Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре судебного заседания Глушковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 24 мая 2016 года гражданское дело по исковому заявлению Лукьяновой Г.Г., Чертковой И.Г., Лукьяновой Н.Г., Черткова Г.В. к администрации муниципального образования сельского поселения «Пажга» о предоставлении жилого помещения, встречное исковое заявление администрации сельского поселения «Пажга» к Лукьяновой Г.Г. о возложении обязанности совершить действия по переселению,
установил:
Лукьянова Г.Г. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования сельского поселения «Пажга» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке на состав семьи пять человек. В обоснование заявленных требований указано, что жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты> Сыктывдинский район, Республика Коми, – в котором проживает ее семья на условиях договора социального найма, признано непригодным для проживания. До настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, при том, что в установленном порядке Лукьянова Г.Г. признана малоимущей и принята на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указанное свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности по обеспечению семьи истца благоустроенным жилым помещением по договору социального найма.
Администрация сельского поселения «Пажга», в свою очередь, обратилась в суд со встречным исковым заявлением к Лукьяновой Г.Г. о возложении обязанности переселиться из непригодного жилого помещения в пригодные жилые помещения составом семьи пять человек, в числе которой Черткова И.Г., Чертков Г.Г., Лукьянова Н.Г., Лукьянова М.Г. В обоснование требований указано, что семье Лукьяновой Г.Г. неоднократно предлагались к переселению жилые помещения, от которых истец (ответчик) отказалась. Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 12.02.2016 встречные требования приняты к производству судьи.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 15.03.2016 к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Черткова И.Г., Чертков Г.В., Лукьянова Н.Г. и Лукьянова М.Г.
Впоследствии третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Черткова И.Г., Лукьянова Н.Г. и Чертков Г.В. обратились с самостоятельными заявлениями о возложении обязанности на администрацию муниципального образования сельского поселения «Пажга» предоставить вне очереди в составе семьи истца благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма на территории поселения Пажга общей площадью не менее <данные изъяты> которые определениями Сыктывдинского районного суда Республики Коми приняты к производству судьи в рамках настоящего дела.
В судебном заседании истец (ответчик) Лукьянова Г.Г. и ее представитель Строганов Ю.А., действующий на основании ордера, исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Выразили несогласие со встречными исковыми требованиями, указав на то, что предлагаемые органом местного самоуправления к переселению жилые помещения не являются благоустроенными применительно к условиям с.Пажга.
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Черткова И.Г. и Лукьянова Н.Г. требования истца поддержали, настаивали на удовлетворении своих требований, относительно встречных требований указали на несогласие с ними ввиду несоответствия предлагаемых к переселению жилых помещений условиям с. Пажга.
Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Чертков Г.В., третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Лукьянова М.Г., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Ответчик (истец) администрация муниципального образования сельского поселения «Пажга», будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила. Будучи опрошенным ранее представитель администрации сельского поселения «Пажга» Иванова А.М., действующая на основании доверенности, не оспаривая по существу право истца и третьих лиц на предоставление благоустроенного жилого помещения по основанию непригодности занимаемого семьей Лукьяновой Г.Г. жилья, указала, что истцу и его семье предлагались для переселения пригодные для проживания жилые помещения, от которых Лукьянова Г.Г. отказалась, в связи с чем, администрация настаивает на требованиях о переселении истца составом семьи пять человек в жилые помещения в виде квартир по адресам: <адрес> и <адрес>.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец Лукьянова Г.Г. на условиях социального найма занимает жилое помещение по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район, Республика Коми. В названном жилом помещении помимо истца зарегистрированы по месту жительства и проживают Черткова И.Г., Чертков Г.В., Лукьянова Н.Г. и Лукьянова М.Г.
Согласно заключению №152 о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 28.12.2011 межведомственная комиссия на основании акта межведомственной комиссии от 28.12.2011, составленного по результатам обследования жилого помещения в виде квартиры <адрес>, приняла заключение о непригодности данного жилого помещения для постоянного проживания и неподлежащей капитальному ремонту, поскольку основные конструкции дома не соответствуют установленным требованиям, имеют разрушения и повреждения, приводящие к деформации и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций.
Постановлением администрации сельского поселения «Пажга» от 25.06.2012 №111/06 Лукьянова Г.Г. признана малоимущей для предоставления ей по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.
В связи с указанными обстоятельствами истец Лукьянова Г.Г. обратилась в администрацию сельского поселения «Пажга» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по результатам рассмотрения которого постановлением №121/07 органа местного самоуправления от 26.07.2012 Лукьянова Г.Г. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма в льготный список под №
Лицами, участвующими в рассмотрении дела, не оспаривалось, что на день рассмотрения спора истцу и третьим лицам жилое помещение не предоставлено.
Указывая на неисполнение органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности по обеспечению ее и членов ее семьи благоустроенным жилым помещением, и находя свои жилищные права нарушенными, Лукьянова Г.Г., а также третьи лица Чертков Г.В., Лукьянова Н.Г. и Черткова И.Г. обратились в суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования сельского поселения «Пажга», не оспаривая право истца и третьих лиц на предоставление благоустроенного жилого помещения, обратились со встречными требованиями, направленными на возложение на истца обязанности переселиться составом семьи пять человек в пригодные для проживания, а равно благоустроенные применительно к населенному пункту – пос. Гарьинский, жилые помещения.
Разрешая по существу заявленные сторонами требования, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.
Согласно Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Положения статей 11 Гражданского кодекса РФ и 11 Жилищного кодекса РФ предусматривают защиту гражданских и жилищных прав в случае их нарушения.
Согласно ст. 14, ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 05.03.2009 № 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Оценивая обоснованность заявленных требований Лукьяновой Г.Г., Чертковой И.Г., Чертокова Г.В. и Лукьяновой Н.Г. и находя их подлежащими удовлетворению, суд исходит из следующего.
Так, согласно положениям ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
При этом по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. При этом решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье в указанных случаях относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции.
Следовательно, при разрешении заявленного спора в предмет доказывания входит не только признание занимаемого истцом жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания, но и объективная нуждаемость истца и членов его семьи в предоставлении жилого помещения в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ.
Факт отсутствия лиц, чьи жилые помещения в установленном законом порядке признаны непригодными для проживания, в очереди нуждающихся в жилом помещении при том, что они проживают в таком жилом помещении не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования о внеочередном предоставлении жилья.
Как видно из материалов дела, жилым помещением истец и ее семья не обеспечена. Истец Лукьянова Г.Г. состоит на соответствующем учете нуждающихся в улучшении жилых помещений как малоимущая.
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Черткова И.Г., Чертков Г.В. и Лукьянова Н.Г., равно как и третье лицо Лукьянова М.Г. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят.
Вместе с тем, как следует из предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми информации, сведения о правах на недвижимое имущество за Чертковой И.Г., Чертковым Г.В., Лукьяновой М.Г. и Лукьяновой Н.Г. отсутствуют.
Таким образом, суд находит установленным в судебном заседании наличие у третьих лиц, зарегистрированных по месту жительства совместно с истцом в спорном жилом помещении, по указанным законом критериям объективной нуждаемости в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма.
При таких обстоятельствах, истец Лукьянова Г.Г. и проживающие с ней лица, заявленные в качестве состава семьи истца, являясь нуждающимися в жилом помещении, то есть неспособными приобрести на свои личные средства жилое помещение имеют право на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения, а равно у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Суд также учитывает, что право истца и третьих лиц по обеспечению семьи истца благоустроенным жилым помещением по договору социального найма в связи с признанием непригодным для проживания занимаемого последними жилого помещения, ответчиком не оспаривалось, о чем свидетельствуют, в том числе исковые требования встречного характера, рассматривая которые, суд принимает во внимание следующее.
Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания регламентирован ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что администрация муниципального образования сельского поселения «Пажга» уведомляла Лукьянову Г.Г. и Черткову И.Г. о предоставлении жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес> – и <адрес>. Из материалов дела следует, что от предлагаемых помещений Лукьянова Г.Г. и Черткова И.Г. отказались.
Из положений части 3 статьи 85 Жилищного кодекса РФ следует, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного Кодекса).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
В соответствии с пунктом 12 названного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Этому разъяснению корреспондирует неоднократно высказанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой статья 89 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации не ограничивает суды в возможности в ходе исследования и оценки того или иного варианта предоставления жилого помещения принять во внимание обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Таким образом, реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Иными словами, поскольку потребительские свойства жилых помещений определяются, в первую очередь, размером жилой площади таких помещений, а также количеством комнат, имеющихся в жилом помещении, на суде лежит обязанность оценивать предлагаемый вариант жилого помещения для переселения граждан на соответствие названным критериям.
В рассматриваемом случае предоставляемое Лукьяновой Г.Г. и совместно проживающим с ней гражданам жилое помещение должно отвечать уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, а именно, в с.Пажга и прежде всего уровню благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, исключая при этом возможность ухудшения жилищных условий выселяемого гражданина.
Судом установлено и следует из материалов дела, что жилое помещение, занимаемое семьей Лукьяновой Г.Г., представляет собой двухкомнатную квартиру <адрес> Сыктывдинский район.
В связи с признанием указанного жилого помещения непригодным для проживания истцу и членам ее семьи предложены иные жилые помещения, а именно, <адрес> и <адрес>.
Вместе с тем, разрешая спор сторон, суд приходит к выводу, что предложенные ответчиком истцу жилые помещения не отвечают требованиям благоустроенности, поскольку в предоставляемых помещениях отсутствует газоснабжение.
Применительно к территории сельского поселения «Пажга» отсутствие названных коммуникаций не позволяет отнести квартиру к благоустроенным жилым помещениям, так как данный населенный пункт является газифицированным, что находит свое подтверждение в постановлении администрации сельского поселения «Пажга» №190/11 от 22.11.2012 «Об установлении степени благоустройства жилых помещений в домах капитального типа».
Так, в соответствии с приведенным актом органа местного самоуправления, исходя из достигнутой степени благоустройства жилых помещений в домах капитального типа благоустроенным жилым фондом, находящийся на территории сельского поседения «Пажга», считается жилой фонд при наличии обеспеченности инженерными сетями (электроосвещение, холодного водоснабжения, водоотведения, отопления и газоснабжения). Без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Согласно предоставленным в материалы дела актам обследования предлагаемых истцу Лукьяновой Г.Г. и третьим лицам жилых помещений для переселения, последние хоть и признаны пригодными для проживания, однако жилые дома, в которых располагаются данные помещения, негазифицированы, а равно применительно к территории сельского поселения «Пажга» жилые помещения нельзя признать благоустроенными.
Ссылка представителя ответчика (истца) на пригодность предлагаемых жилых помещений для проживания, что подтверждается заключениями межведомственной комиссии, является несостоятельной. Предметом спора, имеющим юридическое значение по делу, является не пригодность предоставляемого жилого помещения для постоянного проживания, а благоустроенность этого помещения применительно к населенному пункту.
Довод о том, что поскольку предоставляемое помещение является пригодным для проживания, то оно отвечает и требованиям благоустроенности, основан на ошибочном толковании норм материального права. Неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления такому лицу жилого помещения, не отвечающего требованиям ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор на основании вышеприведенных положений закона и установив, что предоставляемые органом местного самоуправления жилые помещения не отвечают требованиям статьи 89 Жилищного кодекса РФ, поскольку не являются благоустроенными применительно к населенному пункту – сельское поселение «Пажга», суд не находит правовых оснований для удовлетворения встречных исковых требований администрации сельского поселения «Пажга».
Разрешая первоначальные исковые требования, суд, исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств и выводов, к которым пришел выше, а также с учетом положений части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу составом семьи пять человек жилое помещение, состоящее, не менее чем из двух комнат, по договору социального найма общей площадью не менее <данные изъяты> поскольку именно такими характеристиками обладает занимаемое в настоящее время Лукьяновой Г.Г., Лукьяновой Н.Г., Лукьяновой М.Г., Чертковой И.Г. и Чертковым Г.В. жилое помещение.
При этом доводы ответчика (истца) о предоставлении жилого помещения площадью не менее <данные изъяты>, суд находит ошибочными, поскольку названная площадь является применительно к занимаемому истцом жилому помещения жилой, тогда как общей площади жилого помещения соответствует <данные изъяты> что находит свое подтверждение в записях похозяйственных книг в той части, в которой они отображают общие сведения о квартире истца.
Кроме того, предоставляемое жилое помещение должно отвечать установленным требованиям и находиться в черте населенного пункта по месту жительства истца, а именно, на территории сельского поселения «Пажга».
Разрешая вопрос о технических характеристиках жилого помещения, суд, руководствуясь требованиями вышеприведенных норм жилищного законодательства, приходит к выводу, что предоставляемое жилое помещение должно соответствовать требованиям, предъявляемым ст.89 Жилищного кодекса РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального Кодекса РФ,
решил:
Исковые требования Лукьяновой Г.Г., Чертковой И.Г., Лукьяновой Н.Г., Черткова Г.В. к администрации муниципального образования сельского поселения «Пажга» удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования сельского поселения «Пажга» предоставить вне очереди Лукьяновой Г.Г. составом семьи пять человек, в числе которой Черткова И.Г., Лукьянова Н.Г., Лукьянова М.Г., Чертков Г.В., на условиях договора социального найма жилое помещение в виде квартиры благоустроенной применительно к условиям соответствующего населенного пункта – с.Пажга Сыктывдинского района Республики Коми, по общей площади не менее <данные изъяты> и состоящей не менее, чем из двух комнат, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте с. Пажга Сыктывдинского района Республики Коми.
В удовлетворении встречных исковых требований администрации муниципального образования сельского поселения «Пажга» к Лукьяновой Г.Г. о возложении обязанности переселиться в предлагаемые жилые помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 29.05.2016.
Судья Д.А. Колесникова