Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1749/2011 ~ М-1019/2011 от 10.02.2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2011 года город Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Забелиной И.И. с участием прокуроров Радьковой В.В. и Леонтьевой И.В., представителей заявителей Бехова А.В. и Юношева Ю.С. , представителей заинтересованных лиц Смирнова И.С. и Поддубной И.А. и заинтересованного лица Копнина Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям , , , , , , , , , , , , , , , и о защите избирательных прав,

установил:

Федосов В.В., Касьянов О.М., Бандура О.В., Асанов А.О., Хинеев И.А., Гаврилов А.В., Бобков Ю.В., Учаев В.И., Боричев П.О., Спиридонов Ю. В., Ширкова Г.Н., Симонов В.А., Иванов Д.А., Похиленко В.А., Легкая Е.Н., Мунтаниол В.А. и Корсакова Г.Э., ссылаясь на положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия», обратились в суд с требованиями об отмене регистрации Захарчук Н.А., Сельменского Г.Е., Нефедова С.Ю., Зотеева В.П., Мансурова А.Л., Окунева Д.А., Шарапова И.В., Зюзина А.Г., Артебякина И.Д., Копнина Г.В., Фокина О.Н., Кулакова В.Ю., Геттоева Д.А., Гуменниковой М.А., Медведева В.А., Попова Д.А. и Ханцевича А.Ю. как кандидатов в депутаты Петрозаводского городского Совета. Обращения мотивированы мнением о нарушении порядка выдвижения данных кандидатов от политической партии и, как следствие, несоответствия закону представленных в избирательную комиссию для их регистрации документов.

В судебном заседании представители заявителей указанные требования поддержали, полагая, что избирательное объединение, выдвинувшее Захарчук Н.А., Сельменского Г.Е., Нефедова С.Ю., Зотеева В.П., Мансурова А.Л., Окунева Д.А., Шарапова И.В., Зюзина А.Г., Артебякина И.Д., Копнина Г.В., Фокина О.Н., Кулакова В.Ю., Геттоева Д.А., Гуменниковой М.А., Медведева В.А., Попова Д.А. и Ханцевича А.Ю., решение об этом приняло неуполномоченным на то органом, за временными рамками, оговоренными ч. 7 ст. 19 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия», а также с нарушением формы голосования. Представители избирательной комиссии Петрозаводского городского округа, Захарчук Н.А., Сельменского Г.Е., Нефедова С.Ю., Зотеева В.П., Мансурова А.Л., Окунева Д.А., Шарапова И.В., Артебякина И.Д., Копнина Г.В., Фокина О.Н., Кулакова В.Ю., Гуменниковой М.А., Медведева В.А., Попова Д.А. и Ханцевича А. Ю., а также Копнин Г.В. высказали возражения по заявлениям, указав, что объективные данные к применению ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» об отмене регистрации кандидатов отсутствуют. Зюзин А.Г, Геттоев Д.А. и Петрозаводское местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» своё непосредственное участие в судебном разбирательстве лично или через полномочного представителя проигнорировали.

Исследовав письменные материалы, заслушав пояснения участвующих в деле лиц и заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом дело рассматривается с учетом обязанности суда разрешать его исключительно в пределах заявленных требований (ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), но в то же время будучи не связанным с их основаниями и доводами (ч. 3 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» в г.Петрозаводске на 13 марта 2011 года назначены выборы в Петрозаводский городской Совет двадцать седьмого созыва. В установленном порядке в качестве кандидатов в депутаты Петрозаводского городского Совета зарегистрированы в том числе Федосов В.В. и Захарчук Н.А. по одномандатному избирательному округу № 29, Касьянов О.М. и Сельменский Г.Е. по одномандатному избирательному округу № 14, Бандура О.В. и Нефедов С.Ю. по одномандатному избирательному округу № 20, Асанов А.О. и Зотеев В.П. по одномандатному избирательному округу № 17, Хинеев И.А.и Мансуров А.Л. по одномандатному избирательному округу № 30, Гаврилов А.В. и Окунев Д.А. по одномандатному избирательному округу № 5, Бобков Ю.В. и Шарапов И.В. по одномандатному избирательному округу № 15, Учаев В.И. и Зюзин А.Г. по одномандатному избирательному округу № 22, Боричев П.О. и Артебякин И.Д. по одномандатному избирательному округу № 18, Спиридонов Ю.В. и Копнин Г.В. по одномандатному избирательному округу № 28, Ширкова Г.Н. и Фокин О.Н. по одномандатному избирательному округу № 12, Симонов В.А. и Кулаков В.Ю. по одномандатному избирательному округу № 10, Иванов Д.А. и Геттоев Д.А. по одномандатному избирательному округу № 24, Похиленко В.А. и Гуменникова М.А. по одномандатному избирательному округу № 26, Легкая Е.Н. и Медведев В.А. по одномандатному избирательному округу № 25, Мунтаниол В.А. и Попов Д.А. по одномандатному избирательному округу № 27 и Корсакова Г.Э. и Ханцевич А.Ю. по одномандатному избирательному округу № 16.

На территории Республики Карелия выборы депутатов представительных органов муниципальных образований проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Конституцией Республики Карелия, Законом Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия», уставами муниципальных образований. Согласно им, а именно п. 6 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч. 5 ст. 60 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24-26 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч.ч. 12-14 ст. 26 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» или иных предусмотренных действующим законодательством требований. В соответствии же с п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч. 14 ст. 26 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия», чем фактически обосновывают свои обращения заявители, основанием для отказа в регистрации кандидата, а следовательно, и основанием для отмены такой состоявшейся регистрации является несоблюдение предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях» требований к выдвижению кандидата для кандидатов, выдвинутых политической партией, и наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований закона.

Кандидаты в депутаты Петрозаводского городского Совета Захарчук Н.А., Сельменский Г.Е., Нефедов С.Ю., Зотеев В.П., Мансуров А.Л., Окунев Д.А., Шарапов И.В., Зюзин А.Г., Артебякин И.Д., Копнин Г.В., Фокин О.Н., Кулаков В.Ю., Геттоев Д.А., Гуменникова М.А., Медведев В.А., Попов Д.А. и Ханцевич А.Ю. зарегистрированы в таком статусе решением избирательной комиссии Петрозаводского городского округа от 25 января 2011 года как выдвинутые Петрозаводским местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия». По мнению заявителей, выдвижение кандидатов имело место в нарушение ч. 5 ст. 21 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» неуполномоченным органом местного отделения политической партии, в нарушение ч. 7 ст. 19 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» ранее 65 дней до дня голосования и в нарушение ст. 25 Федерального закона «О политически партиях» без процедуры тайного голосования.

Действительно, перечисленные правовые предписания, регулируя вопросы выдвижения политическими партиями кандидатов на выборные должности в органах местного самоуправления, обязывают избирательные объединения соблюдать те или иные процедурные формальности, которыми, тем самым, обеспечивается принцип равенства во всех его содержательных моментах, касающихся избирательных прав и избирательного процесса.

Пассивное избирательное право реализуется посредством выдвижения кандидатов, в том числе выдвижения избирательным объединением (ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 19 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия»), каковым, имея в виду терминологию федерального и республиканского законодателя, является не только собственно политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, но и имеющее такое же право относительно выборов соответствующего уровня её структурное подразделение (п. 25 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 16 ст. 3 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия»). Поэтому с учетом п. 2 ст. 36 Федерального закона «О политических партиях» и Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия» Петрозаводское местное отделение этой партии является полноправным избирательным объединением на выборах Петрозаводского городского Совета, оно компетентно к выдвижению кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа. Полномочия руководящих органов местных отделений Всероссийской политической партии «Единая Россия» определены Уставом партии, что соотносится с главой IV Федерального закона «О политических партиях» и не противоречит главе VIII этого Федерального закона. Согласно п. 14.7.14 Устава местный политический совет наделен внутрипартийными полномочиями по выдвижению кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на объединение и в то же время гарантирует свободу деятельности общественных объединений (ст. 30). Поэтому в целях обеспечения баланса интересов участников соответствующих правоотношений законодатель ограничил пределы вмешательства в них государства. В частности, в силу установленного Федеральным законом «Об общественных объединениях» принципа свободы деятельности общественных объединений, к каковым согласно ст. 7 этого Федерального закона относятся и политические партии, государство не вправе вмешиваться во внутреннюю деятельность объединения. Общественные объединения, и партии в том числе (ст. 8 Федерального закона «О политических партиях»), свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности, то есть применительно к политическим партиям – внутрипартийных вопросов, включая вопросы партийного строительства.

Таким образом, не вытекающая из действующего федерального законодательства предлагаемая заявителями трактовка ч. 5 ст. 21 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия», сводящаяся к суждению об ограничении политических партий и их структурных подразделений, как избирательных объединений, в принятии решений о выдвижении кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования по одномандатным избирательным округам лишь конкретными руководящими органами, несостоятельна.

Согласно ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» порядок выдвижения кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Такими формами как съезд, конференция, собрание, осуществляется выдвижение кандидатов иными общественными объединениями (п. 2 ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). В силу же ст. 25 Федерального закона «О политических партиях» сообразно уровню Петрозаводского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» решения о выдвижении кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления могут быть приняты органом, предусмотренным уставом политической партии, то есть, как в рассматриваемом случае, и местным политическим советом.

Не нашел своего подтверждения и довод стороны заявителей о нарушении местным политическим советом Петрозаводского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» процедуры голосования по выдвижению кандидатов. Согласно протоколу заседания данного руководящего органа 14 января 2011 года, а также пояснениям представителя избирательной комиссии, председатель которой присутствовал на этом заседании, о том, что содержание протокола отражает действительный ход мероприятия, голосование по выдвижению кандидатов происходило тайно. Отсутствие в представленной в избирательную комиссию Петрозаводского городского округа на регистрацию кандидатов выписке из этого протокола указания на форму имевшего место голосования само по себе нарушением закона не является и в ситуации непосредственной осведомленности о тайном характере голосования обоснованных сомнений для избирательной комиссии не влекло. Суждения представителей заявителей о возможном исправлении документов «задним числом» голословны, неубедительны и фактически формируют лишь предположения, которые не могут быть положены в основу судебного решения (ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет гарантию установления минимального (20 дней) периода, включающего выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку такого выдвижения либо иные формы поддержки выдвижения при выборах в органы местного самоуправления (п. 9 ст. 33). Законом Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» этот временной отрезок конкретизирован – от 65 до 35 дней до дня голосования (ч. 7 ст. 19). Для даты 13 марта 2011 года он ограничен 6 января 2011 года и 5 февраля 2011 года. Однако решение о выдвижении Захарчук Н.А., Сельменского Г.Е., Нефедова С.Ю., Зотеева В.П., Мансурова А.Л., Окунева Д.А., Шарапова И.В., Зюзина А.Г., Артебякина И.Д., Копнина Г.В., Фокина О.Н., Кулакова В.Ю., Геттоева Д.А., Гуменниковой М.А., Медведева В.А., Попова Д.А. и Ханцевича А.Ю. вопреки позиции заявителей за эти сроки не выходит, оно принято 14 января 2011 года. Состоявшиеся же 20-21 декабря 2010 года решения регионального политического совета Карельского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» и президиума этого совета о согласовании для выдвижения не являлись ни формой поддержки выдвижения, поскольку под такими формами имеются в виду способы выдвижения кандидатов, ни собственно выдвижением кандидатов, так как эти решения наряду, например, с процедурами по созыву заседаний руководящих органов избирательных объединений, выступая лишь внутрипартийной организационной составляющей подготовительного характера, не могут рассматриваться элементом процедуры выдвижения кандидатов.

Значимым является и то обстоятельство, что выдвижение кандидата в избирательном процессе как юридический факт реализует пассивное избирательное право именно кандидата. Согласие же баллотироваться оппоненты заявителей оформили не ранее 6 января 2011 года, а документы на регистрацию в избирательную комиссию были представлены только 17 января 2011 года.

Иные вытекающие из закона основания к применению права суда по отмене регистрации кандидатов Захарчук Н.А., Сельменского Г.Е., Нефедова С.Ю. , Зотеева В.П., Мансурова А.Л., Окунева Д.А., Шарапова И.В., Зюзина А.Г., Артебякина И.Д., Копнина Г.В., Фокина О.Н., Кулакова В.Ю., Геттоева Д.А., Гуменниковой М.А., Медведева В.А., Попова Д.А. и Ханцевича А.Ю. по делу не выявлены.

При таких обстоятельствах требования заявителей являются необоснованными, в удовлетворении их обращений надлежит отказать.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199, 246, 249, 260.1 и 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявлений , , , , , , , , , , , , , , , и о защите избирательных прав отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение пяти дней.

Судья К.Л.Мамонов

В порядке ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 15 февраля 2011 года.

Судья К.Л.Мамонов

2-1749/2011 ~ М-1019/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федосов Владимир Викторович
Другие
Избиртаельная комиссия Петрозаводского городского округа
Избирательное объединение Петрозаводское местное отделение Всероссийской Политической партии "Единая Россия"
Захарчук Наталья Александровна
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Мамонов К.Л.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
10.02.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.02.2011Передача материалов судье
11.02.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2011Судебное заседание
17.02.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.03.2011Дело оформлено
15.03.2011Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее