Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-403/2014 ~ М-379/2014 от 04.08.2014

--

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

-- --

Мазановский районный суд -- в составе:

председательствующего судьи Знатновой Н.В.,

при секретаре Сун Е.А. с участием: истцов --1, --2,

представителя ответчика администрации -- --3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

--1, --2 к администрации --, администрации Новокиевского сельсовета --, третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерству финансов -- о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, произошедшем в августе 2013 года на территории --, обязывании включения в списки на предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, произошедшем в августе 2013 года на территории --, финансовой помощи по частичной утрате имущества,

Установил:

--1, --2 обратились в суд с соответствующим иском к ответчикам.

Исковое заявление мотивировано тем, что в результате чрезвычайной ситуации – обильных ливней, продолжавшихся длительное время на территории Новокиевского сельсовета -- жилой дом, расположенный по ул. В Заводская 30 в -- был подтоплен. В результате подтопления испорчено принадлежащее им имущество, пострадал дом, в котором они с внуком проживают: подмыт фундамент с восточной стороны дома, вынос грунта, выдавлены бревенчатые стены подполья, частично разрушены стены подполья с западной стороны, имеются трещины на стене в доме. Она является собственником указанного жилого дома на основании свидетельства о государственной регистрации права. Принимая во внимание факт постоянного проживания в указанном доме, факт порчи принадлежащего им имущества, они обращались в администрацию Новокиевского сельсовета -- с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи по частичной утрате имущества. Однако, несмотря на то, что они были включены в указанный список, финансовой помощи не получили.

Просят суд признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, произошедшем в августе 2013 года на территории --, обязать включить в списки на предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, произошедшем в августе-сентябре 2013 года на территории --, финансовой помощи по частичной утрате имущества.

В судебном заседании истица --1 поддержала заявленные требования, пояснила, что они с внуком проживают в --. На момент наводнения в августе 2013 года они также проживали в данном жилом доме. После наводнения в августе 2013 года, сопровождавшегося обильными ливнями, в результате чего пострадало их имущество: подмыт фундамент с восточной стороны дома, вынос грунта, выдавлены бревенчатые стены подполья, частично разрушены стены подполья с западной стороны, имеются трещины на юго-восточной стене в доме. -- году администрацией Новокиевского сельсовета был составлен акт обследования дома, она была включена в список пострадавших. Затем был проведен повторный осмотр дома. По заключению межведомственной комиссии администрации -- от -- была установлена частичная утрата имущества. Она обращалась в администрацию -- с целью включения их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. -- ей было отказано, в связи с тем, что не установлен факт частичной утраты имущества. Жилой дом принадлежит ей на основании свидетельства о государственной регистрации права от --.

Просила суд признать её и внука --2 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе 2013 года и обязать администрацию -- включить их в список пострадавших для получения финансовой помощи по частичной утрате имущества, обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании истец --2 пояснил, что дом принадлежит его бабушке. Он проживает с ней. На период чрезвычайной ситуации он находился на вахте. Когда приехал, то обнаружил, что подполье затоплено, подмыт фундамент с восточной стороны дома, вынос грунта, выдавлены бревенчатые стены подполья, частично разрушены стены подполья с западной стороны, имеются трещины на юго-восточной стене в доме.

В судебном заседании представитель ответчика администрации -- --3 признала исковые требования.

В судебное заседание представитель ответчика администрации Новокиевского сельсовета -- --4 не явился. Был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.

В своем отзыве на иск указал, что в соответствии с методическими рекомендациями по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории -- (протокол заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при -- по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности -- от -- года) администрация сельсовета после проведенного обследования по адресу: --, признала истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включила их в список граждан пострадавших в результате чрезвычайно ситуации. Данный список был направлен в Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты --.

Поэтому считает, что администрация сельсовета исполнила все обязанности, возложенные Методикой на администрацию при проведении мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории --.

Министерство же отказало в приеме списка на основании того, что у них возникли сомнения в действительности нанесенного ущерба.

В связи с этим протоколом заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при -- по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности -- от -- на органы местного самоуправления муниципальных районов были возложены следующие функции: создание комиссии по повторному обследованию поврежденного имущества граждан, обследование поврежденного имущества и формирование списка граждан данной категории.

На этом основании -- комиссией при администрации -- было проведено обследование жилого помещения истцов и подтверждено право истцов на получение финансовой помощи.

Пунктом 9 протокола заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при -- по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности -- от -- года, так же установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов проводят повторные обследования и предоставляют списки граждан на получение финансовой помощи.

Из этого следует, что на данный момент списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение финансовой помощи должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных районов, а не администрацией Новокиевского сельсовета, так как на данный момент у администрации сельсовета нет полномочий по формированию повторных списков граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

Кроме того, администрация сельсовета считает, что не нарушила никаких прав истцов, так как администрация сельсовета признала их пострадавшими и включила их в список пострадавших граждан, а не включение истцов в повторный список произошло из-за действий администрации --, а не сельсовета. Просил суд в исковых требованиях к администрации Новокиевского сельсовета отказать.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Министерства финансов -- не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, представитель --5 в своем отзыве на иск от -- исх. № 4379просил в удовлетворении иска отказать и рассмотреть дела в его отсутствие.

В отзыве на иск Министерство финансов -- указало, что требования истцов не подлежат удовлетворению.

В заявлении истцов указано, что в результате чрезвычайной ситуации пострадало подполье.

В соответствии с действующим законодательством единовременная материальная помощь и финансовая помощь оказывается гражданам пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации за частично либо полостью утраченное имущество.

Статьей 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В целях реализации указанных норм и в соответствии с пунктом 6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), постановлением -- от -- -- утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда -- (далее - Порядок).

Названными Правилами и Порядком предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества за счет средств федерального и областного бюджетов соответственно.

Согласно и. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных, бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

При таком обращении должны быть указаны данные о количестве людей получивших ущерб (п. 4 Правил).

Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов РФ (абз. 2 п. 6 Правил).

В случае не представления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансирование обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается (абз. 2 п. 7 Правил).

В соответствии с Постановлением -- от -- -- утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда -- (далее - Порядок), установлено, что органы местного самоуправления не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращать с просьбой об оказании финансовой помощи с приложением документов, обосновывающих размер испрашиваемых средств.

Если обратившийся с просьбой об оказании помощи в течение одного месяца с даты соответствующего поручения губернатора области или первого заместителя председателя -- не представил обосновывающие документы, то вопрос о выделении средств не рассматривается (п. 7 Порядка).

В соответствии с п. 9 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий --6 от -- -- списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. Списки граждан готовятся органом местного самоуправления,

В соответствии с п. 9.1. Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и. последствий стихийных бедствий, утверждённых заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий --6 от -- -- единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения, из расчета до 10 тыс. руб. на человека, но не более 50 тыс. руб. на семью, зарегистрированную на занимаемой площади.

В соответствии с п. 9.2. Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий --6 от -- -- финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате ЧС. оказывается только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного (согласно утвержденного перечня), но среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС.

Выше указанными нормативными правовыми актами, предоставление самими гражданами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, необходимых, для. включения в списки на оказание финансовой помощи документов, в том числе удостоверяющих личность. На органы местного самоуправления возложена обязанность по подготовке списков граждан на получение помощи, а не по выявлению граждан, чье имущество пострадало в результате чрезвычайной ситуации. По смыслу выше приведенных положений законодательства обращение граждан за оказанием помощи носит заявительный характер, с соблюдением установленных сроков и предоставлением необходимых документов,

В соответствии со ст. 211 Гражданского кодекса РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник.

Истцы в установленный законом срок с заявлением на оказание помотай с предоставлением всех необходимых документов, составленных в установленный срок не обратились и уважительных доказательств пропуска срока обращения с заявлением на оказание помощи и для составления и представления необходимых документов не представили, что подтверждается материалами дела. Факт повреждения жилого помещения устанавливается комиссией.

Как следует из акта обследования, представленного истцами в качестве доказательства, у истцов не утрачено имущество.

Акт обследования от -- – не соответствует установленной форме, не согласован с главой администрации -- и с начальником отдела гражданской защиты населения администрации --.

Согласно акту обследования, искового заявления вода в дом не зашла, находилась ниже уровня пола.

Факт подтопления и наличия воды в подполье (погребе), сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истца и не устанавливает его права на соответствующую компенсацию.

Данная позиция отражена в Апелляционном определении от -- по делу -- Верховного суда Республики Татарстан.

Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате ЧС, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2.2 «Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории --», утвержденные протоколом заседания оперативного штаба комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- Ш 21, в соответствии с которым единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации.

Пунктом 2.3. указанных Методических рекомендаций установлено, что финансовая помощь за утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации.

Таким образом, в рассматриваемом случае обязательным условием признания пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и оказании единовременной материальной и финансовой помощи является, наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома.

Актом обследования - наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома не установлено.

Кроме того, Министерство финансов -- просил суд обратить внимание на дату составления актов обследования - -- и считает данный акт ненадлежащим доказательством по причине того, что из фактов, изложенных в акте невозможно установить причинно-следственную связь между событиями чрезвычайной ситуации (из искового заявления истца - подтопление в августе 2013 г.) и наступившими последствиями, в связи с тем, что между фактами отраженными в акте и событиями чрезвычайной ситуации прошел длительный временной период.

В силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в статье 16 ЖК РФ.

В своем заявлении истец указывает, что подтоплено подполье. Однако подполье и погреб в силу норм Жилищного кодекса РФ не является жилым помещением.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Истец не представил доказательств об утрате им имущества, являющегося обязательным условием для получения помощи за счет бюджетных средств.

На основании выше изложенного, просили суд в удовлетворении заявленных требований в полном объеме отказать.

На основании ч.ч.3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика- администрации Новокиевского сельсовета --, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Министерства финансов --.

Выслушав истцов, представителя ответчика администрации --, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования истцов законными и потому подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Распоряжением губернатора -- от -- № 123-р в целях защиты населения и территорий -- в -- введен режим чрезвычайной ситуации.

На территории Новокиевского сельсовета -- режим чрезвычайной ситуации был введен со -- решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации --.

В силу абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона).

Во исполнение требований ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 г. № 214 установлен Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

В настоящее время также действует Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».

Для реализации пункта 6 названного Указа Президента РФ Правительством Амурской области принято постановление от 13 сентября 2013 г. № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета» ( действующее на момент рассматриваемых правоотношений), которым утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 г., помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.

В соответствии с п. 2 указанного Порядка, выплата помощи производится государственными казенными учреждениями Амурской области - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области (далее - ГКУ-УСЗН) гражданам, включенным в:

а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» предусмотрено Правительству Российской Федерации до 10 сентября 2013 г. принять решение о выплате за счёт средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.

Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26 сентября 2013 г. № 40 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие Методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти Амурской области и органами местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 г. на территории Амурской области, и содержат разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.

По смыслу ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право на компенсацию гражданам ущерба их имуществу, из чего следует, что такие выплаты возможны только собственнику поврежденного имущества.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В качестве доказательства владения жилым домом на праве собственности истица --1 представила свидетельство о государственной регистрации права от --, где указано, что за ней на праве собственности зарегистрировано жилое помещение.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае истец --2 не являются собственником дома, расположенного по адресу: --, принадлежащего --1, тогда как финансовая помощь за утраченное имущество предоставляется лишь при повреждении жилого помещения, принадлежащего проживающим в нем гражданам на праве собственности, а потому суд считает, что у --2 отсутствует право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации.

Из требований приведенных правовых актов следует, что соответствующая единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 г., у которых пострадало личное имущество, находящееся в указанном жилом доме или на придомовом участке; а финансовая помощь в связи с полной или частичной утратой имущества выплачивается таким гражданам в случае повреждения их жилого помещения.

Согласно акта осмотра жилого помещения пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, обильное выпадение осадков от -- года, комиссией было установлено: на момент осмотра уровень воды 30 см, с южной стороны размыты внутренние завалинки, повреждены внутренние конструкции в подполье.

Из данного акта по существу рассматриваемого иска усматривается лишь подтопление подполья дома истицы с соответствующим вымыванием грунта и повышением влажности, однако каких-либо конкретных повреждений конструктивных элементов указанного жилого помещения вследствие такого подтопления, которые бы являлись основанием для выплаты финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, этим актом объективно не установлено.

Кроме того, судом исследован акт обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, обильного выпадения осадков от --, согласно которого имуществу истца причинен следующий ущерб: подмыт фундамент дома с восточной стороны, вынос грунта, выдавлены бревенчатые стены подполья, частичное разрушение стены подполья с западной стороны, имеются трещины на северной стороне внутренней стены дома. Комиссия пришла к выводу о том, что имущество утрачено частично, сумма финансовой помощи составляет 100 000 (сто тысяч) рублей.

Все вышеуказанные комиссионные акты составлены специальными правомочными комиссиями, созданными для осмотра имущества физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Новокиевского сельсовета и территории --, в соответствии с действующим законодательством и Методическими рекомендациями.

Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

В силу ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Таким образом, подполье к жилому помещению или жилому дому не относится.

Само по себе обстоятельство подтопления подполья жилого дома по месту жительства истицы не имеет правового значения для рассматриваемого спора, поскольку оно не подтверждает повреждения конструктивных элементов жилого помещения, необходимого для возникновения у собственника данного помещения права на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.

Принимая во внимание то обстоятельство, что наличие повреждений стены в доме отражено в акте от -- года, доказательства повреждения жилого дома истцов (его конструктивных элементов) в материалах дела имеются.

Таким образом, суд приходит к выводу, что --1, являющуюся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: --, постоянно проживающую в указанном доме, а также на период объявления чрезвычайной ситуации на территории --, необходимо признать пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводком на территории -- в августе 2013 года, и включить в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе 2013 года на территории -- для оказания финансовой помощи за частичное утраченное имущество, поскольку конструктивным элементам жилого дома в результате подтопления был причинен ущерб. Совокупность исследованных доказательств соответственно подтверждает статус данного истца как пострадавшего в чрезвычайной ситуации на территории -- и имеющего право быть включенной в соответствующие списки.

Суд принимает доводы представителя ответчика - администрации Новокиевского сельсовета -- о том, что обязанность по составлению списков должна возлагаться на администрацию -- по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае истцы после обследования его имущества соответствующей комиссией были включены администрацией Новокиевского сельсовета в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводками на территории Новокиевского сельсовета --, имеющих право на получение финансовой помощи. Данный список поступил в министерство пожарной безопасности и гражданской защиты --, которое не утвердило указанный список по причине сомнений в возможностях у сельской администрации установить наличие воды в жилом помещении в ноябре-декабре 2013 года и письмом от -- рекомендовало главе администрации Новокиевского сельсовета провести повторное обследование жилых помещений.

На заседании оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности -- было решено рекомендовать главам муниципальных районов создать комиссии районного уровня с привлечением в их состав специалистов органов местного самоуправления поселений, депутатов районного уровня, незаинтересованной общественности и повторно рассмотреть заявления граждан, поступившие в ноябре-декабре 2013 года на оказание финансовой помощи. Комиссиям было рекомендовано провести по каждому заявлению адресные проверки с составлением повторных актов обследования жилых домов (протокол № 5).

При этом судом было установлено, что администрация Мазановского района провела повторную проверку жилого помещения истца 04 марта2014 года, составила акт обследования, установила факт частичной утраты имущества, однако не включила истцов в указанный список на получение финансовой помощи, уведомив его об этом 12 марта 2014 года.

Согласно п.9.2.1 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02.11.2010 года № 2-4-60-12-22 список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера подписывается руководителем (его заместителем) ОУФМС РФ по субъекту РФ; руководителем ( его заместителем) ГУ МЧС РФ по субъекту РФ; руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления и утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта.

На основании указанных Методических рекомендаций Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26 сентября 2013 г. № 40 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области (далее Методические рекомендации от 26.09.2013 года), согласно пункту 1.2 которых настоящие Методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти Амурской области и органами местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 г. на территории Амурской области, и содержат разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.

В соответствии с данными Методическими рекомендациями от 26.09.2013 года (п.п. 3.3, 3.5, 3.6, 3.7) комиссия, созданная местной администрацией в целях определения размера ущерба, в течение трех календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения и имущества заявителя с составлением актов обследования рекомендованной формы.

После обследования местная администрация принимает решение о включении гражданина в список пострадавших на получение соответствующего вида выплаты (которое является основанием для предоставления помощи) или об отказе в таком включении, а затем формирует списки по рекомендованным формам.

В соответствии с п.п. 3, 4 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 г. № 423 министерство пожарной безопасности и гражданской защиты области обеспечивает формирование списков, их согласование в установленном порядке, представляет утвержденные и согласованные списки в течение 5 дней в министерство социальной защиты населения области на электронных и бумажных носителях. Министерство социальной защиты населения области в течение одного дня со дня поступления из министерства пожарной безопасности и гражданской защиты области списков направляет их в соответствующие ГКУ-УСЗН. После получения списка (списков) ГКУ-УСЗН в течение пяти дней с момента их поступления при наличии средств производит выплаты помощи гражданам, включенным в списки, посредством перечисления соответствующих средств на счета пострадавших граждан, открытые в кредитных организациях.

Как следует из Методических рекомендаций от 26.09.2013 года, местная администрация формирует списки граждан на получение финансовой помощи после обследования ею жилого помещения заявителя и может принять решение о не включении заявителя в список.

Судом установлено, что акт обследования жилого помещения истцов был утвержден главой администрации --, он же принял решение о не включении истцов в указанные выше список.

Из этого следует, что полномочия по составлению списков приняла на себя администрация --, следуя решениям оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- (протокол № 5), от -- (протокол № 11), согласно которым обязанность по составлению списков возложена на администрацию муниципальных районов области.

Учитывая изложенное, администрация -- является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Поэтому суд возлагает обязанность по включению истцов в список на администрацию --.

Рассматривая требование истца об обращении решения суда к немедленному исполнению, учитывая мнение участников процесса, суд считает необходимым данное требование удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 сл. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.

Разъяснить сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Иск --1, --2 к администрации --, администрации Новокиевского сельсовета --, третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерству финансов -- о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, произошедшем в августе 2013 года на территории --, обязывании включения в списки на предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, произошедшем в августе 2013 года на территории --, финансовой помощи по частичной утрате имущества удовлетворить частично.

Признать --1 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации в августе 2013 года.

Обязать администрацию -- включить --1 -- года рождения в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в августе 2013 года для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, находящегося по адресу: --.

В остальной части иска отказать.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Амурском областном суде через Мазановский районный суд -- в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивировочная часть решения будет изготовлена в течение пяти суток, то есть до --. Стороны вправе ознакомиться с мотивированным решением --.

Судья: Н.В. Знатнова

Мотивированное решение изготовлено -- года

2-403/2014 ~ М-379/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Климов Александр Николаевич
Цыганчук Зинаида Николаевна
Ответчики
Администрация Новокиевского сельсовета
Администрация Мазановского района
Другие
Министерство финансов Амурской области
Суд
Мазановский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
mazanovskiy--amr.sudrf.ru
04.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2014Передача материалов судье
04.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2014Судебное заседание
22.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее