РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-1723/2016
02.09.2016 года Алуштинский городской суд Республики Крым Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи - Хотяновой В.В.
при секретаре - Черемновой К.А.
с участием представителя истца – Задкова А.А.,
представителя ответчика и третьего лица– Реброва А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богданова В.В. к Администрации <адрес>, третье лицо – Алуштинский городской совет о признании недействительным постановления, обязательстве принять решение о предоставлении земельного участка и предоставить земельный участок, -
УСТАНОВИЛ:
Богданов В.В. обратился в суд с иском к Администрации города Алушты, третье лицо – Алуштинский городской совет, в котором просил признать недействительным постановление Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении заявления гражданина ФИО2», обязать Администрацию <адрес> принять решение о предоставлении земельного участка, площадью 0,250 га, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Кузнечный, кадастровый №, бесплатно в собственность ФИО2, обязать Администрацию <адрес> предоставить указанный участок ФИО2
Требования мотивированы тем что, решением Изобильненского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 разрешено составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,2500 га, за счет земель Изобильненского сельского совета, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, по пер. Кузнечный. ФИО2 обратился к ответчику с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в порядке завершения оформления права начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ. Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, пер. Кузнечный, кадастровый №, в связи с тем, что решение Изобильненского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № не являлось действующим на момент вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ. Вместе с тем, Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК и Постановление Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривают, что завершение оформления права на земельные участки осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления принятых до ДД.ММ.ГГГГ и не ограничивают период, с которого эти решения должны быть приняты. В связи с указанным, истец считает, что решение Изобильненского сельского совета является действующим, а постановление ответчика незаконным.
В судебном заседании представитель истца ФИО4 исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель Администрации <адрес> и Алуштинского городского совета ФИО5 иск не признал и просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, согласно Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-VI, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на момент присоединения Республики Крым к Российской Федерации, все решения о согласовании места расположения объекта или о предоставлении разрешения на разработку проекта отвода земельного участка принятые до момента вступления вышеуказанного закона в силу ДД.ММ.ГГГГ сохраняют силу в течение двух лет, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. Решение Изобильненского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ принято до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, оно утратило силу ДД.ММ.ГГГГ. Указанные разъяснения были даны Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым, которыми ответчик руководствовался при принятии обжалуемого постановления, в связи с чем оно является законным.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением Изобильненского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 разрешено составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,2500 га, за счет земель Изобильненского сельского совета, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, по пер. Кузнечный.
На основании указанного решения по заказу истца был составлен проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность ФИО2 для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес>, Изобильненский сельский совет, <адрес>, пер. Кузнечный, который так и не был утвержден.
ДД.ММ.ГГГГ был принят Федеральный конституционный закон №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения».
В целях реализации указанных положений Федерального конституционного закона были приняты Закон Республики Крым от 31.07.2014 г. №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и Постановления Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 г. №264 и от 02.09.2014 г. №313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым» (далее – Порядок).
Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке завершения оформления прав, начатого до 21 марта 2014 года.
Согласно статье 13 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и пункта 4 Порядка завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
В соответствии с указанным порядком истец ФИО2 обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления права начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ.
Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении заявления гражданина ФИО2» ФИО2 отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, пер. Кузнечный, кадастровый №, в связи с тем, что решение Изобильненского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № не являлось действующим на момент вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ.
Из обжалуемого истцом постановления следует, что оно принято, в том числе в соответствии с разъяснениями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Таким образом, судом установлено, что поскольку решение Изобильненского сельского совета № было принято ДД.ММ.ГГГГ, то по мнению ответчика, оно не может служить основанием для реализации права на предоставление в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав, поскольку утратило силу.
Вместе с тем, такие ограничения прямо не предусмотрены Законом Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК и Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 №313, однако содержатся в письменных разъяснениях №01/194 от 23.09.2014 г. Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым относительно завершения оформления прав на земельные участки согласно порядку, утвержденному постановлением СМ РК от 02.09.2014 №313.
Согласно указанным разъяснениям к действующим решениям отнесены решения, принятые в период с 14.10.2008 г. по 21.03.2014 г. (за исключением решений, в которых указан срок их действия, истекший до 21.03.2014 г.).
Решения, принятые до 14.10.2008, исключены Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым из категории оснований завершения оформления прав граждан на земельные участки со ссылкой на пункт 3 раздела второго Закона Украины №509-VI от 16.09.2008 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно содействия строительству» (далее – Закон Украины №509-VI).
По мнению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, решения, принятые до 14.10.2008 утратили своё действие 14.10.2010.
Однако, суд считает, что применение вышеуказанного разъяснения Министерства имущественных и земельных отношений, возможно не во всех случаях завершения оформления прав на земельные участки по следующим основаниям.
Законом Украины №509-VI, ссылка на который содержится в разъяснениях министерства и на который ссылается в своих возражениях представитель Администрации города Алушты, в частности, изложены в новой редакции статьи 124 и 134 Земельного кодекса Украины, а также внесены дополнения в раздел Х «Переходные положения». Новая редакция статей, а также внесённые изменения и дополнения не касаются передачи земельных участков в собственность граждан. Они предусматривают новые условия для передачи земельных участков в аренду исключительно под застройку, в том числе и предельные сроки действия разрешений (распоряжений) при передаче земельных участков в аренду. С принятием Закона Украины №509-VI были ограничены права заинтересованных граждан и юридических лиц, которым было выдано разрешение на составление документации по землеустройству для отвода в аренду земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности для целей, которые не подпадали под действие ч. 2, 3 ст. 134 ЗК Украины. В связи с этим законодателем для таких случаев была предусмотрена возможность реализовать такие решения в течение двух лет со дня вступления в силу Закона Украины №509-VI, то есть до 14.10.2010 г.
Вместе с тем, передача земельных участков в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации не требовала проведения земельных торгов, в связи с чем действие пункта 3 раздела 2 Закона Украины №509-VI на данные правоотношения не распространялось и не распространяется.
Применение законодательства Украины, которое не регулирует спорные правоотношения, противоречит принципам правового регулирования, положенным в основу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что решение 32 сессии 5 созыва Изобильненского сельского совета №32/14 от 24.01.2008 года «О разрешении на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка Богданову В.В.» следует считать основанием к завершению оформления права на земельный участок на территории Республики Крым как действительное и действующее.
Таким образом, обжалуемое истом постановление является незаконным, принято без соблюдения норм действующего законодательства, и нарушает право истца на предоставление ему земельного участка бесплатно в собственность в порядке завершения права на оформление земельного участка, в связи с чем суд находит подлежащими удовлетворению требования истца в части признания недействительным данного постановления.
Вместе с тем, суд считает необоснованными требования истца в части обязательства ответчика принять решение о передачи земельного участка и предоставить земельный участок в собственность истцу, так как суд своим решением не может заменять функции органа местного самоуправления, который наделен полномочиями рассматривать заявления граждан и принимать постановления о передачи земельных участков в собственность.
С учетом требований ст. 12 ГК РФ суд считает необходимым для полной защиты прав истца выйти за пределы предъявленных исковых требований и обязать ответчика рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления права, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Богданова В.В. – удовлетворить частично.
Признать недействительным постановление Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении заявления гражданина ФИО2».
Обязать Администрацию <адрес> рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления права, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым о образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
В остальной части иска –отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный Суд Республики Крым с подачей апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд с момента изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В.Хотянова