РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2017 года
Клинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Иоффе Н.Е.
при секретаре Дорофеевой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-64\17 по иску Зверевой О. А., Жильцовой С. В., Яцик Е. А., действующего в интересах несовершеннолетнего Яцика М. Е., к Администрации Клинского муниципального района о признании квартиры частью жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику, уточнив его в порядке ст.39 ГПК РФ, в обоснование которого указали, что они являются собственниками квартиры (жилого помещения), назначение жилое, /площадь/ этаж 1 и 2, расположенной по адресу: /адрес/. Данная квартира была передана им в общую долевую собственность по праву приватизации.
Принадлежащее им жилое помещение является не квартирой, а частью жилого дома. Жилой дом разделен на 4 (четыре) части с отдельными входами. Также между жилыми помещениями - частями жилого дома, отсутствуют помещения общего пользования, что не позволяет признать их квартирами в многоквартирном доме. Они и их соседи пользуются своими частями дома (квартирами) самостоятельно, независимо друг от друга и у каждого есть отдельный земельный участок, закрепленный за квартирой (частью дома).
Согласно заключения эксперта их жилой дом не отвечает признакам многоквартирного жилого дома, а жилые помещения, указанные в технической документации и право устанавливающих документах как квартиры, являются в соответствии со ст. 16 ЖК РФ частями жилого дома, принадлежащего на праве собственности.
Они решили оформить право собственности на закрепленный за их частью дома земельный участок, также как и соседи, для чего обращались в Администрацию Клинского муниципального района, которая разрешила оформить земельный участок в собственность согласно действующему законодательству, при условии оформления всех земельных участков, а именно сообща со всеми владельцами квартир в их доме.
Поскольку земельный участок может быть закреплен за жилым домом или частью жилого дома, в виду того, что статус их части дома по документам - квартира, они не имеют возможности оформить земельный участок, закрепленный за частью жилого дома в собственность.
В судебном заседании представитель истцов поддержала исковые требования по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика возражала против иска, по доводам, приведенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих лиц, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2, 3 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 ЖК РФ).
Таким образом, квалифицирующим признаком жилого дома, поименованным в Жилищном кодексе РФ в качестве характерного свойства, по которому объект недвижимости приобретает статус именно жилого дома, является наличие в нем комнат (а не квартир).
В свою очередь, действующее законодательство не содержит правил, позволяющих при наличии в доме нескольких квартир, признать такой дом индивидуальным жилым домом, в отношении которого возможен раздел и образование общей долевой собственности.
Понятие многоквартирного жилого дома закреплено в п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47; в ред. от 02.08.2007 N 494), согласно которому многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в соответствии с жилищным законодательством.
В свою очередь, понятие индивидуального жилого дома раскрывается в ч. 3 ст. 48 и ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Действующим законодательством не предусмотрено описание и учет части жилого дома как самостоятельного объекта недвижимого имущества, равно как не предусмотрена возможность одновременного существования в отношении одного и того же объекта недвижимости различных правовых статусов его частей.
Таким образом, составные части объекта недвижимости должны объединяться видовыми признаками и обладать равнозначным правовым статусом, то есть, не предусмотрен законом и является недопустимым одновременный кадастровый и технический учет и квартир, и частей жилого дома в отношении одного здания.
Действующее законодательство не предусматривает иной возможности изменения технического учета объекта, изначально существовавшего как две и более самостоятельные квартиры, кроме как посредством совпадения в одном лице их собственников с необходимостью последующего их переустройства.
На основании свидетельств о государственной регистрации права от /дата/. Зверева О.А., Жильцова С.В., Яцик Е.А. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: /адрес/, по /доля/ в праве.
Указанная квартира приобретена истцами в общую долевую собственность на основании решения суда, в порядке бесплатной приватизации на основании Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Действующим гражданским и жилищным законодательством предусмотрено право на приобретение в собственность в многоквартирных домах жилых помещений, исключительно в виде квартир или комнат.
Согласно технического паспорта на квартиру, расположенную по адресу:
/адрес/, составленного по данным инвентаризации от /дата/., данная квартира состоит из четырех жилых комнат, двух кухонь, ванной, коридора, санузла, подсобных помещений и имеет /площадь/
В кадастровом паспорте помещения от /дата/ вид жилого помещения указан, как квартира.
На квартиру № по вышеуказанному адресу изготовлен технический план помещения.
В соответствии с техническим паспортом на жилой дом, расположенный по адресу: /адрес/, указанный дом состоит из четырех квартир и имеет центральный водопровод, центральную канализацию и центральное газоснабжение, являющиеся централизованными для всего многоквартирного дома
Таким образом, дом, расположенный по адресу: /адрес/ является многоквартирным жилым домом, имеющим общие с другими квартирами инженерные сети, оборудование и коммуникации, обслуживающие более одного помещения в доме и не является индивидуальным жилым домом, в отношении которого возможен раздел и образование общей долевой собственности.
Истцы, ссылаясь на автономность каждой квартиры, вместе с тем не доказали, как того требует ст. 56 ГПК РФ, что каждая квартира в доме является структурно обособленным объектом, не имеющим общих с другими квартирами инженерных сетей, оборудования и коммуникаций, обслуживающих более одного помещения в доме.
С учетом этого, суд считает, что дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений, то есть, обладает квалифицирующим признаком многоквартирного жилого дома.
Таким образом, спорный дом не является индивидуальным жилым домом в понимании части третьей статьи 48 и части второй статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Ссылка истцов на решение суда, вынесенное по квартире №, судом не принимается, как не имеющая правового значения.
Наличие регистрационного удостоверения на целое домовладение № по /адрес/ о праве государственной собственности за Клинским стекольным заводом не является безусловным подтверждением того, что принадлежащая истцам квартира в указанном домовладении, является частью жилого дома.
Также судом не принимается техническое заключение № от /дата/, поскольку судом выполнение данных работ не поручалось Орешкиной С.В., составлявшая данное заключение Орешкина С.В. не предупреждалась об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. К тому же, как указано в техническом заключении, холодное водоснабжение и канализация квартиры истцов обеспечивается от централизованных сетей населенного пункта, что является подтверждением наличияобщих с другими квартирами инженерных сетей, оборудования и коммуникаций, обслуживающих более одного помещения в доме.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Зверевой О. А., Жильцовой С. В., Яцик Е. А., действующего в интересах несовершеннолетнего Яцика М. Е., к Администрации Клинского муниципального района о признании квартиры №, расположенной по адресу: /адрес/, частью жилого дома по тому же адресу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Клинский горсуд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено /дата/.
Судья Клинского горсуда Иоффе Н.Е.