Дело № 5-73/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
12 ноября 2015 года г. Кириллов, ул. Гостинодворская, д.16
Судья Кирилловского районного суда Вологодской области Веденина Е.В.,
при секретаре Малышевой Н.В.,
с участием представителей СХПК Ильюшинский Ульяновской Е.В., Станишевской Е.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении по ч.1 ст.8.21 Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива Ильюшинский, юридический адрес: 160545, Вологодская область, Вологодский район, д.Березник, д. 14, ИНН 3507010160, ОГРН 1023500596239,
УСТАНОВИЛ:
Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ф. в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива Ильюшинский (далее – СХПК Ильюшинский) ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении № по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Согласно указанному протоколу проверкой Росприроднадзора по <адрес> установлено, что СХПК Ильюшинский эксплуатирует источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ – трупосжигательную печь по адресу: <адрес> (комплекс крупного рогатого скота), не имея разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Факт сжигания биологических отходов в трупосжигательной печи подтверждается соответствующими актами, сжигание производится по мере необходимости.
В судебном заседании представители СХПК Ильюшинский Ульяновская Е.В., Станишевская Е.В. суду пояснили, что трупосжигательная печь для сжигания биологических отходов была установлена в конце 2012 года, поэтому не вошла в проект ПДВ (отделение Колкач) в 2011-2012 году. В связи со сложной финансовой ситуацией предприятия проект не был переделан. В данный момент ведется работа по разработке нового проекта ПДВ с учетом трупосжигательной печи. Однако в связи с тем, что данная печь используется нерегулярно, по мере необходимости, затягиваются сроки проведения замеров атмосферного воздуха у данного источника загрязнения атмосферы. Считают, что использование трупосжигательной печи в процессе хозяйственной деятельности предприятия не может являться причиной значительного загрязнения окружающей среды, поскольку печь эксплуатируется редко, по мере необходимости.
Представитель Управления Росприроднадзора по Вологодской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, также указав, что действия СХПК Ильюшинский образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ. Материалами дела об административном правонарушении подтверждается выброс предприятием вредных веществ загрязняющих атмосферу без соответствующего разрешения. СХПК Ильюшинский знало об отсутствии разрешения на трупосжигательную печь, но осуществляло выброс загрязняющих веществ от данного источника.
Суд, изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителей юридического лица, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из требований статьи 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Действия СХПК Ильюшинский органом Росприроднадзора по Вологодской области квалифицированы по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Часть 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Исходя из содержания данной нормы, суд при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняет вопрос о наличии события административного правонарушения, то есть, имело ли место противоправное деяние в области общественных отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования и подпадающее под диспозицию, содержащуюся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установлено, что СХПК Ильюшинский осуществляет деятельность по производству, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции, племенному животноводству, выращиванию и реализации племенного скота.
Для выполнения основных видов деятельности используется производственная площадка в <адрес>, в состав которой входят среди прочего ферма крупного рогатого скота и телятник. На прифермерской территории для уничтожения биологических отходов находится трупосжигательная печь, из которой по мере необходимости в атмосферу осуществляются выбросы загрязняющих веществ.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № СХПК Ильюшинский выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух №ф с приложением перечня и количества вредных веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Данный перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух СХПК Ильюшинский стационарными объектами отделения <адрес>, не содержит информацию о конкретных источниках, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В материалах дела имеется экспертное заключение ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» (филиал по <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому при работе трупосжигательной печи в результате сжигания топлива (дров) и от процессов термического уничтожения биологических отходов в атмосферный воздух могут выделяться вредные (загрязняющие) вещества.
Данное заключение сделано на основании обзора представленных на экспертизу материалов, а также нормативных и методических документах. При этом, отбор проб в дымовой трубе трупосжигательной печи для проведения экспертизы с целью измерения концентрации загрязняющих веществ не производился. Следовательно, исследование и количественный химический анализ проб не проводились, а выводы эксперта о выделении вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от эксплуатации трупосжигательной печи носят предположительный характер и расцениваются судом как теоретическое предположение.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что данных, безусловно свидетельствующих о превышении перечня и разрешенного количества выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, определенных действующим до ДД.ММ.ГГГГ ПДВ, в экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ не установлено.
Оценив изложенные доказательства, суд, принимая во внимание, что в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, полагает, что вина СХПК Ильюшинский в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, не доказана, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ – за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9 Кодекса Российской Федерацииоб административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива Ильюшинский прекратить в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение 10 суток.
Судья Веденина Е.В.
Копия верна:
Судья Веденина Е.В.