Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-869/2020 ~ М-86/2020 от 10.01.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2020 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Пискаревой И.В.,

при секретаре Хайретдиновой Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-869/2020 по иску Караева ФИО8 к ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Самары о признании незаконным бездействия и обязании включить должность в перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, которым в соответствии с законодательством установлены право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Караев М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Самары о признании незаконным бездействия и обязании включить должность в перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, которым в соответствии с законодательством установлено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований ссылается на следующие обстоятельства.

С ДД.ММ.ГГГГ. он замещает должность <данные изъяты> в ООО «<данные изъяты>», деятельностью которого является добыча щебня открытым способом (разработка карьера).

В ДД.ММ.ГГГГ проведена специальная оценка условий труда генерального директора. По результатам обследований (испытаний), измерений и оценки факторов производственной среды и трудового процесса – по ряду параметров оценки (шум, параметры световой среды, тяжесть трудового процесса) рабочее место генерального директора было признано не соответствующим нормативным требованиям, а условия труда генерального директора признаны вредными условиями второй степени.

ДД.ММ.ГГГГ приказом ООО «<данные изъяты>» утвержден перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст.ст.30-33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Указанный перечень был направлен ответчику.

По результатам рассмотрения перечня ответчиком составлен акт документальной проверки по правильности определения перечня рабочих мест, наименований профессий и должностей работникам, которым в соответствии с действующим законодательством установлены пенсионные льготы от ДД.ММ.ГГГГ. Последний абзац акта содержит указание на отсутствие оснований для досрочного назначения страховой пенсии генеральному директору без приведения обосновывающих доводов в мотивировочной части, указано лишь на то, что должность генерального директора не предусмотрена Списком .

Истец не согласен с мнением должностных лиц административного ответчика, считает, что условия труда на занимаемой им должности генерального директора в ООО «Самарастрой-Холдинг» являются вредными, а должность директора (в том числе генерального) предусмотрена соответствующим списком профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии. Бездействием ответчика нарушаются права истца в будущем на досрочное назначение (при достижение установленного возраста и периода отработки на вредном производстве) пенсии, закрепленного ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

С учетом уточнений, Караев М.В. просит суд признать незаконным бездействие Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г.о. Самара, выразившееся в не включении должности Генерального директора, которую он замещает, в Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей ООО «Самарастрой Холдинг», занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьями 30-33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ « О страховых пенсиях» и несогласовании указанного Перечня, обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г.о. Самара устранить допущенные нарушения его прав, включить должность <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>», в Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии.

Административный истец Караев М.В., представляя свои интересы, а также представляющий интересы заинтересованного лица ООО «Самарастрой-Холдинг» в судебном заседании уточненные административные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить. Пояснил, что неоднократно в Управление Пенсионного фонда Железнодорожного района ООО «Самарастрой Холдинг» предоставляет на согласование Перечень рабочих мест, профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение страховой пенсии. В числе должностей, предусмотренных указанным Перечнем ООО «<данные изъяты>» включает и должность <данные изъяты>, которую он занимает. Однако административный ответчик в результате проводимых документальных проверок отказывается согласовывать указанный перечень в части должности генерального директора, ссылаясь на то, что должность генерального директора не предусмотрена соответствующим Списком . С таким мнением ответчика он не согласен, поскольку согласно Единому квалификационному справочнику наименование должности руководителя предприятия «директор» и генеральный директор являются идентичными. Должность директора в карьере, разрезе предусмотрена Списком . Его рабочее место находится на территории, где предприятие осуществляет разработку горной породы, что фактически и является карьером. По итогам аттестации его рабочего места и карты специальной оценки условий труда, условия труда на его рабочем месте в его должности относятся к вредным и тяжелым условиям. В результате бездействия должностных лиц ответчика предприятие ООО «<данные изъяты>», являясь страхователем в отношении работников- застрахованных лиц, не может исполнить свою обязанность страхователя по отношению к нему, как застрахованному лицу - подать сведения индивидуального персонифицированного учета и заплатить дополнительные страховые взносы с учетом того, что должность генерального директора относится к числу должностей, дающих право на досрочное начисление страховой пенсии в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Сведения индивидуального лицевого счета застрахованного лица без отражения вредных условий труда в период его работы в должности Генерального директора ООО «Самарастрой Холдинг» и неуплата работодателем за него дополнительных страховых взносов в дальнейшем приведут к нарушению его права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Представитель административного ответчика Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г.о. Самара по доверенности Кузьмина А.В. просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Пояснила, что должностными лицами Управления Пенсионного фонда России в Железнодорожном районе г.Самары была проведена документальная проверка документов, представленных ООО «Самарастрой Холдинг» для согласования Перечня рабочих мест наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 30-33 Федерального закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ. В результате ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт проверки правильности определения Перечня рабочих мест наименований профессий и должностей работникам, которым в соответствии с действующим законодательством установлены пенсионные льготы. При проверке пришли к выводу, то должность генерального директора включена в указанный Перечень ООО «<данные изъяты>» неправильно, поскольку должность «генеральный директор» не предусмотрена Списками. Дословно список № 2 предусматривает должность директора с оговоркой в карьере, разрезе. Должности руководителя предприятия, каковой является должность «генеральный директор» Список № 2 не предусматривает. Должность генерального директора в штатном расписании расположена в строке «Управление» и не относится к структурному подразделению предприятия «Карьер».

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования (далее Федеральный закон № 167-ФЗ).

Согласно ст. 4 Федерального закона № 167-ФЗ, субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.

В соответствии со ст. 5 указанного закона обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица.

    Частью 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» установлено, что застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются, в том числе граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, работающие по трудовому договору.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Согласно ч.1.ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" ( в редакции от 16.12.2019) на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер. (Далее Федеральный закона «Об индивидуальном персонифицированном учете»).

В соответствии с пп.10. 1 части 2 ст. 6 Федерального закона «Об индивидуальном персонифицированном учете» в общей части индивидуального лицевого счета указываются кроме прочих сведений в том числе и периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с выполнением определенных пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными;

Кроме того, в общей части общей части индивидуального лицевого счета указывается сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов (подпункт 13 ч.6 Федерального закона № 27-ФЗ).

Статьей 33.2. Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» предусмотрены дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей с 1 января 2013 года.

Так, частью 1 указанной нормы для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются с 1 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - страховой пенсии).

Частью 2 указанной нормы для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"), применяются с 1 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - страховой пенсии), предусмотренные данным пунктом.

В соответствии с ч.2 ст. 428 НК РФ для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи).

Судом установлены следующие обстоятельства.

Истец Караев М.В. на основании трудового договора с ДД.ММ.ГГГГ занимает должность <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>», согласно приказу по организации о приеме на работу -к от ДД.ММ.ГГГГ.

В установленном законом порядке ООО «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ году была проведена очередная специальная оценка условий труда ряда должностей, в том числе должности <данные изъяты>, в соответствии с которой показатели условий труда (класс условий труда) на указанной должности по шуму, освещенности, тяжести трудового процесса соответствуют вредным условиям первой степени. ООО «<данные изъяты>» составлен Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых, дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст.ст.30-33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», утвержденный 28.10.2019 генеральным директором ООО «Самарастрой-Холдинг», в который включена должность генерального директора. Итоговые результаты специальной оценки условий труда работников ООО «<данные изъяты>» и указанный Перечень рабочих мест были представлены для проверки и согласования административному ответчику, как страховщику в области обязательного пенсионного страхования.

ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г.о.Самара (межрайонное) проведена документальная проверка правомерности включения ООО «<данные изъяты>» в Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых, дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст.ст.30-33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе документальной проверки административным ответчиком указано следующее :

«Штатное расписание от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное <данные изъяты> Каревым М.В. ООО «<данные изъяты>», предусматривает подразделение карьер, где значится структура «управление» с должностями: генеральный директор, главный инженер, инженер, занятый на производственном участке.

В перечне организаций ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным <данные изъяты> Каревым М.В. ООО «Самарастрой-Холдинг», выделены подразделение «Карьер/Управление», в котором предусмотрены должности: генеральный директор, главный инженер, инженер, занятый на производственном участке.

Согласно должностным инструкциям главного инженера и инженера, занятого в смене на производственном участке, утвержденными генеральным директором Каревым М.В. ООО «<данные изъяты>», назначаются на должность и непосредственно подчиняется <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>».

На основании проведенной проверки административный ответчик пришел к заключению о том, что не имеется оснований для досрочного назначения страховой пенсии генеральному директору, главному инженеру, инженеру, занятому в смене на производственном участке ООО «<данные изъяты>».

Согласно заключению ответчика по итогам документальной проверки, основным условием включения в Перечень является соответствие производства и профессии (должности) работника Спискам № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. Списком № 2 разделом 1 «Горные работы» позиция 2010100б-21516 подразделом 1 пункта «б» «Руководители и специалисты на работах на поверхности разрезов, карьеров, шахт и рудников» предусмотрены директора (начальники), их заместители (помощники) по производству, строительству (в разрезах, карьерах). В связи с чем, не имеется оснований для досочного назначения страховой пенсии генеральному директору, главному инженеру, инженеру, занятого в смене на производственном участке ООО «Самарастрой-Холдинг».

ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» сданы ответчику возражения относительно акта с просьбой разъяснения причины отказа в досрочном назначении страховой пенсии генеральному директору, главному инженеру, инженеру, занятого в смене на производственном участке.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик уточняет, что списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях (утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10) расширительному толкованию не подлежат и должность генеральный директор вышеуказанным списком не поименована. Должности главный инженер и инженер, занятый в смене на производственных участках, пользуются правом на льготное пенсионное при работах на поверхности разрезов, карьеров, шахт и рудников. В соответствии с представленным штатным расписанием ООО «<данные изъяты>», утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, должности главного инженера и инженера, занятого в смене на производственном участке, значатся в подразделении «управление».

Изучив представленные сторонами доказательства и доводы суд приходит к выводу о необоснованности выводов должностных лиц административного ответчика, изложенных в акте документальной проверки и незаконности бездействия административного ответчика отказавшего в согласовании представленного ООО «<данные изъяты>» Перечня рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых, дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст.ст.30-33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части должности генерального директора.

В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», страховщик имеет право: проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок.

Согласно ч.2 ст. 13 указанного закона обязанностями страховщика (Пенсионного Фонда РФ и его территориальных органов) являются:

- осуществление контроля за правильностью представления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета;

- подготовка обоснования размера тарифов страховых взносов;

- осуществление контроля за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 167-ФЗ определение суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии) в отношении застрахованных лиц осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 процента на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с тарифами, установленными данной статьей а также законодательством о налогах и сборах.

Из совокупности положений ст. 13, 22, 33.2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» следует, что установление суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на страховую часть пенсии в соответствии с тарифами, установленными данным законом, в том числе и дополнительными, предусмотренными ст. 33.2 закона определяется страховщиком, т.е. территориальными органами Пенсионного фонда РФ. Следовательно, для включения страхователем (работодателем) той или иной должности работника в перечень должностей и профессий, дающих основание на досрочное назначение страховой пенсии по пп.1-18 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» и уплаты за работника страховых взносов с учетом дополнительного тарифа, установленного ст. 33.2 закона необходимо одобрение и согласие страховщика - территориального органа пенсионного фонда РФ.

Кроме того, после соответствующей проверки и подтверждения обоснованности включения должности в указанный Перечень осуществляется и учет специального стажа работы в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица с учетом работы в должности или профессии, дающей основания для досрочного назначения страховой пенсии.

Таким образом, действия административного ответчика по проверке и согласованию представленных ООО «<данные изъяты>» документов в обоснование вышеуказанного Перечня напрямую затрагивают интересы административного истца Караева М.В., работающего в указанной должности и влекут для него последствия, связанные в правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 11 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

- мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам( пп.1);

- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (пп.2);

- лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет (пп.11).

Согласно пункту 2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ применяются соответствующие списки производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, а также с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.

Данным постановлением утвержден Список №2, который устанавливает перечень производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях ( далее Список № 2).

В разделе 1 Списка N 2 " Горные работы" дано понятие горных работ: это добыча открытым способом угля, руды, сланца, озокерита, талька, каолина, графита, доломита, кварцита, известняка, мергеля, магнезита, полевого и плавикового шпата, гипса, боратов, пьезокварца, агата, боритов, фосфорита, апатитов, серы, алмазов, мрамора, гранита, андезита, мела, драгоценных и цветных металлов из песков, диабаза, гранодиорита, базальта, песчаника, янтаря, слюды, асбеста, соли и других нерудных ископаемых, содержащих вредные вещества 1 - 2 классов опасности, а также вредные вещества 3 класса опасности. Кроме этого, к горным работам относится строительство шахт, рудников, разрезов, карьеров, приисков, драг, метрополитенов, тоннелей, подземных каналов и других подземных сооружений; горные работы по рекультивации земель, бурению технических скважин, профилактике и тушению подземных пожаров, пожаров на терриконах и породных отвалах.

В соответствии с Разделом 1 "Горные работы", подразделом 1 «Открытые горные работы и работы на поверхности» позиция 2010100б Списка N 2, право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено руководителям и специалистам разрезов, карьеров, приисков, гидравлик и промывочных приборов, промышленных площадок строительства: шахт, рудников, разрезов, разрезоуправлений, карьеров, драг, метрополитенов, тоннелей, подземных каналов и других подземных сооружений, шахт. При этом учитываются и работы на поверхности разрезов, карьеров, шахт и рудников.

Позиция 2010100б-21516 указанного выше раздела устанавливает льготы директорам (начальникам), их заместителям (помощникам) по производству, строительству (в разрезах, карьерах).

В соответствии с п.2 Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 применение Списков № 1 и № 2 производится с учетом аттестации рабочих мест.

Судом установлено, что в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «<данные изъяты>» является добыча и первичная обработка известняка и гипсового камня, дополнительными видами деятельности являются кроме прочих добыча глины и каолина, подготовка участка к разработке и добыче полезных ископаемых за исключением нефтяных и газовых участков, работы геолого-разведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области ООО «<данные изъяты>» выдана лицензия на право пользования недрами ДД.ММ.ГГГГ для разведки и добычи карбонатных пород на Падовском участке в Пестравском районе Самарской области со статусом участка «предварительного горного отвода».

В соответствии с дополнительными соглашениями к лицензии на право пользования недрами СМР № 00019ОПИ от ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов и ООО «<данные изъяты>» об изменении условий пользования недрами, владельцу лицензии предоставлено право на разведку и добычу карбонатных пород на участке недр Падовский, участку недр Падовский придается статус горного отвода:

- в уточненных границах с площадью проекции горного отвода Южного участка 16,9 га, с нижней границей, установленной на абсолютных отметках +70, -+ 76 м/,;

- в уточненных границах горного отвода с площадью проекции горного отвода Северного участка 116,9 га с нижней границей, установленной на абсолютных отметках +68 -+ 89 м;

- право пользования недрами Падовского участка предоставляется ООО «<данные изъяты>» на срок до 2060 года в соответствии с техническим проектом разработки Падовского участка месторождения карбонатных пород в Пестравском районе Самарской области с получением щебня товарных фракций и рекультивацией земель, нарушенных горными работами.

Представленные истцом лицензия на право пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых, технический проект разработки месторождения подтверждают ведение ООО «<данные изъяты>» производственной деятельности по добыче полезных ископаемых карбонатных пород открытым способом, а также проведению горных работ по рекультивации земель. В соответствии с лицензией и техническим проектом разработки месторождения, участок, на котором осуществляется указанная деятельность, расположен в Пестравском районе Самарской области имеет площадь не менее 133,8 га.

Таким образом, работники ООО «<данные изъяты>» осуществляют профессиональную деятельность, предусмотренную подразделом 1 «Открытые горные работы и работы на поверхности» раздела «Горные работы» Списка № 2 в условиях производства, имеющего вредные или опасные факторы условий труда в должностях, которые предоставляет работникам право на досрочное назначение страховой пенсии.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О специальной оценке условий труда" устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.

В соответствии с ч.3 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Согласно подпунктам 2 и 7 части 1 ст. 7 указанного закона результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для :

- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

- установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

В соответствии со штатным расписанием ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ все должности работников организации значится в общей группе с названием «Карьер». Далее в штатном расписании должности разделяются на группы в соответствии характером выполняемой работы. Часть должностей в штатном расписании находятся в разделе «Управление», в котором значится, в том числе должность «Генеральный директор».

В соответствии с пунктом 1.5 трудового договора № 60-10 с генеральным директором от ДД.ММ.ГГГГ место работы работника - Самарская область, Пестравский район, в 3 900 км на восток от границы населенного пункта с. Падовка.

Для проведения специальной оценки условий труда своих работников ООО «<данные изъяты>» привлечена специализированная организация - ООО «<данные изъяты>», специалистами которой проведены соответствующие измерения показателей вредных факторов на рабочих местах работников ООО «<данные изъяты>», в том числе и должности генерального директора.

В ходе специальной оценки условий труда, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, были проведены измерения и дана оценка вредным производственным факторам (аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шума, световой среды, тяжести трудового процесса) на рабочем месте генерального директора, которое расположено на территории Пестравского района Самарской области, Падовский карьер.

В соответствии с протоколами измерений и оценки напряженности трудового процесса, измерения и оценки общей вибрации, измерения и оценки шума, работа истца соответствует классу условий труда – 3.2. По оценке тяжести трудового процесса рабочее место по показателям тяжести трудового процесса не соответствует требованиям нормативной документации и отнесена к классу условий труда 3.1 – условия труда вредные первой степени.

Опрошенный судом в качестве специалиста ФИО6 подтвердил, что измерения вредных производственных факторов производились на рабочем месте генерального директора, которое находится в районе с. Падовка Пестравской обалсити на территории Падовского карьера. На территории карьера имеется административный корпус, в котором расположен кабинет генерального директора. Согласно представленной работодателем фотографии рабочего дня, генеральный директор в силу осуществления функций контроля до 80 % рабочего времени проводит на открытых площадках карьера и производственных помещениях, где и происходит воздействие вредных факторов.

В соответствии с итоговой картой специальной оценки условий труда должности генерального директора ООО «Самарастрой-Холдинг», итоговая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса соответствуют классу условий труда 3.2,, для которых предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии (Список N 2, п. 1.1. Горные работы). Также дает право на повышенную оплату труда, ежегодный дополнительный отпуск, льготное пенсионное обеспечение, проведение медицинских осмотров.

Таким образом, по результатам проведенной ДД.ММ.ГГГГ специальной оценки условий труда в ООО «<данные изъяты>» подтверждается наличие вредного производственного фактора и тяжести трудового процесса по должности генерального директора, отнесенного к классу 3.2- вредные первой степени.

Согласно ст. 24 ФЗ «О специальной оценке условий труда», экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пп.1 ч.2 данной статьи экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется: в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, органов исполнительной власти, организаций, проводивших специальную оценку условий труда.

Результаты специальной оценки условий труда страховщиком федеральный исполнительный органа по надзору в сфере трудового законодательства не оспорены, недостоверными не признаны. В связи с чем, суд приходит к выводу, что оснований не доверять результатам указанной специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

К доводам административного ответчика о том, что Спискок № 2 не содержит должности генеральный директор, а предусматривает должность директора карьера, и не подлежит расширительному толкованию, суд относится критически и не принимает его во внимание.

Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367 с 1 января 1996 г. Принят и введен в действие Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР).

Классификатор предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации.

Объектами классификации в ОКПДТР являются профессии рабочих и должности служащих. ОКПДТР состоит из двух разделов: - профессии рабочих;- должности служащих.

В разделе «Должности служащих» позицией № 20560 предусмотрена должность Генеральный директор предприятия, позицией № 21516 предусмотрена должность «директор разреза, разрезоуправления (сланцевого, угольного)».

Должность «директор карьера/карьероупралвения» классификатором не предусмотрена.

Кроме того Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 ( в редакции от 27.03.2018) утвержден Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

В ст. 15 Кодекса трудовые отношения определены как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В ст. 57 Трудового кодекса РФ установлено, что одним из существенных, т.е. обязательных условий трудового договора, заключаемого между работодателем и работником, является наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям и профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В разделе 1 Квалификационного справочника должностей руководителей специалистов других служащих «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях» в подразделе «Должности руководителей» предусмотрена должность «Директор (генеральный директор, управляющий) предприятия». Таким образом, из указанного справочника следует, что наименование должностей «директор предприятия» и «Генеральный директор предприятия» считаются аналогичными (идентичными) по своим квалификационным характеристикам.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Исследованные судом документы, подтверждают ведение ООО «<данные изъяты>» основной деятельности по добыче полезных ископаемых и разработке месторождения полезных ископаемых открытым способом в Падовском карьере Самарской области, а также нахождение рабочего места генерального директора осуществление им функциональных обязанностей непосредственно в месте осуществления производственной деятельности - в Падовском карьере Пестравского района Самарской области позволяют прийти к выводу, что что должность генерального директора указанной организации в силу выполняемых им профессиональных обязанностей и специальной оценки условий труда обоснованно включена ООО «<данные изъяты>» в Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии.

ООО «<данные изъяты>» представлены административному ответчику все необходимые и достаточные документы, из которых возможно прийти к выводу, что выполняемая истцом работа в должности генерального директора, как по должности, так и производству (отрасли организации) предусмотрена вышеназванным Списком № 2. Факт работы во вредных условиях труда подтвержден документально картой специальной оценки условий труда, которая подтверждена в суде показаниями специалиста ФИО6

Отказ в согласовании ответчиком представленного ООО «<данные изъяты>» Перечня рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии ведет к невозможности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом дополнительного тарифа, а также не включение периода работы в указанных в перечне должностях в специальный стаж застрахованных лиц – работников ООО «<данные изъяты>».

При таких обстоятельствах суд считает бездействие административного ответчика, отказывающегося согласовать ООО «<данные изъяты>» представленный им Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии в части должности генерального директора по изложенным в акте от ДД.ММ.ГГГГ доводам незаконным и необоснованным, нарушающим права истца Караева М.В., занимающего должность генерального директора.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований административного истца Караева М.В.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Караева ФИО9 к ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Самары удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Самары по несогласованию включения в Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со статьями 30-33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предприятия ООО «Самарастрой-Холдинг» должности генерального директора.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе городского округа Самара согласовать включение в Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со статьями 30-33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предприятия ООО «Самарастрой-Холдинг» от ДД.ММ.ГГГГ должность генерального директора.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.03.2020.

Председательствующий                      И.В. Пискарева

    

    

    

2а-869/2020 ~ М-86/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Караев М.В.
Ответчики
ГУ ПФР в Железнодорожном районе г.Самары
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Пискарева И. В.
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
10.01.2020Регистрация административного искового заявления
13.01.2020Передача материалов судье
13.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2020Судебное заседание
06.02.2020Судебное заседание
19.02.2020Судебное заседание
10.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее