Решение
Именем Российской Федерации
10 июня 2020 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Конецкой Я.В.,
с участием представителя административного истца по доверенности Рящина А.В.,
представителя административного ответчика Воробьева И.Л., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а- 474/2020 по административному исковому заявлению Нестеровой А.Н. к Департаменту градостроительства г.о. Самара об оспаривании решения об отказе в заключении о перераспределении земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с указанным административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара, указав, что является собственником земельного участка площадью 822 кв.м., с категорией земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под садоводство, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ., с целью приобретения прав на смежный земельный участок площадью 106 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, через процедуру перераспределения административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с соответствующим заявлением, приложив схему расположения земельного участка, изготовленную ООО Приволжский кадастровый центр «ЗЕМЛЯ», согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 928 кв.м, в результате присоединения к земельному участку с кадастровым номером № площадью 822 кв.м, прилегающего земельного участка из земель, государственная собственность на который не разграничена, площадью 106 кв.м. Распоряжением № № ДД.ММ.ГГГГ. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков ему было отказано. Основанием для отказа явилось то, что испрашиваемый земельный участок расположен частично в пределах 50-ти и 30- ти метровой защитной противопожарной зоны от границы лесов Самарского лесопарка. Считает данный отказ незаконным, поскольку он противоречит Приказу МЧС РФ от 24 апреля 2013 №288, которым установлены противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений. Кроме того, согласно сведениям Департамента городского хозяйства и экологии от ДД.ММ.ГГГГ., спорный земельный участок, площадью 928 кв.м, в состав городских лесов не входит и к территориям городских лесов не относится. Границами перераспределяемого участка служат границы соседних участков с кадастровыми номерами № №, №, №, №. Правопритязаний с соседними землепользователями истец не имеет. Земельный участок используется административным истцом по назначению. Информация Департамента градостроительства г.о. Самара о расположении образуемого земельного участка частично в пределах защитной противопожарной зоны от границы лесов Самарского лесопарка голословна и не подтверждается приложением графического материала. Просил признать Распоряжение N № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с растровым номером №, находящегося в частной собственности, незаконным, и возложить обязанность по возобновлению рассмотрения заявления Нестеровой А.Н. о перераспределении указанных земельных участков.
В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика административный иск не признал, просил в его удовлетворении отказать по изложенным в отзыве основаниям.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив представленные документы, суд полагает заявленный административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.
Согласно ст. 227 КАС РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременно наличие следующих условий - не соответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что Нестерова А.Н. является собственником земельного участка площадью 822 кв.м., категорией земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под садоводство, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земельного участка из земель, государственная собственность на который не разграничена, площадью 106 кв.м, и земельного участка с кадастровым номером №, площадью 822 кв.м, без проведения торгов, приложив схему расположения земельного участка, изготовленную ООО Приволжский кадастровый центр «ЗЕМЛЯ».
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления административно истца Департаментом было принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участков, государственная собственность на который не разграничена» на основании подпунктов 12 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд не может согласиться с доводами административного истца о незаконности распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара.
Положениями пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Положениями пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
На основании подпунктов 1 - 3 пункта 2 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусматривает подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Подпунктом 6 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ предусматривает, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 поименованного кодекса.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 указанного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Исходя из положения пункта 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со сведениями из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (далее ИСОГД) образуемый земельный участок расположен в пределах 50-ти и 30-ти метровой зоны защиты противопожарной зоны от границ лесов Самарского лесопарка, установленных в соответствии с приказом Рослесхоза от 01.06.2018 №462.
Расположение земельного участка на указанном расстоянии от границ лесопарка подтверждено выпиской из ИСОГД, картографической выкопировкой из ИСОГД с отображением нахождения земельного участка в пределах 30-ти метровой и 50-ти метровой зоны от границы лесов Самарского лесопарка. Имеющиеся материалы позволяют соотнести место расположения испрашиваемого земельного участка и лесных насаждений.
При этом, представитель административного ответчика суду пояснил, что Департаментом при проверке отнесения земельного участка к защитной зоне учитывались координаты земельного участка, изложенные в схеме расположения земельного участка, подготовленной ООО ПКЦ «Земля».
В связи чем, доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, о том, что нахождение испрашиваемого земельного участка в защитной зоне противопожарного расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений является голословным, отклоняются судом, поскольку опровергаются вышеизложенными доказательствами.
Согласно положениям статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-с «Технический регламент о требованиях пожарной безопасное противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружен; расположенных вне территорий лесничеств (лесопарков).
Пунктом 4.14 СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденных Приказом М России от 24.04.2013 № 288 (далее - Приказ № 288) предусмотрено, противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одной, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.
Таким образом, Приказом № обозначены минимальные расстояния, на которых для застройки городских поселений будут обеспечены требования Технического регламента.
Пунктом 79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, установленных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, запрещается использовать территории противопожарных расстояний от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков).
Согласно Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 №61 (далее - Правила застройки и землепользования), образуемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). При этом основной вид разрешенного использования земельного участка для зоны Ж-1 -для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с выпиской из ЕГРН вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка - «для ведения садоводства».
Из пункта 4 статьи 30 Правил застройки и землепользования следует, что размещение некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений, предназначенных для хранения сельскохозяйственных орудий труда и выращенной сельскохозяйственной продукции относится к видам разрешенного использования земельных участков в указанной зоне.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Образование земельного участка предполагает его последующее предоставление заявителю, а в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ - возможную застройку.
Образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ).
Вместе с тем, пунктом 4.14 СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденных Приказом № 288, предусмотрено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м.
Испрашиваемый земельный участок находится в границах населенного пункта, расположен в пределах городского округа Самара, в связи с чем на него распространяются вышеуказанные ограничения о противопожарном расстоянии до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) не менее 50 м.
Таким образом, образование испрашиваемого земельного участка приведет к нарушению требований статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, у Департамента градостроительства г.о. Самара имелись основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предусмотренные подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ.
Утверждения административного истца о том, что у Департамента на момент вынесения распоряжения отсутствовала топографическая схема от ДД.ММ.ГГГГ, представленная в материалы дела, не влияют на правильность оспариваемого распоряжения об отказе в заключении о перераспределении земельных участков, поскольку данный документ является внутренним и соответствует Выписке из ИСОГД от ДД.ММ.ГГГГ, содержащейся в служебной записке руководителя Управления информационного обеспечения градостроительной деятельности Куркина Е.А.
Сведения о нахождении испрашиваемого земельного участка в защитной зоне противопожарного расстояния от границы лесов вопреки доводам административного истца не противоречит сведениям ЕГРН о том, что указанный земельный участок не расположен в границах лесов Самарского лесопарка.
Таким образом, решение административного ответчика отвечает положениям земельного законодательства РФ, порядок вынесения решения не нарушен, в связи с чем, совокупности условий, необходимой в силу 227 КАС РФ для признания такого решения незаконным и возложения на Департамент градостроительства г.о. Самара обязанности по возобновлению рассмотрения заявления Нестеровой А.Н., не имеется..
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Нестеровой А.Н. к Департаменту градостроительства г.о. Самара об оспаривании решения об отказе в заключении о перераспределении земельных участков, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 18.06.2020.
Судья О.П. Коваленко