возраста Ш. с заявлением о предоставлении ему жилого помещения не обращался, оснований для удовлетворения его исковых требований нет. При этом, Ш.Р.А. имел реальную возможность обращения с указанным заявлением находясь в местах лишения свободы, однако, данное право не реализовал. Ш. не лишен возможности обратиться в органы местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на общих основаниях. С учетом указанных обстоятельств, полагает необходимым в иске о предоставлении Ш.Р.А. жилого помещения во внеочередном порядке, по заявленным в иске основаниям, отказать.
Представитель Министерства образования и науки Красноярского края Юманов М.И., действующий по доверенности от 08.06.2012г. сроком действия на один год, будучи уведомленный о времени и дне слушания дела, в судебное заседание не явился. В представленном отзыве просит рассматривать дело в отсутствие их представителя, в связи с удаленностью от места рассмотрения спора, указав при этом, что Ш.Р.А. 1989 г.р. и иные лица в отношении него, в адрес Министерства образования и науки Красноярского края с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращались (л.д. 53, 70-72).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования предъявленные к Администрации г. Ачинска о предоставлении Ш.Р.А. жилого помещения на условиях договора социального найма как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом установлено, что истец Ш. РА относился к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно записи акта о рождении № 20 родители неизвестны. Со слов инспектора родителями указаны К.ИИ и К.НИ, что подтверждается записью о рождении истца К.РА, родившегося …… года (л.д. 7).
Постановлением Администрации г. Ачинска № 361-п от 11.09.1992г. Ш.КМ разрешено усыновить К.РИ …...р., присвоив усыновленному фамилию Ш, имя Р, отчество А, указав родителями ребенка Ш.КМ и Ш.АП (л.д. 10).
Вместе с тем решением Ачинского городского суда от 03 февраля 2003 года усыновление Ш. (К.) Р.А…….р. Ш. К. М.отменено. Ребенок передан в распоряжение органа опеки и попечительства администрации г. Ачинска (л.д. 12).
Как следует из справки КУМИ Администрации г.Ачинска, право пользования жилым помещением на территории г.Ачинска Ш.Р.А. на 02.05.2012г. не имеет (л.д.14).
При этом судом не принимается довод представителя ответчика- Администрации г.Ачинска Ускова К.С., что Ш. имеет право пользования закрепленным за ним жилым помещением. Так, согласно распоряжения Администрации г. Ачинска № 0865-р от 21.04.2004г. за Ш.Р.А. …...р. действительно было сохранено право пользования жилым помещением бывшего усыновителя Ш. К.М. по адресу: г. Ачинск, микрорайон *, дом **, квартира **, что подтверждается выпиской из домовой книги и поквартирной карточкой (л.д. 38, 40-41).
Вместе с тем, как следует из ст. 143 СК РФ при отмене усыновления ребенка взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей прекращаются.
Закрепление жилья произведено уже после отмены усыновления, в связи с чем, законные основания для сохранения прав Ш.Р.А. на указанное жилье, отсутствовали, в связи с чем, несмотря на то, что Ш., будучи усыновленным, ранее проживал в данном жилом помещении, в силу закона он утратил все права на жилое помещение, принадлежащее усыновителю после вступления решения суда об отмене усыновления в законную силу, т.е с 18.02.2003г.
По сообщению КГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ачинский детский дом №1» следует, что Ш.Р.А. ……...р. являлся воспитанником Ачинском школы-интернат № 2 с 06.04.1998г. и находился на полном государственном обеспечении до 06.10.2004г. Приказом № 21 от 06.10.2004г. отчислен из числа воспитанников, в связи с осуждением к лишению свободы (л.д. 15).
По данным ИЦ ГУВД Красноярского края следует, что Ш.Р.А. 05.10.2004г. был арестован и осужден на срок 2 года 6 месяцев лишения свободы, освобожден 28.08.2006г. Впоследствии, 25.10.2006г. арестован и осужден 30.01.2007г. на срок 1 год 6 месяцев лишения свободы, освобожден 24.04.2008г. В августе 2008г. Ш.Р.А. арестован и осужден 23.09.2008г. на срок 2 года лишения свободы, освобожден 25.08.2009г. Впоследствии, в октябре 2009 года был арестован и сужден 24.11.2009г. на срок 2 года лишения свободы и освобожден 12.10.2011г. (л.д. 73-75).
В настоящее время Ш.Р.А. отбывает наказание в местах лишения свободы по приговору Ачинского городского суда от 24 июля 2012 года, заключен под стражу по данному уголовному делу 13.06.2012г. (л.д. 76-81).
Таким образом, из материалов дела следует, что Ш.Р.А. периодически находился на свободе, последний раз освободился 12.10.2011г. и был в последующем взят под стражу лишь 13.06.2012г. Имел реальную возможность обратиться с вопросом о предоставлении ему жилья как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Однако свое волеизъявление о постановке его на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении не выразил, по вопросу постановки ни в Администрацию г.Ачинска, ни в Министерство образования и науки Красноярского края не обращался. Каких-либо препятствий к этому не имел, доказательств подтверждающих невозможность встать на учет, стороной истца не представлено и судом не установлено.
Само по себе нахождение в местах лишения свободы не препятствовало Ш.таковому обращению, он имел возможность обратиться с заявлением и во время нахождения в местах лишения свободы с помощью почтовой связи, либо путем личного приема в периоды, нахождения его на свободе.
Факт обращения по вопросу обеспечения его жильем к специалисту Центра адаптации заключенных, а также факт обращения на консультацию к специалисту органа опеки весной 2012г., т.е. уже по достижении совершеннолетия, не может расцениваться судом как надлежащее обращение, являющееся основанием для обязания ответчика обеспечить Ш.Р.А. жилым помещением, поскольку данные органы вопросами предоставления жилья не занимаются. А специалисты отдела по защите прав детей Управления образованием г.Ачинска, в силу Закона Красноярского края «Об организации работы по опеке и попечительству в Красноярском крае» № 15-590 от 22.10.1997г. осуществляют защиту прав несовершеннолетних граждан, тогда как Ш.на момент обращения в опеку за консультацией исполнилось 22 года.
При этом, как следует из представленных сведений Ш.Р.А. на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма при Администрации г. Ачинска не состоит, в Министерство образования и науки Красноярского края с вопросом о постановке на учет и предоставлении жилого помещения как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обращался (л.д. 21, 42, 71).
Данные обстоятельства не отрицались самим истцом в письменном объяснении (л.д.59).
Довод помощника Ачинского межрайонного прокурора, что достижение лицом двадцатитрехлетнего возраста не может являться основанием для лишения его права на внеочередное предоставление жилья, несмотря на то, что данное лицо с таковым заявлением до достижения 23-хлетнего возраста не обращалось, нельзя признать обоснованными.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа приведено в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 данного Закона - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в администрацию по месту жительства с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
В соответствии с требованиями ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года №25-уг утверждено Положение о порядке приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения, согласно которому указанной категории граждан жилое помещение приобретается органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
Из дела видно, что Ш…г.р. до достижения им возраста 23 лет с заявлением к уполномоченному органу о предоставлении ему жилого помещения не обращался, никогда не состоял на учете нуждающихся в жилом помещении по списку детей-сирот. Его заявление в Ачинскую межрайонную прокуратуру датировано 21 августа 2012г., а заявление в суд в его интересах подано 30 октября 2012г, т.е. уже после достижения Ш. 23-хлетнего возраста.
Таким образом, на Ш. Р.А. в настоящее время не распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и п. 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Достижение определенного в законе возраста влечет утрату статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Каких-либо препятствий для обращения с заявлением ранее достижения 23-летнего возраста у истца не имелось.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом определены обстоятельства, которые имеют значение для дела, истцу Ш.Р.А. предложено представить доказательства обращения к уполномоченному органу о предоставлении ему жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей до 15 июля 2012г., либо доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска срока такового обращения (л.д.52, 60-61).
Требование о постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий, в том числе и обеспечение во внеочередном порядке жилыми помещениями носит заявительный характер. Вместе с тем, суду не предоставлены доказательства, свидетельствующие о том, что государственное учреждение в период обучения в нем Ш. Р.А., его усыновитель Ш.К.М. либо сам Ш. Р.А. до достижения им возраста 23 лет обращались в Администрацию г. Ачинска, Министерство образования и науки Красноярского края по вопросу обеспечения его жильем во внеочередном порядке как лица, из числа детей-сирот.
Довод стороны истца, что истец не был поставлен на квартирный учет по вине органов и учреждений, выполнявших функции законного представителя Ш., судом во внимание не принимается и не свидетельствует о наличии у последнего права на получение жилья после достижения им возраста 23 лет.
Причины, по которым орган опеки и администрация образовательного учреждения не решили вопрос о включении Ш.в список для получения жилья, в рассматриваемом случае значения не имеют, поскольку по достижении совершеннолетия истец мог самостоятельно реализовать свои права по обеспечению его жилым помещением, однако с данным вопросом обратился по достижению возраста 23 лет.
При таких обстоятельствах, учитывая, что значимым моментом для данной категории дел является возраст заявителя на момент обращения с требованием о предоставлении жилого помещения, а Ш.Р.С. с таковым требованием обратился достигнув 23-х летнего возраста, в удовлетворении исковых требований суд считает необходимым отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░