Дело № 2-110/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с Корткерос 16 марта 2017 года
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Соловьевой М.В., с участием представителя истца- Першина В.С., представителя ответчика ГУ- Управление Пенсионного фонда в Корткеросском районе РК (межрайонное) Каневой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Липиной Н.В.
к ГУ-Управлению Пенсионного фонда в Корткеросском районе РК
о включении периодов в специальный стаж работы,
УСТАНОВИЛ:
Липина Н.В. обратилась в суд, с учетом уточненных требований, с иском к ГУ- Управлению Пенсионного фонда РФ в Корткеросском районе РК (межрайонное) (далее- УПФ) с требованием признать действия ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, утвержденного решением ХХХ от <дата>, незаконным в части: включения в календарном исчислении периодов нахождения в отпуске по беременности и родам <дата>-<дата>; не включения в льготный стаж следующих периодов: курсов повышения квалификации с <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>- <дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, в командировке <дата>-<дата>, <дата>, и об обязании включить в льготный стаж лечебной деятельности вышеуказанные периоды, в том числе из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца до 1.11.1999, а также назначить пенсию с момента возникновения такого права.
В обоснование требований истец указала, что в связи с принятием Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (далее- Закон № 400-ФЗ), согласно п. 20 ч.1 ст. 30 страховая пенсия назначается при наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее- медицинский, специальный, льготный стаж) не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Такие же требования были установлены пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» (далее- Закон № 173-ФЗ). При решении вопроса о назначении пенсии предусмотрена возможность применения ранее действующего законодательства, регулирующего назначение досрочной пенсии, предоставление гарантий и компенсаций для работников, направленных на повышение квалификации, из которых следует, что в период нахождения в отпуске по беременности и родам <дата>-<дата>, ей, как фельдшеру <...>, выплачивалось социальное пособие, был оформлен лист нетрудоспособности; на курсах повышения квалификации с <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>- <дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, в командировке <дата>-<дата>, <дата>, нахождение в которых подтверждается приказами, связаны с лечебной деятельностью, выплачивалась заработная плата, производились отчисления страховых взносов в ПФ РФ, прохождение курсов повышения квалификации медицинскими работниками являлось обязательным для занятия занимаемых должностей. Спорные периоды подлежат исчислению как работа в сельской местности до 1.11.1999 из расчета 1 год за 1год 3мес. С учетом данных периодов льготный стаж на <дата> будет составлять 24г.05мес. 08дн., право на пенсию в соответствие с ч.1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ возникает <дата>.
В судебном заседании представитель истца Першин В.С. поддержал уточненные требования и доводы искового заявления.
Представитель УПФ Канева В.А. в судебном заседании поддержала предоставленные суду письменные возражения, просив отказать в требованиях в полном объеме, пояснив, что в связи с отсутствием требуемого специального стажа на момент обращения Липиной за назначением пенсии, при возникновении права на пенсию в последующем, в связи с доработкой специального стажа, не может быть назначена пенсию без ее повторного обращения с соответствующим заявлением о назначении пенсии.
Заслушав представителей истца и ответчика, проверив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд считает требования Липиной Н.В. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Согласно копии документов отказного пенсионного дела, представленного ответчиком, истец обратился в Управление в Корткеросском районе с письменным заявлением о назначении страховой пенсии по старости <дата>, зарегистрированным под ХХХ.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее- медицинский, специальный стаж) не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Решением Управления в Корткеросском районе ХХХ от <дата> отказано Липиной Н.В.. в установлении пенсии по старости в соответствие с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» отказано, поскольку при предварительном подсчете медицинского стажа работы исключены отвлечения, отраженные в уточняющей справке ХХХ от <дата>, в том числе периоды ухода за детьми, начавшиеся после <дата>, а также в индивидуальных сведениях, предоставленных работодателем после регистрации в системе государственного пенсионного страхования-<дата>, на день обращения специальный стаж работы установлен менее 25 лет в связи, с чем сделан вывод об отсутствие у заявителя требуемого медицинского стажа работы для назначения страховой пенсии.
По протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан б/н и б/д (далее- протокол Комиссии), рассмотрев вопрос об установлении стажа работы на соответствующих видах работ Липиной Н.В., обратившейся за установлением досрочной страховой пенсии по старости в соответствие с п.20 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, комиссия, с учетом представленных заявителем и имеющихся в распоряжении Управления документов, установив стаж лечебной деятельности, исчисленный на день обращения за пенсией, 23 года 5 мес. 21дн. (при требуемом стаже 25 лет) не включила в стаж лечебной деятельности, в том числе курсы повышения квалификации с <дата>-<дата>; периоды, указанные в выписке из ИЛС без льготных параметров <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>- <дата>, <дата>-<дата>, <дата> и <дата>- с параметром МКС, командировка <дата>-<дата>. Кроме того, как установлено судом, в том числе по доводам, отраженным в письменном возражении, поддержанным представителем ответчика в судебном заседании, оспариваемые период нахождения истца в отпуске по беременности и родам <дата>-<дата> исчислен календарно.
В силу положений п. 3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Положениями п. 2,3,4 ст. 30 Закона №400-ФЗ установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" правительство Российской Федерации вынесло постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которым установлено об осуществлении исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее- Правила № 516).
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г № 781 утверждены Списки профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее- Списки № 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения ( далее- Правила № 781).
Так пунктами 4,5 Правил № 781 предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 1 ноября 1999 г., засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы.
В соответствии с п.2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действующего в период нахождения истца в отпуске по беременности и родам, исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, производилось с применением льготного порядка- один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
С учетом вышеизложенного, в случае выполнения работы, включаемой в медицинский стаж, лишь в сельской местности, периоды работы до 1.11.1999 в сельской местности подлежат льготному исчислению- 1 год за 1 год 3 месяца, а после указанной даты- календарно. При этом право на досрочное пенсионное обеспечение возникает при наличии 25 лет специального медицинского стажа.
Кроме того, при исчисление стажа работы применяются Правила № 516, пунктами п.4,5 которого определено, что в стаж работы засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условие уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии со ст.11,14 Закона № 400-ФЗ и п.10,11,43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При этом, согласно положениям ст.11,15,16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования обязанность по предоставлению в органы Пенсионного фонда Российской Федерации достоверных и обоснованных сведений об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета и сведений о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров, возложена на страхователей, т.е. работодателей, которые имеют право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме того, возложив на органы Пенсионного фонда РФ осуществление контроля за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным, законодательство предоставило им право в необходимых случаях производить проверку достоверности сведений, представленных страхователями, и по его результату осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Таким образом, недостоверные сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, опровергаемые предоставленными суду документами, должны учитываться для установления стажа работы на основании всех предоставленных доказательств.
В силу ст.67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
По сведениям трудовой книжки от <дата> сер. ХХХ, предоставленных истцом при обращение за назначением пенсии <дата>, Липина Н.В. в оспариваемые периоды работала фельдшером терапевтического участка поликлиники, фельдшером школы, вспом.школы интерната, отделения скорой помощи, ренгенлаборантом, <...> ЦРБ (после реорганизации- <...> ЦРБ, <...> ЦРБ») с <дата> по настоящее время.
Согласно справке, уточняющей стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, выданной <...> ЦРБ» <дата> ХХХ, Липина работала полный рабочий день в <...> ЦРБ <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, за исключением, курсов повышения квалификации с <дата>-<дата>, нахождения в декретном отпуске <дата>-<дата>, командировки <дата>-<дата>. При этом, уточняющая справка за ХХХ от <дата>, выданная <...> ЦРБ», указанная в протоколе Комиссии, на основании которой также вынесено решение УПФ, суду не предоставлена.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. Также учитываются и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Право определения должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, предоставлено Правительству Российской Федерации.
С учетом положений статей 6(ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд считает возможным при рассмотрение дела применить нормы действующего на момент выполнения истцом функций законодательства. Так по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Закона 400-ФЗ, периоды работы могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Данный факт сторонами не оспаривается.
Согласно ст.112 КЗоТ РСФСР и ст. 187 Трудового кодекса РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В соответствии с положениями ст.196-197 Трудового кодекса РФ работникам предоставлено право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Кроме того, повышение квалификации является обязательным условием осуществления лечебной деятельности в силу положений Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, Федерального закона Российской Федерации "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
При этом из уточняющей справки о стаже работы, дающем право на досрочное назначение пенсии, материалов дела, копий приказов от <дата> ХХХ-О,от <дата> ХХХ, от <дата> ХХХ, от <дата> ХХХ, от <дата> ХХХ-О, от <дата> ХХХ-О, от <дата> ХХХ-О, удостоверений, свидетельств, лицевых счетов за <дата> следует, что Липина направлялась на курсы повышения квалификации, командировку по распоряжению работодателя, указанные периоды относятся непосредственно к профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков истца с <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>.
В указанное выше время за истцом сохранялось рабочее место, производилось начисление заработной платы, работодателем отчислялись страховые взносы, то есть трудовые отношения не прекращались.
В спорные периоды истец продолжала состоять в трудовых отношениях с лечебным учреждением в связи, с чем оснований для не включения спорных периодов нахождения Липиной на курсах повышения квалификации, командировке в специальный стаж по доводам, указанным ответчиком, не имеется.
Однако с <дата>- <дата> по материалам дела, в т.ч. документам, предоставленным со стороны истца, не нашел подтверждения факт нахождения Липиной на курсах повышения квалификации и <дата>- в командировке.
Исходя из Определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2011 N 74-В10-11, положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" №516 и № 781, и вышеуказанных законодательных актов, суд считает требования истца основанными на законе в части тех периодов, которые подтверждены по материалам дела.
При установленных обстоятельствах дела, с учетом проведения оценки пенсионных прав Липиной, в том числе по нормативным документам, регулирующим спорные правоотношения на момент ее работы и оспариваемых периодов, факта сохранения за истцом за время нахождения на кусах повышения квалификации, командировке среднего заработка, при отсутствие доказательств обратного, суд считает подлежащим удовлетворению требование истца о включении в специальный медицинский стаж периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации и командировке: с <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, которые подлежат включению в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.
Кроме того, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировке приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы и командировку, следовательно, исчисление стажа в данные периоды времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность, т.е. с применением льготного исчисления: 1 год работы как 1 год 3 мес., при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в сельской местности до 1.11.1999, при котором право на досрочное пенсионное обеспечение возникает при наличии не менее 25 лет специального медицинского стажа
Из предоставленного свидетельства о рождении ребенка <дата> г.р., справки, уточняющей стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, выданной ГБУЗ «<...> ЦРБ» <дата> ХХХ, карточек-справок на <дата>, годы, справки, выданной <дата> ГБУЗ РК «<...> ЦРБ» с примечанием, Липина находилась в отпуске по беременности и родам (декретном отпуске) <дата>-<дата>. В опровержение данного факта доказательств материалы дела не содержат.
Судом установлено, что Липина вышла в отпуск по беременности и родам с ребенком в <дата> ее работы в должностях, дающих право на досрочную пенсию в связи с лечебной деятельностью. Данный факт сторонами не оспаривается.
Отпуска по беременности и родам в силу ст.165 КЗоТ РФ предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
Аналогичные нормы содержатся в ст. 255 Трудового кодекса РФ.
Однако, ранее действовавшая редакция ч.4 ст. 23 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан предусматривала возможность увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска по беременности и родам в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации. Закон Республики Коми от 20 октября 1992 года "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства и детства", установивший для женщин, работающих в Республике Коми, отпуск по беременности и родам продолжительностью 126 календарных дней до родов и 238 календарных дней после родов, в этой части не противоречил федеральному законодательству.
При установленных обстоятельствах, включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, подлежит весь отпуск по беременности и родам, предоставленный по Закону Республики Коми от 20 октября 1992 года.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из приведенного выше правового регулирования, в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При разрешении настоящего спора судом установлено, что до выхода в отпуск по беременности и родам <дата>-<дата> Липина занимала должность фельдшера <...> ЦРБ, считалась работающей на данной должности, ей производилась выплата в данный период пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
С учетом вышеуказанных нормативных положений, подлежащих применению к спорным отношениям, а также разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд считает, что период нахождения Липиной в отпуске по беременности и родам подлежит зачету в стаж лечебной деятельности для назначения страховой пенсии в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
С учетом вышеизложенного, на момент обращения с заявлением о назначении пенсии -<дата>, с учетом спорных периодов специальный стаж Липина составил, при исчисление медицинского стажа за период работы в сельской местности – 24г. 04мес. 11дн. (23г.5мес.21дн.+ +6 мес.19дн. + (3 мес. декр.отп.+ 31дн.- до 01.11.99г.)) при требуемом- не менее 25 лет.
Таким образом, на дату обращения в УПФ за назначением пенсии у истца не имеется требуемой продолжительности специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.20 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, в том числе с учетом периодов включенных судом.
Согласно ст. 22 Закона № 400-ФЗ, регулирующей сроки назначения пенсии, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Аналогичные положения содержатся в п.24,25 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н.
Соответственно, исковые требования Липиной об обязании ответчика назначить пенсию с момента возникновения такого права в период после обращения с заявлением о назначении пенсии-<дата> удовлетворению не подлежат, поскольку право истца на пенсионное обеспечение на день обращения в УПФ за страховой досрочной пенсией не определяется, в последующем истец с соответствующим заявлением за назначением пенсии не обращался.
Таким образом, требования истца подлежит удовлетворению частично, за исключением периодов, не нашедших подтверждение, и в части обязания назначить досрочную пенсию с момента возникновения права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Липиной Н.В. удовлетворить частично.
Признать действия ГУ-Управление Пенсионного фонда в Корткеросском районе РК (межрайонное) незаконным по решению ХХХ от <дата> включения в специальный стаж лечебной деятельности Липиной Н.В. периода нахождения в отпуске по беременности и родам с <дата> по <дата> в календарном исчислении и отказа во включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации с <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, в командировке <дата>-<дата>.
Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда в Корткеросском районе РК Липиной Н.В. включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствие с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от <дата> «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, в командировке <дата>-<дата>, как периоды осуществления лечебной деятельности, в том числе в льготном исчислении из расчета 1 год как 1 год и 3 месяца до 01.11.1999, а также применить льготное исчисление- 1 год как 1 год и 3 месяца к периоду нахождения Липиной Н.В. в отпуске по беременности и родам с <дата> по <дата>.
Отказать в требование Липиной Н.В. об обязании Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда в Корткеросском районе РК включить в льготный стаж лечебной деятельности периоды <дата>- <дата>, <дата> и назначить пенсию с момента возникновения права.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Корткеросский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Э.Ф.Буян
В окончательной форме решение изготовлено 20 марта 2017 года