Дело № 2-604/21
УИД: 36RS0006-01-2020-005388-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 марта 2021 года суд Центрального района города Воронежа в составе: председательствующего судьи Буслаевой В.И.,
при секретаре Поповой Е.И.,
с участием:
истца Дорохиной Е.В.,
представителя истца по устному ходатайству Грековой А.А.,
представителя ответчика УПФР в г. Воронеже по доверенности Сухановой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорохиной Елены Владимировны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воронеже о возложении обязанности включить в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении, признании приобретение 30-летнего стажа, как за лицом, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на 24.08.2019, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 17.06.2020; возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 17.07.2020,
у с т а н о в и л:
17.07.2020 Дорохина Е.В. обратилась в Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением УПФР в г. Воронеже от 22.09.2020 Дорохиной Е.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения из- за отсутствия необходимого 30-летнего специального стажа требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 ч.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Не согласившись с постановленным решением, Дорохина Е.В. обратилась в суд за защитой нарушенных пенсионных прав, с учетом уточнения заявленных требований, просит суд:
1.Обязать УПФР в г. Воронеже включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении период (1 год как 1 год и 6 месяцев):
с 21.08.1991 по 04.04.1994 - нахождение в отпуске по уходу за ребенком.
2. Обязать УПФР в г. Воронеже включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в календарном исчислении периоды: с 09.10.2006 по 03.11.2006, с 11.04.2011, по 07.05.2011, с 12.01.2016 по 06.02.2016 специализации.
3. Признать приобретение 30-летнего стажа, как за лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на дату - 24 августа 2019 года.
4. Признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17 июля 2020 года.
5. Обязать УПФР в г. Воронеже назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 17 июля 2020 года.
В судебном заседании истец Дорохина Е.В. и ее представитель по устному ходатайству Грекова А.А., заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика УПФР в г. Воронеже по доверенности Суханова Н.Н., в удовлетворении заявленных требований просила отказать, представила суду письменные возражения на исковое заявление.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, полагает исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются :
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
В спорные периоды работы истца действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет". В соответствии с п. 2 Постановления N 464 установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии стационаров 1 год работы в этих должностях и подразделениях считать за 1 год 6 месяцев. На основании Постановления Совета Министров N 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений.
Судом установлено, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком: с 21.08.1991 по 04.04.1994 зачтен ответчиком в специальный стаж в календарном порядке, льготный стаж (1 год как 1 год 6 месяцев) не применен, со ссылкой на пп. «б» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения льготное исчисление специального стажа применяется только в отношении периодов работы.
Указанный период подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении по следующим основаниям.
Факт нахождения в указанном отпуске подтверждается справкой от 26.10.2020 (л.д. 14-15). Данный отпуск имел место также в период работы истца в качестве медицинской сестры в отделении сосудистой хирургии в Городской больнице № г. Воронежа (в настоящее время БУЗ ВО «ВГКБСМП №»), исчисленном ответчиком в специальном стаже в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев).
В соответствии с п. 21 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12.78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 29, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".
Из п. 6 Разъяснений "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, утвержденных Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982 № 156/10-30 (действовавших в спорный период) следует, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и за стаж работы по специальности и вознаграждения из фонда материального поощрения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.
Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
В соответствии с п. 2 Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком были увеличены до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Согласно п. 7 Разъяснения Госкомтруда СССР от 29.11.1989 г. № 375/24-11 время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж и в стаж работы по специальности, в том числе и при назначении государственных пенсий и в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Учитывая вышеизложенное, исходя из приведенных выше правовых норм, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев).
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации (специализации): с 09.10.2006 по 03.11.2006; с 11.04.2011 по 07.05.2011; с 12.01,2016 по 06.02.2016 подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 года № 5487-1, а так же ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрена обязанность медицинских работников совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации определяется Положением о порядке получения квалификационный категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения РФ, утвержденным приказом Минздрава РФ от 09.08.2001 года № 314. Повышение квалификации производится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение трудовой деятельности медицинского работника.
На основании изложенного прохождение курсов повышения квалификации (специализации) является неотъемлемой и необходимой частью исполнения истцом, как медицинским работником, своей профессиональной деятельности.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Аналогичная норма содержалась в ст. 112 Кодекса законов о труде РСФСР.
Согласно справке от 26.10.2020 (л.д. 14-15), копии трудовой книжки (л.д. 16-21), копии личной карточки (л.д. 22-26), копии приказов (л.д. 27-28,30,31,32,33,34,35), копии карточки-справки (л.д. 32-38), справки от 26.10.2020 (л.д. 39) истец находилась на специализации (курсы повышения квалификации). В указанные периоды времени истец успешно прошла обучение, а во время прохождения учебы ей начислялась заработная плата.
Прохождение курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности медицинского работника. При этом за истцом сохранялась заработная плата, а соответственно, производилось перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Специализация имела место в периоды работы в должности медицинской сестры в отделении сосудистой хирургии в Городской больнице № г. Воронежа (в настоящее время БУЗ ВО «ВГКБСМП №№ учтенных ответчиком в специальный стаж, в связи с чем спорные периоды нахождения на специализации так же подлежат включению в специальный стаж.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд приходит к выводу, что те обстоятельства, на которых истец основывает свои исковые требования, нашли своё подтверждение в ходе судебного заседания. Вместе с тем, доводы представителя ответчика, являются неубедительными, и противоречат установленным в судебном заседании обстоятельствам.
В силу ст. 22 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно п. 1.1. Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указано, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1статьи 30 указанного нормативного акта, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному закону. Так, в данном приложении указано, что при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 г. назначается она не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на нее.
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 03.10.2018г. №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, с 01.01.2019 пенсия лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 году 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев. Если указанная категория работников выработала необходимый стаж в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, пенсия им может быть назначена на полгода раньше.
С учетом удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж спорных периодов на 24.08.2019 истец имела необходимый специальный стаж более 30 лет, в связи с чем, за истцом следует признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17.07.2020; обязать ответчика назначить Дорохиной Е.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17.07.2020.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воронеже включить Дорохиной Елене Владимировне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев) период:
-с 21.08.1991 по 04.04.1994 - нахождение в отпуске по уходу за ребенком;
В календарном исчислении периоды:
-с 09.10.2006 по 03.11.2006;
-с 11.04.2011 по 07.05.2011;
-с 12.01.2016 по 06.02.2016 – специализации.
Признать за Дорохиной Еленой Владимировной приобретение 30-летнего стажа, как за лицом, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на 24.08.2019.
Признать за Дорохиной Еленой Владимировной право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17.07.2020.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже назначить Дорохиной Елене Владимировне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 20, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17.07.2020.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Буслаева В.И.
В окончательной форме решение изготовлено 04.03.2021.
Дело № 2-604/21
УИД: 36RS0006-01-2020-005388-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 марта 2021 года суд Центрального района города Воронежа в составе: председательствующего судьи Буслаевой В.И.,
при секретаре Поповой Е.И.,
с участием:
истца Дорохиной Е.В.,
представителя истца по устному ходатайству Грековой А.А.,
представителя ответчика УПФР в г. Воронеже по доверенности Сухановой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорохиной Елены Владимировны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воронеже о возложении обязанности включить в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении, признании приобретение 30-летнего стажа, как за лицом, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на 24.08.2019, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 17.06.2020; возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 17.07.2020,
у с т а н о в и л:
17.07.2020 Дорохина Е.В. обратилась в Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением УПФР в г. Воронеже от 22.09.2020 Дорохиной Е.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения из- за отсутствия необходимого 30-летнего специального стажа требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 ч.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Не согласившись с постановленным решением, Дорохина Е.В. обратилась в суд за защитой нарушенных пенсионных прав, с учетом уточнения заявленных требований, просит суд:
1.Обязать УПФР в г. Воронеже включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении период (1 год как 1 год и 6 месяцев):
с 21.08.1991 по 04.04.1994 - нахождение в отпуске по уходу за ребенком.
2. Обязать УПФР в г. Воронеже включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в календарном исчислении периоды: с 09.10.2006 по 03.11.2006, с 11.04.2011, по 07.05.2011, с 12.01.2016 по 06.02.2016 специализации.
3. Признать приобретение 30-летнего стажа, как за лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на дату - 24 августа 2019 года.
4. Признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17 июля 2020 года.
5. Обязать УПФР в г. Воронеже назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 17 июля 2020 года.
В судебном заседании истец Дорохина Е.В. и ее представитель по устному ходатайству Грекова А.А., заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика УПФР в г. Воронеже по доверенности Суханова Н.Н., в удовлетворении заявленных требований просила отказать, представила суду письменные возражения на исковое заявление.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, полагает исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются :
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
В спорные периоды работы истца действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет". В соответствии с п. 2 Постановления N 464 установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии стационаров 1 год работы в этих должностях и подразделениях считать за 1 год 6 месяцев. На основании Постановления Совета Министров N 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений.
Судом установлено, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком: с 21.08.1991 по 04.04.1994 зачтен ответчиком в специальный стаж в календарном порядке, льготный стаж (1 год как 1 год 6 месяцев) не применен, со ссылкой на пп. «б» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения льготное исчисление специального стажа применяется только в отношении периодов работы.
Указанный период подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении по следующим основаниям.
Факт нахождения в указанном отпуске подтверждается справкой от 26.10.2020 (л.д. 14-15). Данный отпуск имел место также в период работы истца в качестве медицинской сестры в отделении сосудистой хирургии в Городской больнице № г. Воронежа (в настоящее время БУЗ ВО «ВГКБСМП №»), исчисленном ответчиком в специальном стаже в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев).
В соответствии с п. 21 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12.78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 29, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".
Из п. 6 Разъяснений "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, утвержденных Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982 № 156/10-30 (действовавших в спорный период) следует, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и за стаж работы по специальности и вознаграждения из фонда материального поощрения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.
Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
В соответствии с п. 2 Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком были увеличены до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Согласно п. 7 Разъяснения Госкомтруда СССР от 29.11.1989 г. № 375/24-11 время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж и в стаж работы по специальности, в том числе и при назначении государственных пенсий и в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Учитывая вышеизложенное, исходя из приведенных выше правовых норм, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев).
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации (специализации): с 09.10.2006 по 03.11.2006; с 11.04.2011 по 07.05.2011; с 12.01,2016 по 06.02.2016 подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 года № 5487-1, а так же ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрена обязанность медицинских работников совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации определяется Положением о порядке получения квалификационный категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения РФ, утвержденным приказом Минздрава РФ от 09.08.2001 года № 314. Повышение квалификации производится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение трудовой деятельности медицинского работника.
На основании изложенного прохождение курсов повышения квалификации (специализации) является неотъемлемой и необходимой частью исполнения истцом, как медицинским работником, своей профессиональной деятельности.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Аналогичная норма содержалась в ст. 112 Кодекса законов о труде РСФСР.
Согласно справке от 26.10.2020 (л.д. 14-15), копии трудовой книжки (л.д. 16-21), копии личной карточки (л.д. 22-26), копии приказов (л.д. 27-28,30,31,32,33,34,35), копии карточки-справки (л.д. 32-38), справки от 26.10.2020 (л.д. 39) истец находилась на специализации (курсы повышения квалификации). В указанные периоды времени истец успешно прошла обучение, а во время прохождения учебы ей начислялась заработная плата.
Прохождение курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности медицинского работника. При этом за истцом сохранялась заработная плата, а соответственно, производилось перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Специализация имела место в периоды работы в должности медицинской сестры в отделении сосудистой хирургии в Городской больнице № г. Воронежа (в настоящее время БУЗ ВО «ВГКБСМП №№ учтенных ответчиком в специальный стаж, в связи с чем спорные периоды нахождения на специализации так же подлежат включению в специальный стаж.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд приходит к выводу, что те обстоятельства, на которых истец основывает свои исковые требования, нашли своё подтверждение в ходе судебного заседания. Вместе с тем, доводы представителя ответчика, являются неубедительными, и противоречат установленным в судебном заседании обстоятельствам.
В силу ст. 22 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно п. 1.1. Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указано, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1статьи 30 указанного нормативного акта, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному закону. Так, в данном приложении указано, что при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 г. назначается она не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на нее.
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 03.10.2018г. №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, с 01.01.2019 пенсия лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 году 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев. Если указанная категория работников выработала необходимый стаж в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, пенсия им может быть назначена на полгода раньше.
С учетом удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж спорных периодов на 24.08.2019 истец имела необходимый специальный стаж более 30 лет, в связи с чем, за истцом следует признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17.07.2020; обязать ответчика назначить Дорохиной Е.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17.07.2020.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воронеже включить Дорохиной Елене Владимировне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев) период:
-с 21.08.1991 по 04.04.1994 - нахождение в отпуске по уходу за ребенком;
В календарном исчислении периоды:
-с 09.10.2006 по 03.11.2006;
-с 11.04.2011 по 07.05.2011;
-с 12.01.2016 по 06.02.2016 – специализации.
Признать за Дорохиной Еленой Владимировной приобретение 30-летнего стажа, как за лицом, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на 24.08.2019.
Признать за Дорохиной Еленой Владимировной право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17.07.2020.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже назначить Дорохиной Елене Владимировне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 20, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17.07.2020.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Буслаева В.И.
В окончательной форме решение изготовлено 04.03.2021.