Дело № 2-105/2016
Решение
именем Российской Федерации
6 июля 2016 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Банникова Ю.Э.,
при секретаре Хисматуллиной Л.Т.,
с участием прокурора – старшего помощника военного прокурора – войсковая часть 56680 капитана юстиции Позднякова И.С., ответчика Сидоренко О.В., его представителя – Кузнецовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора - войсковая часть 56680, поданному в интересах Федерального государственного казённого учреждения <изъято>, к командиру войсковой части <Номер> Сидоренко О.В. о взыскании денежных средств в счёт возмещения причинённого материального ущерба,
установил:
Обратившись в суд с иском, военный прокурор – войсковая часть 56680 просил взыскать с ответчика Сидоренко в пользу ФГКУ <изъято> в счёт причинённого ущерба 135000 рублей.
В судебном заседании прокурор Поздняков поддержал иск, просил его удовлетворить и обоснование заявленных требований указал, что ответчик привлекается к ограниченной материальной ответственности в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» в размере причинённого ущерба, но не более трёх окладов месячного денежного содержания и трёх месячных надбавок за выслугу лет, которые составляют цену иска. Так, Сидоренко, исполняя в период с 8 мая 2013 года по 21 октября 2013 года обязанности <изъято>, издал в пределах своей компетенции приказ от 28 июня 2013 года <Номер> об исключении Новиковой из списков личного состава госпиталя, уволенную с военной службы приказом командующего войсками Центрального военного округа от 6 марта 2013 года <Номер> с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Вместе с тем, решением Казанского гарнизонного военного суда от 9 сентября 2013 года, вступившим в законную силу 26 ноября 2013 года приказ Сидоренко об исключении Новиковой из списков личного состава военного госпиталя был признан незаконным, в связи с нарушением права Новиковой на прохождение профессиональной переподготовки, а на начальника госпиталя была возложена обязанность отменить этот приказ. После завершения процедуры ликвидации госпиталя и замены должника в исполнительном производстве приказом начальника ФГКУ <изъято> от 1 июня 2015 года <Номер> Новикова была зачислена в списки личного состава этого учреждения, в период с 15 сентября 2015 года по 25 декабря 2015 года прошла профессиональную переподготовку, и приказом начальника ФГКУ <изъято> от 28 декабря 2015 года <Номер> Новикова исключена из списков личного состава с 17 февраля 2016 года. Сумма денежного довольствия, выплаченная Новиковой за период восстановления её нарушенного права, составила 1324794 рубля 15 копеек.
Ответчик Сидоренко и его представитель Кузнецова в суде исковые требования не признали, просили суд в их удовлетворении отказать и пояснили, каждый в отдельности, что согласно статье 2 и пунктам 1 и 3 статьи 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность только за причинённый по их вине реальный ущерб, под которым, в частности, понимаются излишние денежные выплаты, произведённые воинской частью. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причинённый вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы. Сидоренко не представлял Новикову к увольнению с военной службы и не издавал приказ об её увольнении с военной службы, он лишь во исполнение приказа командующего войсками Центрального военного округа от 6 марта 2013 года <Номер> и Положения о порядке прохождения военной службы издал приказ об исключении уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части. Сумма денежного довольствия, выплаченная Новиковой за период восстановления её на военной службе в размере 1324794 рублей 15 копеек, стала результатом нераспорядительности вышестоящего командования при проведении организационно-штатных мероприятий и длительного определения правопреемника в исполнительном производстве по решению Казанского гарнизонного военного суда от 9 сентября 2013 года. По материалам административного расследования командиром войсковой части 34096, наделённого в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» правом обращаться с иском к ответчику, было вынесено заключение об отсутствии оснований для привлечения к материальной ответственности Сидоренко.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, гарнизонный военный суд приходит к следующему.
Условия, основания и порядок привлечения военнослужащего Сидоренко к материальной ответственности в пределах рассматриваемого судебного спора определяются Федеральным законом № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», часть 4 статьи 4 которого предусматривает, что командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причинённый излишними денежными выплатами, произведёнными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причинённого ущерба, но не более трёх окладов месячного денежного содержания и трёх месячных надбавок за выслугу лет.Согласно частям 1 и 3 статьи 3 указанного Закона военнослужащие несут материальную ответственность только за причинённый по их вине реальный ущерб, при этом не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причинённый вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.
Статьёй 39 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 определено, что приказ – это распоряжение командира (начальника), обращённое к подчинённым и требующее обязательного выполнения определённых действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение. Приказ отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части. Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.
Судом установлено, что Новикова приказом командующего войсками Центрального военного округа от 6 марта 2013 года <Номер> была досрочно уволена с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом начальника ФГКУ <изъято> от 8 мая 2013 года <Номер> Сидоренко был допущен к исполнению обязанностей <изъято>. Приступив к исполнению обязанностей начальника госпиталя Сидоренко во исполнение вышеуказанного приказа командующего войсками Центрального военного округа, руководствуясь требованиями статьи 39 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации и пунктом 24 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, в соответствии с которым военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключён из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, 28 июня 2013 года издаёт приказ <Номер> об исключении Новиковой из списков личного состава госпиталя.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела и исследованными в судебном заседании копиями выписок из соответствующих приказов.
Решением Казанского гарнизонного военного суда от 9 сентября 2013 года приказ Сидоренко об исключении Новиковой из списков личного состава госпиталя был признан незаконным, в связи нарушением права Новиковой на прохождение профессиональной подготовки, на начальника госпиталя (Сидоренко) была возложена обязанность отменить этот приказ.
В то же время на дату вступления решения суда в законную силу – 26 ноября 2013 года Сидоренко, как начальник госпиталя, был лишён возможности исполнить решение суда, поскольку приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 октября 2013 года <Номер> он был освобождён от этой должности и назначен командиром войсковой части <Номер>.
Изложенное подтверждается исследованными в суде копиями судебных постановлений, выпиской из приказа Министра обороны Российской Федерации и не оспаривается сторонами.
В дальнейшем Сидоренко принимал меры для восстановления Новиковой на военной службе и направления её на профессиональную переподготовку путём обращения по команде, о чём свидетельствуют имеющиеся в материалах дела письма.
Судом также установлено, что после завершения процедуры замены должника в исполнительном производстве начальник ФГКУ <изъято> своим приказом от 28 апреля 2015 года <Номер> отменил приказ об исключении Новиковой из списков личного состава госпиталя.
В соответствии со статьёй 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд полагает, что указанная в исковом заявлении сумма денежного довольствия, выплаченная Новиковой за период восстановления её на военной службе – 1324749 рублей 15 копеек, не стала результатом виновных действий Сидоренко, поскольку Новикова с военной службы была уволена приказом командующего войсками Центрального военного округа, при издании приказа об исключении Новиковой из списков личного состава госпиталя Сидоренко действовал в соответствии с требованиями статьи 39 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации и пункта 24 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, кроме того, на момент вступления вышеуказанного решения гарнизонного военного суда в силу - 26 ноября 2013 года Сидоренко был лишён властных полномочий по отношению к Новиковой.
Таким образом суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства стороной истца не были доказаны обстоятельства, необходимые для привлечения Сидоренко к материальной ответственности в порядке Федерального закона № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», поэтому принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объёме.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК Российской Федерации, военный суд
решил:
в удовлетворении искового заявления военного прокурора - войсковая часть 56680, поданного в интересах Федерального государственного казённого учреждения <изъято>, к командиру войсковой части <Номер> Сидоренко О.В. о взыскании денежных средств в счёт возмещения причинённого материального ущерба отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 11 июля 2016 года.
Судья Ю.Э.Банников