Дело № 2-147/2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2017 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Полузеровой С.В.,
при секретаре Весниной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Силантьевой М.А. к АМО «Беломорский муниципальный район» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Силантьева М.А. обратилась в суд с указанным исковым заявлением по тем основаниям, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Т.И., умерла хх.хх.хх.. В соответствии со ст. 60 п. 3 Жилищного кодекса РСФСР, за истцом была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, <адрес>, на время пребывания истца в детском доме. Согласно сообщению АМО «Летнереченское сельское поселение» от хх.хх.хх. № хх.хх.хх. Силантьева М.А. была снята с регистрационного учета по указанному адресу в связи с тем, что площадь квартиры меньше социальной нормы (с учетом всех зарегистрированных в ней лиц). хх.хх.хх. Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» № установлен факт невозможности проживания Силантьевой М.А. в ранее занимаемом жилом помещении. Силантьева М.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без обеспечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на хх.хх.хх. годы. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, а номер ее очереди в общем списке детей-сирот №. Истец является матерью двоих несовершеннолетних детей Б.В. хх.хх.хх. года рождения и С.А. хх.хх.хх. года рождения. Просит обязать ответчика предоставить ее семье изолированное, благоустроенное жилое помещение площадью не менее установленных в Беломорском районе социальных норм вне очереди по договору найма специализированного жилого помещения.
Определением суда от хх.хх.хх. к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия.
Истец Силантьева М.А. в судебном заседании не участвовала, извещена о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, согласно принятой телефонограмме просила рассмотреть исковое заявление без ее участия, так как находится в ГБУЗ «Беломорская ЦРБ» на лечении с ребенком, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» в судебном заседании не присутствовал, уведомлены должным образом, об отложении не просили, согласно представленному отзыву, Силантьева М.А. по состоянию на хх.хх.хх. состоит в списке лиц, из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей нуждающихся в получении жилья в хх.хх.хх. году под №. МО «Беломорский муниципальный район» в хх.хх.хх. году на приобретение жилья для указанных лиц выделено субвенции <данные изъяты> тыс. руб. Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости РК от хх.хх.хх. №-П установлено задание Беломорскому муниципальному району предоставить шестерым лицам из указанного списка жилые помещения.
Представитель соответчика Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия в судебном заседании не участвовал, извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом. Представили отзыв из которого следует, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости РК от хх.хх.хх. №-П и истец включена в указанный список. Законом РК от 21.12.2016 №2083-ЗРК «О бюджете РК на 2017 год и на плановый период 208 и 2019 годов» Беломорскому муниципальному району предусмотрена субвенция на осуществление государтсвенных полномочий РК, предусмотренных Законом Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц в размере <данные изъяты> тыс. руб.
Суд, рассмотрев письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании родителями Силантьевой М.А., хх.хх.хх. года рождения, являются: отец – С.А., мать – С.И., хх.хх.хх. г.р. (копия записи акта о рождении ОЗАГС Беломорского района РК № от хх.хх.хх.).
Так же установлено, что С.И., хх.хх.хх. г.р., умерла хх.хх.хх., о чем хх.хх.хх. составлена запись акта о смерти №, что подтверждается копией записи акта о смерти №, выданной ОЗАГС Беломорского района от хх.хх.хх..
Силантьева М.А. была зарегистрирована по адресу: <адрес> хх.хх.хх. по хх.хх.хх., что подтверждается сведениями представленными АМО «Летнереченское сельское поселение» от хх.хх.хх..
Из сообщения АМО «Летнереченское сельское поселение» от хх.хх.хх. № следует, что квартира закрепленная за Силантьевой М.А., расположенная по адресу: РК, <адрес> находится в муниципальной собственности. Силантьева М.А. была снята с регистрационного учета по указанному адресу хх.хх.хх.. В настоящее время в квартире зарегистрированы Б.Н. (бабушка), Б.А.Ф. (дедушка), Б.А.А. (дядя). Площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м. и исходя из социальной нормы предоставляемого жилья Силантьева М.А. не может быть зарегистрирована по указанному адресу.
Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» от хх.хх.хх. № установлен факт невозможности проживания Силантьевой М.А. в ранее занимаемом жилом помещении о чем последняя была уведомлена хх.хх.хх.. сообщением от хх.хх.хх. №, в котором так же было сообщено о том, что она будет включена в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на хх.хх.хх. годы.
Из Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями следует, что Силантьева М.А. включена в Список, под №, по состоянию на хх.хх.хх..
Как следует из сообщения УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по РК от хх.хх.хх. № в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества за Силантьевой М.А. хх.хх.хх. года рождения.
По сообщению ГУП РК РГЦ «Недвижимость» от хх.хх.хх. № по архивным данным за Силантьевой М.А., хх.хх.хх. г.р. собственность не зарегистрирована, в приватизации не участвовала.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ к категориям граждан, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, относятся иные категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
К иным категориям относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пункт 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, действовавший до 01.01.2013г., предусматривал предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан. При этом, Закон предполагает правовую определенность в отношении данной категории граждан.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции от 02.07.2013), и пунктом 6 ст. 3 Закон Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК (ред. от 27.12.2013) "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят ЗС РК 17.11.2005), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации (на территории Республики Карелия – Правительством Республики Карелия), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются данным лицам по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона Республики Карелия N 921-ЗРК от 28.11.2005 года "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и по заключению договоров социального найма с лицами, указанными в части 6 статьи 3 настоящего Закона.
Из вышеизложенного следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
В силу ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
22.09.2011г. Решением № 80 ХХIV сессии II созыва Совета Беломорского городского поселения «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма, которая составляет 18 кв.м. жилой площади на одного члена семьи.
В соответствии с ч.3 ст.4 Закона РК № 921-ЗРК финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия.
Из анализа вышеназванных норм закона следует, что гарантируемая социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.
При этом требования Силантьевой М.А. об обеспечении ее жилым помещением с учетом наличия у нее двоих несовершеннолетних детей не основаны на Законе, так как только она сама признана ребенком, оставшимся без попечения родителей и имеющим право на обеспечение жильем в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а нормы указанного Закона не предусматривают обязанности органов местного самоуправления предоставлять жилые помещения по договорам специализированного найма лицам, имеющим такое право по нормам представления с учетом членов их семьи. В связи с этим, исковые требования в указанной части не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, учитывая, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, иного жилого помещения на праве собственности либо занимаемого на основании договора социального найма у истца не имеетсясуд считает, что требование Силантьевой М.А. к ответчику АМО «Беломорский муниципальный район» о предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, является обоснованным и подлежит удовлетворению за счет средств субвенции, выделяемой из бюджета Республики Карелия на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. В иске к Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Силантьевой М.А. удовлетворить частично.
Обязать АМО «Беломорский муниципальный район» предоставить Силантьевой М.А. за счет субвенций, предоставляемых бюджету Беломорского муниципального района из бюджета Республики Карелия на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
В иске к Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья С.В. Полузерова
Решение в окончательной форме изготовлено 17.04.2017 г.