Дело № 2а-3-290/2021
УИД 13RS0015-03-2021-000407-66
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Ст.Шайгово 01 декабря 2021г.
Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Симонова В.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Республике Мордовия к Аношкину А. П. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Республике Мордовия обратилась с административным иском к Аношкину А.П. о взыскании недоимки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2020 год в размере 32443 рублей 00 копеек, пени в размере 64 рублей 35 копеек, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2020 год в размере 8426 рублей 00 копейки, пени в размере 16 рублей 71 копеек, а всего в общем размере 40950 рубля 06 копеек.
В обоснование заявленных требований указано, что Аношкин А.П. состоит на учёте в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Мордовия в качестве адвоката, является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Обязанность по уплате страховых взносов добровольно не была исполнена, в связи с чем налоговым органом было направлено требование № 349 от 15 января 2021 года, которое до настоящего времени не исполнено.
Мировым судьей судебного участка Старошайговского района Республики Мордовия выдан судебный приказ о взыскании с Аношкина А.П. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Аношкин А.П. представил возражения относительно исполнения судебного приказа. Определением от 06 августа 2021 года судебный приказ отменен.
Стороны, будучи извещенными, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
Согласно пункту 4 статьи 291 КАС Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 292 КАС Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
В части 7 статьи 150 КАС Российской Федерации указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.
На основании указанных норм, положений части 2 статьи 289 КАС Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 286 КАС Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 8 статьи 45 НК Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней.
Согласно пункту 2 статьи 57 НК Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 72 НК Российской Федерации пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.
В соответствии со статьей 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (пункт 6).
Согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 1 января 2017 г. на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
Согласно пункту 2 статьи 432 НК Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Статьей 419 НК Российской Федерации определено, что адвокаты являются плательщиками страховых взносов.
Исходя из положений части 1 статьи 430 НК Российской Федерации, данные плательщики уплачивают страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за себя.
Уплата страховых взносов адвокатом осуществляется с момента присвоения ему статуса адвоката и до момента прекращения статуса адвоката.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Аношкин А.П. являясь адвокатом, в соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК Российской Федерации, в редакции действующий на момент возникновения обязанности по уплате страховых взносов, обязан был уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2020 года.
В установленные сроки страховые взносы на обязательное медицинское страхование и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не оплачены.
Таким образом, поскольку наличие у указанного лица статуса адвоката влечёт за собой обязанность самостоятельно исчислять и уплачивать страховые взносы, у налоговой инспекции, в отсутствие сведений об исполнении такой обязанности адвокатом, имелись правовые основания для направления Аношкину А.П. требования об уплате страховых взносов и пени.
Налоговым органом было выставлено требование № 349 от 15 января 2021 года со сроком уплаты до 25 февраля 2021г. из которого следует, что за Аношкиным А.П. числится недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 32443 рублей 00 копейки, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 64 рублей 35 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8426 рублей 00 копейки, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 16 рублей 71 копеек.
Как следует из материалов дела требование по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование направлено Аношкину А.П. заказным письмом по месту жительства, следовательно, по истечении шести дней с даты направления считается полученным ответчиком (п. 6 ст. 69 НК Российской Федерации).
По настоящее время за Аношкиным А.П., согласно письменным материалам дела числится непогашенная задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, а также пени на обязательное медицинское страхование и пени на обязательное пенсионное страхование.
Доказательств исполнения требований административного истца об уплате задолженности административным ответчиком суду не представлено; размер пени им не оспорен, проверен судом, является математически верным и обоснованным.
В постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П и определении от 4 июля 2002 г. № 202 - О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом.
Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.
Согласно части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичная норма закреплена в абзаце 4 статьи 48 НК Российской Федерации.
Согласно статье 48 НК Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 НК Российской Федерации если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявления о взыскании, установленные пунктами 2, 3 статьи 48 НК Российской Федерации, могут быть восстановлены судом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 479-О-О).
Из материалов дела следует, что в связи с неисполнением налогоплательщиком Аношкиным А.П. установленной законом обязанности по уплате страховых взносов в добровольном порядке, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка Старошайговского района Республики Мордовия с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Аношкина А.П. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Мировым судьей судебного участка Старошайговского района Республики Мордовия 24 мая 2021г. вынесен судебный приказ о взыскании с Аношкина А.П. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Определением мирового судьи судебного участка Старошайговского района Республики Мордовия от 06 августа 2021г. в связи с тем, что от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, судебный приказ был отменен.
Таким образом, процессуальный срок при обращении 11 октября 2021 г. в суд с административным иском налоговым органом, не утратившим право на принудительное взыскание указанных сумм, не пропущен.
Расчет задолженности по страховым взносам, пени осуществлён налоговым органом правильно, является арифметически верным, обоснованным по праву.
На основании изложенного, суд полагает административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Мордовия к Аношкину А.П. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени, страховых взносов на обязательное медицинское страхование и пени, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 103 КАС Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно статье 114 КАС Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с чем, с административного ответчика в доход бюджета Старошайговского муниципального района Республики Мордовия (ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) суд взыскивает по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК Российской Федерации государственную пошлину в размере 1429 руб.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 32 443 ░░░░░░ 00 ░░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 64 ░░░░░░ 35 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 8426 ░░░░░░ 00 ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 16 ░░░░░░ 71 ░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 40 950 (░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░ 06 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1429 (░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 50 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░