Решение по делу № 2-135/2018 ~ М-68/2018 от 13.02.2018

Дело № 2-135/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Белово «16» апреля 2018 года

Судья Беловского районного суда Кемеровской области Иванов В.И.,

при секретаре Сивохиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МКУ «КУМИ Беловского муниципального района» к Комар Л. М., ООО «Кемеровский Областной Кадастровый Центр» о признании отсутствующим и прекращении права собственности на земельный участок,

установил:

истец МКУ КУМИ Беловского муниципального района обратился в суд с иском к Комар Л. М., ООО «Кемеровский Областной Кадастровый Центр» о признании отсутствующим и прекращении права собственности на земельный участок, указывая, что ответчику Комар Л.М. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым площадью 68334+/-2287 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Кемеровская область, муниципальный район, <адрес> сельское поселение, которое в результате объединения вошло в состав <адрес> сельского поселения на основании Решения народных депутатов <адрес> сельского поселения Беловского муниципального от 28.10.2013 «О создании администрации <адрес> сельского поселения».

Право собственности на данный земельный участок Комар Л.М. зарегистрировано 28.12.11 в установленном законом порядке.

Земельный участок с кадастровым был поставлен на кадастровый учет 31.10.2011г. на основании заявления, а также межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Кудряшовой И.Я., являющейся работником ОАО «КОКЦ» отделение по г.Белово.

В соответствии со ст. 2-1 закона Кемеровской области от 18.12.2003 N 65-03 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кемеровской области» участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных на основании решения общего собрания участников долевой собственности или выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4-6 настоящей статьи.

Согласно ст. 2-2 указанного выше закона участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Размер (площадь) выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств почв определяется при разработке проекта межевания земельных участков, утверждаемого общим собранием собственников земельных долей либо решением собственника земельной доли или земельных долей.

Из выкопировки плана земель колхоза «Россия» не усматривается, что земельные участки в счет земельных долей выделяются из земель, имеющих показатели оценки состояния и свойств почвы в баллогектарах. Также проектные границы образуемых земельных участков установлены за пределами границ контуров сельхозугодий колхоза «Россия», имеющих оценку в баллогектарах.

Согласно п. 1, 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.

В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 40 Закона № 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Поскольку Администрация <адрес> сельского поселения является правопреемником Администрации <адрес> сельского поселения в соответствии с решением от 28.10.2013 СНД <адрес> сельского поселения, правом распоряжения земельными участками, находящимися на территории <адрес> сельского поселения право государственной собственности на которые не разграничено, в силу ст. 3.3 Закона № 137-ФЗ принадлежит администрации <адрес> сельского поселения. Поэтому, выделяя земельные участки за пределами границ контура сельскохозяйственных угодий колхоза «<данные изъяты> кадастровый инженер обязан был согласовать границы земельных участков с администрацией <адрес> сельского поселения.

Кроме того, кадастровый инженер должен был провести работу по определению площади выделяемых земельных участков в точном соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и землеустроительной документацией.

Согласно проекту землеустройства (перераспределения) земель колхоза «<данные изъяты>» Беловского района Кемеровской области, 1992г., выполненного в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», экспликации земель и выкопировки с плана земель колхоза «<данные изъяты>» определены категории сельскохозяйственных земель, переданных в собственность членов колхоза общей площадью 9063 га, их местоположение, установлены посторонние землепользователи и описаны границы смежных земель.

Согласно выкопировке с плана земель колхоза «<данные изъяты>» в границах контура сельхозугодий определена оценка земель по состоянию и плодородию почв баллогектарах. Такая оценка земель по состоянию почвы в местоположении спорных земельных участков отсутствует. Следовательно, данный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которым осуществляется органом местного самоуправления района на основании ст. 3.3 закона № 137-Ф3 от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

Из содержания п. 2 ст. 252 Гражданского кодекса РФ и п.1ст.13 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» усматривается, что выдел земельной доли может производиться только из состава земель сельскохозяйственного назначения, являющихся объектом общей долевой собственности, если такой выдел при этом не противоречит установленным законом требованиям к образованию земельных участков.

В данном случае в отношении выдела в счет земельной доли спорных земельных участков указанные требования соблюдены не были.

Согласно п.2 ч.2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости.

При таких обстоятельствах, законные основания для постановки на государственный кадастровый учет спорного земельного участка отсутствовали, поскольку его границы к тому моменту накладывались на земельный участок с кадастровым

Следовательно, выдел земельной доли в рамках проекта межевания земельных участков, подготовленных кадастровым инженером, произведен не исключительно из земель сельскохозяйственного назначения, являющихся объектом общей долевой собственности, а затрагивает земли, находящиеся в муниципальной собственности, что является недопустимым.

Согласно изменениям, внесённым в п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 от 03.07.2016 № 334-ФЗ, с 01.01.2017 предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.

На основании Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст.ст. 131-132 ГПК РФ, истец просит признать отсутствующим и прекратить право собственности Комар Л. М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на земельный участок с кадастровым категория земель: земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Кемеровская область, Беловский муниципальный район; снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым ; признать результаты межевания земельного участка, проведенные ОАО «КОКЦ» Беловский отдел по г.Белово, принадлежащих Комар Л.М. на праве собственности, расположенного по адресу: Кемеровская область, Беловский район, кадастровый , недействительными.

В судебном заседании представитель истца МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом Беловского муниципального района» Проскурякова Д.В., действующая на основании доверенности от 12.03.2018 требования поддержала в полном объеме.

Ответчик Комар Л.М. в судебном заседании исковые требования признала.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Кемеровский областной кадастровый центр» Кудряшова И.Я., действующая на основании доверенности от 22.01.2018г. по удовлетворению требований полагается на усмотрение суда, не оспаривала, что при проведении кадастровых работ не было получено согласование муниципального образования, субъекта Кемеровской области.

В судебное заседание представитель третьего лица ФГБУ ФКП Росреестра по Кемеровской области не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, представил суду отзыв на исковое заявление.

В судебное заседание третье лицо представитель администрации Моховского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду неизвестно.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее Закон № 137- ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (ч.3).

В соответствии со ст. 3.3 Закона № 137-ФЗ (введена Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ) распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (ч.1).

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района (ч.2).

Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.

Согласно изменениям, внесенным в пункт 2 статьи 3.3 Закона № 137-ФЗ от 03.07.2016 № 334-ФЗ, с 01 января 2017 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Спорный земельный участок находился на территории <адрес> сельского поселения Беловского муниципального района, которое в результате объединения вошло в состав <адрес> сельского поселения, что подтверждается следующим.

Решением Совета народных депутатов <адрес> сельского поселения Беловского муниципального района от 28.10.2013г. «О создании администрации <адрес> сельского поселения» на основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 61 ГК РФ, Закона Кемеровской области от 04.04.2003 № 42-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории Беловского муниципального района, и внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области» создано юридическое лицо – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования <адрес> сельское поселение – администрация <адрес> сельского поселения.

Согласно пунктам 5, 11 указанного Решения вновь образованная администрация <адрес> сельского поселения является правопреемником администрации <адрес> сельского поселения, а глава вновь образованного муниципального образования <адрес> сельское поселение – правопреемником главы <адрес> сельского поселения. Администрация <адрес> сельского поселения зарегистрировано в качестве юридического лица 03.12.2013 года.

Решением Совета народных депутатов Беловского муниципального района от 28.10.2010 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования <адрес> сельское поселение».

Таким образом, с учетом положений ч.2 ст.3.3 Закона № 137-ФЗ при наличии утвержденных Правил землепользования и застройки <адрес> сельского поселения, администрация <адрес> сельского поселения в период с 28.10.2010 до 28.10.2013 обладала полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории <адрес> сельского поселения, правопреемником которого является <адрес> сельское поселение.

Согласно ст. 44 ЗК РФ, ч.1 235 ГК РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

В соответствии со ст. 260 ГК РФ ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ч.1).

В соответствии с ч.1, 2 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу пункта 1 ч.1 ст. 39.1, ст. 39.2 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Статьей 37 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действующей на дату проведения кадастровых работ и постановки на учет земельного участка Комар Л.М.)установлено, что результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.

В соответствии со ст.38 Закона № 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Межевой план состоит из графической и текстовой частей.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

Порядок согласования местоположения границ земельных участков определен ст. 39 Закона № 221-ФЗ.

Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность (ч.1).

Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации (ч.2).

В силу п. 1, 5-8 ст.13 Закона № 101-ФЗ участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.

Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.

Порядок определения размера выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Отсутствие указанного порядка не является препятствием для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

Выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по правилам, установленным для выдела земельных долей, находящихся в частной собственности. При этом выдел таких земельных долей осуществляется в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшего качества.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым является учтенным, поставлен на кадастровый учет 31.10.2011г. на основании заявления Комар Л.М. от 28.10.2011г. о постановке на государственный кадастровый учёт объекта недвижимости. Также вместе с заявлением в орган кадастрового учета был представлен межевой план, подготовленный кадастровым инженером Кудряшовой И. Я. в связи с образованием земельного участка(ков) путем выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: Кемеровская область, Беловский район.

С учетом требований к подготовке межевого плана при составлении межевого плана кадастровым инженером использовался проект перераспределения земель колхоза «<данные изъяты>», выкопировка из которого включена в состав межевого плана. Также в состав приложения межевого плана кадастровым инженером включена выкопировка с плана земель колхоза «<данные изъяты>», на которой отмечена продуктивность земель (1 га/баллогектары).

Также из представленных документов следует, что извещение о собрании пайщиков о согласовании местоположения границ земельных участков, расположенных в колхозе «<данные изъяты>», было опубликовано кадастровым инженером в газете «Сельские зори» №17 (7529) от 13.03.2010г. и в газете «Сельские зори» №70 (7680) от 17.09.2011г. в соответствии со ст.39 Закона о кадастре.

По итогам проверки представленных документов, оснований предусмотренных ст. 26, 27 Закона о кадастре для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета, органом кадастрового учета выявлено не было.

Согласно сведениям ЕГРН в настоящее время на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Комар Л.М. (регистрационная запись от 28.12.2011г.), площадь земельного участка 68334кв.м., земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Кемеровская область, Беловский муниципальный район. Право собственности на земельный участок Комар Л.М. приобретено на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Беловского нотариального округа Малаховой О.И. 29.04.2008г. и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.06.2008, запись регистрации .

Согласно материалам кадастрового дела объекта недвижимости , представленного суду ФГБУ «ФКП Росреестра», земельный участок был поставлен на кадастровый учет 31.10.2011г. на основании заявления Комар Л.М., а также межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Кудряшовой И.Я., являющегося работником ОАО «КОКЦ» в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка путем выдела доли в праве общей долевой собственности из состава земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым , расположенного по адресу: Кемеровская область, Беловский район.

Согласно межевому плану земельных участков с кадастровым согласование размера и местоположение границ данных земельных участков проводилось кадастровым инженером путем публикации извещения в газете «Сельские зори».

Возражений относительно размера и местоположения границ образуемых земельных участков в соответствии с ч.14 ст.13.1 Закона № 101-ФЗ в адрес кадастрового инженера и ФГБУ «ФКП Росреестра» не поступало.

На основании подготовленных кадастровым инженером документов на регистрацию земельных участков, органом кадастрового учета – ФГБУ «ФКП Росреестра» оснований для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета, связанных с согласованием местоположения границ образуемых земельных участков, выявлено не было.

В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).

Органом кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

В соответствии с пунктом 9 ст. 27 Закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной, если такое согласование предусмотрено настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 2-1 закона Кемеровской области № 65-ОЗ от 18.12.2003 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кемеровской области» участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленнымЗемельным кодексом Российской ФедерациииФедеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (п.1).

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется (п.5).

Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленномФедеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (п.6).

Размер (площадь) выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств почв определяется при разработке проекта межевания земельных участков, утверждаемого общим собранием собственников земельных долей либо решением собственника земельной доли или земельных долей (п.7).

В соответствии со ст. 2-2 Закона № 65-ОЗ определение размера (площади) выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почв производится на основе проекта перераспределения (землеустройства) земель. В качестве единиц эквивалента плодородия почв следует применять используемые в материалах проекта перераспределения (землеустройства) земель или иных землеустроительных документах, полученных в результате проведения землеустройства и включенных в государственный фонд данных, показатели (баллогектары), которые были составлены по признакам и свойствам почв, существенно влияющим на урожайность сельскохозяйственных культур или продуктивность кормовых угодий.

Кадастровый инженер при подготовке проекта межевания земельных участков определяет размер (площадь) выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (участков) с учетом состояния и свойств его почв с соблюдением следующих этапов работ:
определение площади земельных участков, находящихся в долевой собственности, на дату подготовки проекта межевания земельных участков на основе сведений Единого государственного реестра недвижимости и соответствующей землеустроительной документации; получение в соответствующем органе местного самоуправления перечня собственников земельных долей, а также сведений о размерах их долевой собственности; определение размера (площади) земельной доли, выраженной в баллогектарах; определение размера (площади) и проектных границ земельных участков, образуемых в счет земельных долей, включенных в границы контуров сельскохозяйственных угодий, с учетом баллогектаров.

После утверждения проекта межевания общим собранием собственников земельных долей образование земельных участков в счет земельных долей при проведении кадастровых работ производится только с учетом состояния и свойств их почв.

Таким образом, в силу ст.2-1, 2-2 Закона № 65-ОЗ размер (площадь) выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почв производится на основе проекта перераспределения (землеустройства) земель.

Из материалов дела, суд усматривает, что при подготовке межевого плана о выделении земельного участка с кадастровым , расположенных по адресу: Кемеровская область, Беловский район, кадастровым инженером Кудряшовой И.Я., являющимся работником ООО «КОКЦ», допущены нарушения ст.2-1, 2-2 Закона Кемеровской области № 65-ОЗ от 18.12.2003 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кемеровской области». Заявленный иск МКУ «КУМИ Беловского муниципального района» по существу связан с незаконным установлением границ спорных земельных участков, постановкой их на кадастровый учет и дальнейшим совершением сделок с этим земельным участком. Земельный участок, выделенный Комар Л.М. в результате кадастровых работ, расположен на землях, не имеющих оценки по состоянию почв. Кроме того, из выкопировки с плана земель колхоза «Россия» следует, что земельный участок Комар Л.М. размежеван в районе Проектной на землях фонда перераспределения земель, право распоряжениями которыми относится компетенции муниципального образования, в связи с чем выделение земельного участка Комар Л.М. проведено с нарушением требований закона № 65-ОЗ от 18.12.2003, закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Учитывая, что земельный участок в районе проектной не имеет оценки по состоянию почв, кадастровый инженер не имел возможности достоверно определить размер земельного участка, выделяемого Комар Л.М. в счет своей земельной доли. Кроме того, кадастровый инженер обязан был согласовать границы земельного участка, в отношении которого производил кадастровые работы с муниципальным образованием <адрес> сельское поселение, что им не было выполнено.

Учитывая, что Администрация <адрес> сельского поселения является правопреемником Администрации <адрес> сельского поселения в соответствии с решением от 28.10.2013 СНД <адрес> сельского поселения только с 28.10.2013, правом распоряжения земельными участками, находящимися на территории <адрес> сельского поселения, право государственной собственности на которые не разграничено, в силу ст.3.3 Закона № 137 - ФЗ принадлежало администрации <адрес> сельского поселения. Поэтому, выделяя земельные участки за пределами границ контура сельскохозяйственных угодий колхоза «<данные изъяты>» кадастровый инженер был обязан согласовать границы земельных участков с администрацией <адрес> сельского поселения. Такое согласование в материалах дела отсутствует и ответчиком суду не представлено.

Кроме того, кадастровый инженер должен был провести работу по определению площади выделяемых земельных участков в точном соответствии со сведениями из Единого государственного реестра недвижимости и землеустроительной документацией. Такие документы в материалах кадастрового дела имеются, однако работы проведены без учета данных, содержащихся в проекте перераспределения земель колхоза «Россия», в выкопировке из плана земель колхоза «<данные изъяты>».

Также в материалах кадастрового дела отсутствуют данные о получении в органе местного самоуправления Коневского сельского поселения перечня собственников земельных долей и сведений о размерах их долевой собственности в соответствии с требованиями ст. 2-2 Закона Кемеровской области № 65-ОЗ.

Согласно проекту землеустройства (перераспределения) земель колхоза «<данные изъяты>» Беловского района Кемеровской области, 1992г., представленного суду представителем Управления Росреестра по Кемеровской области, определены категории сельскохозяйственных земель и их местоположение, переданных в собственность членов колхоза общей площадью 9063 га, установлены посторонние землепользователи и описаны границы смежных земель.

Местоположение спорного земельного участка воспроизведено в графической части межевого плана и находятся в границах контура земель, расположенного в районе <адрес>, и при этом смежные земли относятся к администрации <адрес> сельского совета.

Согласно выкопировке с плана земель колхоза «<данные изъяты>» в границах контура сельхозугодий определена оценка земель по состоянию и плодородию почв в баллогектарах. Такая оценка земель по состояния почвы в местоположении спорного земельного участка отсутствует.

Учитывая, что спорный земельный участок выделен на землях, не имеющих показателей оценки состояния и свойств почвы в баллогектарах, кадастровый инженер неправомерно определил границы и размеры земельного участка, выделяемого в счет земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым , собственником которого является Комар Л.М.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, что межевой план земельного участка с кадастровым выполнен с нарушением ст. 2-1, 2-2 закона Кемеровской области № 65-ОЗ и ст. 13.1 Закона № 101 –ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 39, 40 Закона № 221-ФЗ, в связи с чем, суд признает кадастровые работы по выделению земельного участка с кадастровым , недействительными, данный земельный участок подлежит снятию с кадастрового учета.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пунктах 52, 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН.

В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Комар Л.М. является надлежащим ответчиком по делу. Поскольку запись права собственности ответчика на земельные участки Комар Л.М. зарегистрирована в ЕГРН и нарушает право истца на распоряжение земельными участками, расположенными на территории <адрес> сельского поселения Беловского муниципального района, суд полагает, что истцом правомерно заявлены требования о признании отсутствующим и прекращении права собственности Комар Л.М. на земельный участок с кадастровыми

Учитывая, что кадастровым инженером неправильно определено и местоположение и границы земельных участков с кадастровым , постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности спорного земельного участка, осуществлена неправомерно, суд приходит к выводу, что право собственности Комар Л.М. на земельный участок с кадастровым подлежит признанию отсутствующим и прекращению, запись регистрации права в ЕГРН на спорный земельный участок - аннулированию.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования МКУ КУМИ Беловского муниципального района к Комар Л. М., ООО «Кемеровский областной кадастровый центр» о признании отсутствующим и прекращении права собственности на земельный участок удовлетворить.

Признать отсутствующим и прекратить право собственности Комар Л. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, на земельный участок с кадастровым , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Кемеровская область, Беловский муниципальный район.

Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Кемеровская область, Беловский район.

Аннулировать сведения в ЕГРН о земельном участке, расположенного по адресу: Кемеровская область, Беловский муниципальный район, с кадастровым

Признать результаты кадастровых работ по межеванию земельного участка с кадастровым проведенные ОАО «Кемеровский Областной Кадастровый Центр», принадлежащего Комар Л. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на праве собственности, расположенного по адресу: Кемеровская область, Беловский район, недействительными.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 20 апреля 2018г.

Судья: В.И. Иванов

2-135/2018 ~ М-68/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МКУ "КУМИ Беловского муниципального района"
Ответчики
Комар Любовь Михайловна
ООО "КОКЦ"
Другие
ФГБУ ФКП Росреестра по Кемеровской области
Управление Росреестра по Кемеровской области
Администрация Моховского сельского поселения
Суд
Беловский районный суд Кемеровской области
Судья
Иванов В.И.
Дело на сайте суда
belovsky--kmr.sudrf.ru
13.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2018Передача материалов судье
13.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2018Подготовка дела (собеседование)
20.03.2018Подготовка дела (собеседование)
20.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2018Судебное заседание
16.04.2018Судебное заседание
20.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее