Дело № 10RS0011-01-2021-008260-77 (2а-3692/2021)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2021 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гольцева Романа Вячеславовича об оспаривании приказа Комитета градостроительства и землепользования Администрации Петрозаводского городского округа от 23.03.2021 об отмене разрешения на строительство,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации жилого дома (индивидуальная жилая застройка), общая площадь 1111 кв.м., адрес: <адрес>. Также административному истцу на праве собственности принадлежал жилой дом с кадастровым номером № расположенный на указанном земельном участке, назначение жилое, адрес: <адрес>. С целью строительства нового индивидуального жилого дома взамен сносимого старого административный истец обратился в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о выдаче градостроительного плана указанного земельного участка. Административному истцу было отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка, в связи с чем Гольцевым Р.В. был инициирован гражданский иск в Петрозаводском городском суде к администрации Петрозаводского городского округа об обязании выдать градостроительный план земельного участка. Решением суда от 07.02.2014 иск удовлетворен. 10.06.2014 администрацией Петрозаводского городского округа административному истцу выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, номер разрешения №RU10301000-157/14, срок действия разрешения – до 10.06.2024. 23.03.2021 Комитетом градостроительства и землепользования администрации Петрозаводского городского округа издан приказ №25 «Об отмене разрешения на строительство». Административный истец просит признать приказ №25 «Об отмене разрешения на строительство» от 23.03.2021 незаконным.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия.
В судебном заседании административный истец не присутствовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен, его представитель адвокат Исаев М.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, пояснил, что старый дом сгорел, на участке остался только фундамент.
Представитель административного ответчика Слабко К.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия своего представителя в суд не направило, представило письменный отзыв, согласно Постановления Правительства Республики Карелия от 21 мая 2021 года №184-П «Об установлении зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Петрозаводска, режимов использования земель в границах данных зон и утверждении к градостроительным регламентам в границах данных зон» для территории, на которой располагается земельный участок по адресу: <адрес> установлена единая зона охраняемого природного ландшафта ЕЗОЛ-Г(2), где разрешается: использование земельных участков, предоставленных в целях размещения объектов индивидуального жилищного строительства в установленном порядке до вступления в силу режима в границах данной зоны. Изменение использования земельных участков допускается в соответствии с видами разрешенного использования, предусмотренными требованиями к градостроительным регламентам в границах данной зоны; размещение и реконструкция объектов недвижимости, указанных в разрешенных видах использования, предусмотренных требованиями к градостроительным регламентам, в том числе объектов, размещаемых в целях восстановления исторической среды объектов культурного наследия, предельные параметры которых, определяются на основании результатов историко-архивных исследований или принимаются в соответствии с параметрами "сохранившегося объекта исторической среды объектов культурного наследия, используемого в качестве аналога. Действовавшие до 21 мая 2021 года зоны охраны объектов культурного наследия в г. Петрозаводске не имели прямого запрета на строительство, но имели ограничения, установленные для сохранения исторически сложившегося единства городской застройки и природного ландшафта.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела № 2-1482/29 за 2014 год, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации жилого дома (индивидуальная жилая застройка), общая площадь 1111 кв.м., адрес: <адрес>.
Также административному истцу на праве собственности принадлежал жилой дом с кадастровым номером №, расположенный на указанном земельном участке, назначение жилое, адрес: <адрес>, от которого в результате пожара остался только фундамент.
10.06.2014 администрацией Петрозаводского городского округа административному истцу выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, номер разрешения №RU10301000-157/14, срок действия разрешения – до 10.06.2024. По пояснениям представителя истца строительство дома не начато ввиду отсутствия денежных средств.
23.03.2021 Комитетом градостроительства и землепользования администрации Петрозаводского городского округа издан приказ №25 «Об отмене разрешения на строительство», которым разрешение на строительство жилого дома от 10.06.2014 отменено. Приказ мотивирован необходимостью приведения акта органа местного самоуправления в соответствие действующему законодательству по причине недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № в связи с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.
В соответствии с п. 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее Закон N131-ФЗ), ст. 39 Устава Петрозаводского городского округа - вопросы выдачи разрешения на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории Петрозаводского городского округа, относится к полномочиям Администрации.
Согласно части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 739-0-0, указано, что положение части 1 статьи 48 Закона N 131, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
В силу ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом. Застройщик в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются определенный указанным пунктом пакет документов.
Администрация ПГО в свою очередь при поступлении соответствующего заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку: наличия документов, прилагаемых к заявлению; соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в его выдаче с указанием причин отказа. Орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7, 9 статьи 51 ГК РФ или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Разрешение на строительство не может считаться выданным на законных основаниях при нарушении порядка его выдачи, поэтому орган местного самоуправления в порядке самоконтроля вправе отменить ранее выданное разрешение на строительство, при условии его несоответствия законам и иным нормативным правовым актам или нарушения порядка его выдачи.
В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документом территориального планирования муниципальных образований является генеральный план городского округа.
Генеральный план города Петрозаводска, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1984 года № 428 «О генеральном плане г. Петрозаводска». В соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» Генеральный план города Петрозаводска утвержден в новой редакции.
Правила застройки разработаны на основе Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, в редакции, утвержденной Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 года № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска». Правила застройки являются результатом градостроительного зонирования территории Петрозаводского городского округа - разделения Петрозаводского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.
Согласно ч. 3 ст. 36 ГрК РФ, действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Земельный участок с кадастровым номером № расположен в природно-рекреационной зоне (Рпр), что подтверждается выкопировкой из БД ГИС ИНГЕО, которая является графическим отображением Правил землепользования и застройки города Петрозаводска, и источником сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Градостроительный регламент для указанной зоны установлен ст. 60 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска, согласно которой ни основной, ни условно разрешенный, ни вспомогательный виды использования, установленные для указанной зоны, не предусматривают возможность возведения/реконструкции в природно-рекреационной зоне индивидуального жилого дома.
В соответствии с картой зон с особыми условиями использования Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа, утвержденными решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771, указанный земельный участок расположен в зоне охраняемого городского ландшафта, а также частично в зоне археологических наблюдений.
В соответствии Генеральным планом города Петрозаводска земельный участок с кадастровым номером № расположен в рекреационной зоне зеленых насаждений общего пользования.
В соответствии с картой зон с особыми условиями использования Генерального плана города Петрозаводска земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне охраняемого городского ландшафта.
Согласно принятого 21.05.2021 Постановления Правительства Республики Карелия №184-П «Об установлении зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Петрозаводска, режимов использования земель в границах данных зон и утверждении к градостроительным регламентам в границах данных зон». для территории, на которой располагается земельный участок по адресу: <адрес> установлена единая зона охраняемого природного ландшафта ЕЗОЛ-Г(2), для нее предусмотрены определенные режимы использования земельных участков и требования к градостроительным регламентам.
В соответствии с ч. 1 ст. 74 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска ограничения хозяйственной деятельности и использования земельных участков, строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства на территории зон охраны объектов культурного наследия установлены в соответствии с режимами использования территории в границах зон охраны объектов культурного наследия, определенными Распоряжением Председателя Правительства Республики Карелия N 518-р от 5 сентября 1996 года. Границы зон охраны объектов культурного наследия, в которых установлены ограничения хозяйственной деятельности и использования земельных участков, строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства, отображены на Карте зон с особыми условиями использования территории Петрозаводского городского округа (ч. 2 ст. 74 указанных Правил).
В силу распоряжения Председателя Правительства Республики Карелия от 05.09.1996 №518-р «Об установлении зон охраны памятников археологии, истории и культуры Республики Карелия», действовавшего до 21.05.2021 и на момент вынесения оспариваемого Приказа, земельный участок по адресу: <адрес> располагался в зоне охраняемого городского ландшафта и в зоне археологического наблюдения. Режим использования в зоне охраняемого городского ландшафта предусматривает: сохранение исторически ценного рельефа и водоемов; расчистка территорий от беспорядочных малоценных посадок; благоустройство территорий с организацией системы пешеходных направлений; защита береговых территорий, укрепление склонов; запрещение любых земляных и строительных работ без согласования с органами Государственного надзора; вынос сооружений, искажающих охраняемый ландшафт; организация рекреационных зон в поймах рек Неглинки и Лососинки без сооружения павильонов, аттракционов и пр., дисгармонирующих с окружающим ландшафтом; сохранение в долине р. Неглинки лугопаркового характера озеленения.
Режим использования в зоне археологических наблюдений допускает: строительные работы по специальному разрешению органов археологического надзора Министерства культуры, выданному на основании результатов археологических изысканий, проведенных за счет средств застройщика.
Таким образом, действовавшие до 21 мая 2021 года зоны охраны объектов культурного наследия в г. Петрозаводске не имели прямого запрета на строительство, но имели ограничения, установленные для сохранения исторически сложившегося единства городской застройки и природного ландшафта.
Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать согласование прав и законных интересов собственников и обладателей иных прав на земельные участки, с одной стороны, и защищаемых законом прав и интересов иных физических и юридических лиц, а также публичных интересов, с другой стороны, установление между ними разумного и справедливого баланса.
Таким образом, факт того, что для спорного земельного участка установлен вид разрешенного использования - для размещения дома индивидуальной жилой застройки, в рассматриваемом споре правового значения не имеет. Документы территориального планирования и градостроительного зонирования, определяя назначения территории исходя из планов развитии территории городского округа в целом, могут не соответствовать ее фактическому использованию и допускают потенциальное изменение назначения территории, так как определяют стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.
Таким образом, на дату выдачи разрешения на строительство 10.06.2014 на спорном земельном участке не допускалось размещения нового индивидуального жилого дома. В силу положений статей части 1 статьи 51 ГрК РФ, частей 2 и 3 статьи 85 ЗК РФ у Администрации не имелось оснований для выдачи разрешения на строительство объекта недвижимости, допустимость размещения которого не предусмотрено градостроительным регламентом.
Из п. 4 ст. 85 ЗК РФ, чч. 8 - 10 ст. 36 ГрК РФ прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом. При этом абзац 6 п. 4 ст. 85 ЗК РФ прямо указывает на то, что реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Поскольку строительство жилого дома на земельном участке истца по ранее выданному разрешению на строительство от 10.06.2014 №RU10301000-157/14 не начато, целью истца является возведение нового объекта на земельном участке, а не продолжение использования ранее законно возведенного объекта капитального строительства на таком земельном участке, что само по себе уже исключает применение в отношению истца положений части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Давая правовую оценку оспариваемому Приказу административного ответчика, суд учитывает то, что он вынесен полномочным должностным лицом, оформлен в установленном форме. При таки обстоятельствах в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Гольцева Романа Вячеславовича отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 28.05.2021.