Дело № 2-3843/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2014 года
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Казакова М.В.,
при секретаре Пинаевой А.А.,
с участием представителей истца Базаровой Ю.А., Нецветаевой Т.В. (по доверенности, л.д. 46, 47), представителя филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Пермскому краю Михеева А.В. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «7 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» об обжаловании отказа в проведении государственного кадастрового учета земельного участка,
установил:
ФГКУ "7 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю" обратилось в суд с иском о признании незаконным отказа филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Пермскому краю от Дата в проведении государственного кадастрового учета вновь образованного земельного участка по адресу: Адрес, возложении обязанности провести государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением ему категории земли "земли населенных пунктов".
В обоснование заявленных требований указано, что Дата заявителем получен отказ филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Пермскому краю в проведении государственного кадастрового учета земельного участка по адресу: Адрес, поскольку земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, т.к. земельный участок образован из двух участков, при этом один из участков отнесен к категории земель "земли населенных пунктов", а в отношении другого участка категория земель не установлена. Генеральный план города Перми утвержден решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 года № 205. Акт об утверждении плана является актом о переводе земель и земельных участков. Вся территории города Перми относится к землям населенных пунктов. Местоположение земельного участка с кадастровым номером: Адрес
В судебном заседании представители заявителя настаивали на удовлетворении заявленных требований по изложенным основаниям.
Представитель филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Пермскому краю в судебном заседании возражал против заявленных требований по доводам письменных возражений, представленных в судебное заседание.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Согласно ст. 2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений...
В силу п. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (пункт 1). Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (пункт 2).
В соответствии с п. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В судебном заседании установлено, что письмом филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Пермскому краю от Дата в адрес ФГКУ "7 отряд ФПС по Пермскому краю" был возвращен межевой план от Дата года, одновременно были разъяснены положения действующего законодательства об основаниях государственного кадастрового учета изменений земельного участка (на основании заявления и предусмотренных законом документов), а также иные положения действующего законодательства.
Данное письмо заявитель считает незаконным решением об отказе в государственном кадастровом учете вновь образованного земельного участка, однако доводы заявителя об этом являются необоснованными.
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42. Пунктами 18, 19 данного Порядка предусмотрен перечень решений, принимаемых органом кадастрового учета при выполнении кадастровых процедур, в том числе решения о приостановлении осуществления кадастрового учета и об отказе в осуществлении кадастрового учета. Основания для приостановления осуществления кадастрового учета и отказа в осуществлении кадастрового учета установлены ст. 26, 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Оспариваемое письмо Филиала не относится к числу предусмотренных Порядком видов решений органа кадастрового учета, письмо не содержит властное волеизъявление о приостановлении либо отказе в осуществлении кадастрового учета. Соответственно, данное письмо не препятствует реализации прав заявителя в сфере кадастрового учета, не нарушает его права и не возлагает на него какую-либо незаконную обязанность. Иное из содержания данного письма не следует. При таких обстоятельствах, отсутствует факт нарушения прав заявителя в результате направления данного письма как необходимое условие судебной защиты таких прав, что является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из оспариваемого письма, заявителю разъяснен порядок обращения в орган государственного кадастрового учета.
Так, в соответствии с требованиям ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Формы заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества утверждены приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 № 529.
Надлежащего обращения в орган кадастрового учета не было, что следует из отзыва. Иного суду не доказано. Обращение заявителя было рассмотрено в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации".
Поскольку надлежащее обращение о государственном кадастровом учете с приложением заявления по предусмотренной форме и с приложением необходимых документов не состоялось, при этом обращение заявителя было рассмотрено и на него был дан соответствующий обращению ответ, нарушение прав заявителя также отсутствует, поскольку при отсутствии надлежащего обращения между сторонами не возникли правоотношения по поводу кадастрового учета. Иного суду не доказано. Заявитель не лишен возможности обратиться в орган кадастрового учета в порядке, установленном законом. Данные обстоятельства также являются основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, заявителем пропущен установленный законом срок для защиты своих прав, доказательств уважительности причин пропуска срока суду не представлено. Доводы о том, что о нарушении прав стало известно Дата (л.д. 21) несостоятельны, поскольку оспариваемое письмо было получено заявителем Дата года, что следует из искового заявления, а также из письма в Территориальное управление Росимущества от Дата (л.д. 22-24). На обращение заявителя в Территориальное управление Росимущества от Дата с просьбой обратиться с исковым заявлением по поводу письма Филиала был дан ответ о том, что заявитель не лишен возможности самостоятельно обратиться в суд с таким заявлением (л.д. 25-26), что является обоснованным. Переписка с Территориальным управлением Росимущества по поводу того, кому следует обратиться в суд, не может служить уважительной причиной пропуска установленного законом срока обращения в суд. Пропуск срока для обращения в суд без уважительных причин является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, по поводу требований о возложении обязанности осуществить кадастровый и присвоения земельному участку категории земель "земли населенных пунктов" следует отметить следующее:
В состав вновь образуемого земельного участка, государственный кадастровый учет которого интересует заявителя, входят два земельных участка, один из которых относится к категории земель "земли населенных пунктов", тогда как в отношении второго тогда земельного участка категория земель не установлена, что следует из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером № (л.д. 41) и сторонами не оспаривается. Таким образом, земельные участки, из которых образуется земельный участок, в кадастровом учете которого заинтересован заявитель, отнесены к различным категориям земель, что является препятствием для осуществления кадастрового учета в силу прямого запрета, установленного действующим законодательством.
Так, согласно п. 69 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, сведения о категории земель образуемого земельного участка должны соответствовать сведениям о категории земель исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных федеральным земельным законодательством. Если в ГКН отсутствуют сведения об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель, сведения о принадлежности образуемых земельных участков к определенной категории земель вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель.
Кроме того, здесь необходимо отметить следующее:
По смыслу ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации, установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
По смыслу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ населенного пункта.
Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71.
По смыслу п. 3 названных Правил, в случае установления или изменения границ населенного пункта в орган кадастрового учета подлежит направлению документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в актах уполномоченных органов об установлении или изменении границ населенных пунктов. Обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам, предусмотренным пунктами 3 - 5 настоящих Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства (пункт 17 указанных Правил), к которым, по смыслу ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве", относятся территории населенных пунктов, при этом землеустройство представляет собой мероприятия в том числе по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства.
В силу ст. 20 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве", карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 настоящей статьи решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
По смыслу ч. 1 и 3 ст. 5 названного Федерального закона, орган местного самоуправления, принявший акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, действующим законодательством подробно регламентирован порядок установления категории земель, перевода земель из одной категории в другую, полномочия и обязанности органов местного самоуправления по представлению сведений, касающихся изменения категории земель в орган кадастрового учета, полномочия органа кадастрового учета. Орган кадастрового учета не является органом, к компетенции которого относится присвоение категории земель конкретному земельному участку, поскольку решение данного вопроса отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Отсутствие в органе кадастрового учета сведений о категории земель конкретного земельного участка, в том числе при в связи с тем, что орган местного самоуправления не предоставляет такие сведения, препятствует кадастровому учету. Доводы представителя филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Пермскому краю об этом являются обоснованными. Доказательств обратного суду не представлено.
Учитывая изложенное, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Федерального государственного казенного учреждения «7 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» о признании незаконным отказа от Дата года, возложении обязанности провести государственный кадастровый учет земельного участка по адресу: Адрес и присвоить земельному участку с кадастровым номером № категорию земли «земли населенных пунктов» – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме (31 октября 2014 года).
Судья: М.В. Казаков